«Нам приходится взывать к 3% финансово грамотных граждан». Почему инвеcторы не любят «крауд»

Даниил Попов

Партнер, директор по продажам и маркетингу AKTIVO

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Даниил Попов

Новости о том, как краудфандинг помогает собрать средства для очередного социального или благотворительного проекта, мы слышим регулярно. Благотворительность и социальные проекты — огромное поле деятельности для крауд-сервисов в России. В то же время объемы российского рынка краудинвестинга, к сожалению, пока невелики.

Данил Попов, директор по маркетингу краудфандинговой площадки недвижимости Aktivo, рассказывает, в чем причины столь низкого интереса инвесторов к проектам с приставкой «крауд» и есть ли будущее у краудинвестинга в России.  

Россия как ЮАР

По прогнозу Всемирного Банка, к 2025 году годовой объем краудинвестиций в развивающихся странах может достичь $95 миллиардов. Но наша страна среди отстающих в этой сфере. По объему рынка крудинвестинга аналитики Банка сравнивают нас с ЮАР, количество реально работающих краудинвестинговых площадок в России и Южной Африке тоже одинаковое. 

Между тем, согласно отчету исследовательской компании Massolution, объем мировой индустрии краудфандинга в 2016 году уже может превысить объемы всего мирового венчурного рынка. Ежегодно объем средств, привлеченных через краудфандинг, удваивается. Существует ли сегодня какая-либо другая индустрия, развивающаяся столь бурными темпами? 

Рынок там

Изначально краудфандинговые сервисы зародились как онлайн-платформы для сбора денег на благотворительные или социальные проекты. Посетители этих сайтов скидывались деньгами в помощь кому-либо, финансировали творческие проекты, к примеру, релиз новых дисков или турне музыкальных групп. Как в России, так и за рубежом, именно благотворительные краудфандинговые кампании намного чаще освещаются в прессе.

В то время как по объемам рынка в топе лидирующих категорий краудфандинга, согласно тому же отчету Massolution, как раз бизнес, предпринимательство и лишь потом социальные инициативы. В лидерах роста среди категорий крауд-проектов:

  • Крудлендинг (займы для бизнеса от частных лиц),
  • Акционерный краудфандинг (вхождение в капитал молодых развивающихся компаний),
  • Роялти-краудфандинг,
  • Краудфандинг недвижимости.

В начале 2000 годов в США начинает развиваться финансирование при помощи краудфандинга различных бизнес-проектов, краудинвестинг и краудлендинг. В 2005 году появляется EquityNet, первый сервис, который предлагает частным инвесторам вкладываться в стартапы, а в 2010 году — популярный сегодня проект AngelList, специализирующийся на акционерном финансировании.

В последние годы как грибы после дождя в США возникают сервисы для коллективных инвестиций в недвижимость (по сути, это тоже краудинвестинговые проекты): Realty Mogul, Fundrise, Property Peers и другие.

Спрос на крауд-инвестиции в недвижимость на американском рынке сейчас очень велик: на хорошие активы буквально выстраивается очередь желающих вложить деньги.

Существуют даже информационные ресурсы, обслуживающие пайщиков, а телеканал CNBC на основе данных компании Crowdnetic отслеживает индекс инвестиций в крауд-финансирование недвижимости. Всего в мире насчитывается около 200 краудфандинговых площадок, работающих в этой сфере.

В США, где зародилась эта индустрия, в 2014 году через краудфандинг в проекты недвижимости было привлечено около $1 миллиарда, в 2015 году объем этого рынка оценивается уже в $2,6 миллиарда. А что в России? Стоит ли ожидать, что зарубежные тренды докатятся и до нас?

Рынок здесь

Первая краудинвестинговая платформа в России Smartmarket.net открылась в 2012 году и через год уже закрылась. В 2013 году стартовали краудинвестинговые площадки VCStart (прекратила работу в апреле 2015 года), WeShare (работа приостановлена в 2015 году). Им на смену пришли инвестиционная площадка StartTrack, получившая $3 миллиона от ФРИИ, и также ныне здравствующий сервис Ямикс. А вот краудфандинговая (краудивестинговая) платформа недвижимости в России одна, это, собственно, наш проект, основанный в 2015 году.

Точных данных о размере российского рынка краудинвестиций нет. Известно, что всего за год работы проект StartTrack привлек около полмиллиарда рублей, примерно такой же объем средств вложили инвесторы в недвижимость на нашей площадке. 

Оборот краудинвестинговых платформ в мире растет двузначными темпами, нашей же страны общая динамика не касается.

Надо признать, что активно в нашей стране развивается пока лишь благотворительный и социальный краудфандинг, с инвестициями не связанный.

Что тормозит развитие крауд-инвестиций в России

Одним из тормозов развития крауд-инвестиций в недвижимость или стартапы в нашей стране часто называют отсутствие законодательства, которое регулировало бы данную сферу. Как, например, принятый в 2012 году в США закон JOBS Act, определивший права и обязанности всех участников этого рынка, в том числе самих краудинвестинговых площадок.

В то же время далеко не все участники рынка уверены в том, что государственное регулирование — именно то, в чем нуждается рынок краудинвестиций в России. Неизвестно по какому пути пойдет регулирование в этой сфере, не ухудшит ли оно ситуацию, установив очередные бюрократические барьеры, которых в нашей работе и без того хватает?

На мой взгляд, тормозом для развития краудинвестинговых проектов является отсутствие финансовой грамотности и недоверие населения к любым инвестиционным инструментам.

Неважно, применяется ли к ним приставка «крауд» или нет. Если в США не так просто найти семью, у которой не было бы вложений в ценные бумаги, в акции или облигации, то в России 97% экономически активного населения не пользуются никакими инвестиционными инструментами, кроме банковских вкладов.

Инвестиционный рынок в России очень мал. Немудрено, ведь ему приходится уповать на ресурсы 3% финансово грамотных граждан, которые разбираются в рынке инвестиций и представляют, как работают те или иные инструменты.

Маркетологи практически всех работающих на российском рынке инвестиционных компаний ставят своей задачей прорекламировать исключительно свой инвестиционный инструмент для маленькой группы «продвинутых» инвесторов. Возникает ощущение, что развитие потенциала российского рынка инвестиций никого на самом деле не интересует.

А ведь объем рынка зависит от того, насколько мы все будем работать над популяризацией инвестиций как таковых, над развитием финансовой грамотности, на отсутствие которой мы все сетуем годами, не предпринимая никаких усилий.


Материалы по теме:

Собирательный образ: кто такой краудинвестор

Взболтать, но не смешивать: как выбрать тот самый канал финансирования

Ответ всем «обиженкам»: краудфандинг реально помог мне сделать бизнес

Вложения россиян в краудфандинг выросли на 70% за 2016 год – «Яндекс.Деньги»

Краудинвестинг в России: быть или не быть?

Три беспроигрышных области для запуска краудфандинга



Комментарии

  • Viktor 15:43, 11.01.2017
    0
    А еще краудинвестинг - новый ход для маркетологов управляющих компаний по продаже паев ЗПИФН-ов.
  • Viktor Danil Popov 16:47, 11.01.2017
    0
    Ну закрытые паевые инвестиционные фонды (особенно недвижимости) для управляющих скорее "бутиковый" продукт, их сложно продавать в рынок. А вот для крауд-инвестинговых платформ которые не хотят подвергать клиентов опасности, это единственная приемлемая форма структуры владения недвижимостью. Я писал о специфике здесь https://rb.ru/opinion/zpif/
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase