Устройство на работу — своего рода игра в честность. Как не каждый соискатель предельно правдиво рассказывает на собеседовании о своем опыте работы и причинах ухода с предыдущего места, так и рекрутеры, в свою очередь, озвучивают далеко не все детали открытой вакансии. Евгения Дворская, основатель JungleJobs и HR-робота Sever.AI, выясняла, о чем именно умалчивают компании при приеме сотрудников.
Где начинается неправда
Уже на начальном этапе взаимодействия с кандидатом работодатель, как правило, не сообщает соискателю всей правды — просто потому, что описание вакансии не может вместить всех нюансов работы в компании.
В объявлении о поиске сотрудника не будет сказано, почему интересная позиция оказалось вакантной, после упоминания пожелания о «стрессоустойчивости» не поясняется, с чем именно связан стресс на рабочем месте, а также вы вряд ли будете предупреждены о возможных переработках.
Прошлогодний анонимный опрос компании JungleJobs показал: из 226 российских и зарубежных компаний о том, что им приходится редко или иногда обманывать своих кандидатов, сообщили более половины (57%). Чаще всего компаниям приходится не раскрывать полной правды в вопросах размера дохода или перспектив роста (26%), умалчивать о необходимости командировок (25%) или не давать точного ответа относительно набора обязанностей (23%).
Анна Ганюшина, руководитель отдела ALTA Personnel, считает, что работодатель не говорит о чем-то при первом контакте, чтобы не «спугнуть» кандидата:
Например, о серой зарплате или о том, что на этой позиции кандидат будет третьим человеком за год. Но, как правило, к финальному собеседованию или в момент подписания контракта все это открывается, особенно если соискатель проявляет любознательность. Редко кто способен слукавить, отвечая на прямой вопрос.
Поэтому кандидат на начальном этапе должен уметь задавать вопросы о будущей работе — подробно и без стеснения обсуждать моменты, которые лично ему кажутся значительными.
Когда обман «по-крупному»
«Крупный обман» чаще всего касается вопросов финансового здоровья компании. Так, например, задержки заработной платы сотруднику — это грубое нарушение трудового кодекса РФ, при этом неважно, задерживают на три дня или на три месяца.
Рекрутер онлайн-биржи JungleJobs Ольга Синельникова рассказывает о случае из практики:
На собеседовании HR-специалист спросила кандидата, как та относится к задержкам зарплаты. Девушка ответила, что относится отрицательно — на что получила ответ рекрутера о том, что в их компании это случается крайне редко, и если задержка и происходит, то не дольше, чем на неделю-две. Кандидатка вышла на работу, а через полгода ей пришлось уволиться — заработную плату стали задерживать на два месяца и дольше. В итоге дело рассматривал суд и с работодателя взыскали в пользу работницы три оклада задержанной зарплаты, три оклада выплаты по соглашению сторон, а также отпускные.
Соискатель мог бы обезопасить себя от недобросовестного работодателя, если бы изначально выразил однозначное «нет» беспорядочному отношению к финансовым вопросам или же показал на собеседовании, что знаком с Трудовым кодексом.
Мой совет — не спешите связываться с компанией, амбиции которой не подтверждены ничем, кроме как словами рекрутера. Изучайте рынок, сайты отзывов о работодателе, страницы компании и комментарии о ней в социальных сетях, не делайте поспешных выводов.
Не смертельно, но неприятно
Существует также история про обман «средней степени» тяжести — когда, к примеру, работодатели говорят о «фактическом отсутствии» бюрократии при явном существовании скрипучей машины документооборота, или обещают «уютный светлый офис» при наличии небольшого опен-спейса на 50 человек, или «забывают сказать» о наличии системы штрафов.
Моя коллега Анна Ганюшина считает, что довольно часто это происходит непреднамеренно — все дело в плохо организованных бизнес-процессах и неправильных людях на местах.
Здесь в топе несбывшихся обещаний — стандартные сообщения рекрутеров относительно лояльности руководства, когда по факту в компании организована сложная внутренняя структура, один сотрудник работает с несколькими менеджерами одновременно.
«И это скорее не обман, а больше фраза-паразит, которую говорят все hr-менеджеры, не задумываясь о содержании», — считает Ольга Синельникова. Поэтому кандидату не мешает сразу выяснить, как тесно он будет общаться с прямым руководителем, сколько человек контролируют его работу, как именно он получает от руководства обратную связь.
Отдельно идет история о бонусах, премиях и KPI — дело в том, что выплата премиальных в некоторых компаниях до сих пор зависит от субъективного решения руководства. Как итог — вместо обещанного «бонусы все компенсируют» работник фактически имеет чистый оклад. Поэтому важно с самого начала узнать о том, насколько прозрачна система оценки продуктивности в команде.
Также можем выделить тип замалчивания, характерный для сотрудников медиапрофессий и творческой среды. Он связан с нечетким разделением зон ответственности.
К примеру, перфоманс-маркетолога просят рисовать мокапы в фотошопе, потому что нет копирайтера и дизайнера. И наоборот, если отдел контент-проектирования наполнен разными узкими специалистами, полезного на своем участке райтера может выхватить активный СЕО или редакция сайта — на обслуживание личных целей. И вместо описания кнопок к прототипам узкий мастер будет сочинять тексты для рассылки.
Приравнивается ли недоговоренность к обману?
«Грех легкой категории» — когда рекрутер намеренно не озвучивает вещи, которые могут не понравиться кандидату. И касается это совершенно разных моментов, связанных с организацией рабочих процессов.
Анна Ганюшина, руководитель отдела ALTA Personnel, приводит пример: «Сотрудник интересуется, есть ли парковка в офисе и получает утвердительный ответ, а потом выясняет, что места на парковке выделяются не всем и не сразу. Здесь нет обмана, человек просто недовыяснил, а рекрутер — по какой-то причине не стал разъяснять подробности».
При этом далеко не весь сор, который выносится — а точнее, не выносится — из избы, может быть токсичным. Даже если hr не говорит о том, что в компании есть устоявшаяся традиция игры в «Мафию», есть шанс, что новый сотрудник с радостью примет эту традицию. Ровно такой же шанс, что человек окажется совершенно к этому равнодушен. Но это не означает, что этот факт поставит крест на его профессиональном развитии.
Относится ли недоговаривание к обману — вопрос открытый. Но если вы принципиально против «Мафии» с сотрудниками, лучше выяснить это заранее — например, просмотреть профили в соцсетях потенциальных коллег.
Теперь, когда вы в курсе
«Ложь — это не показатель компетентности или некомпетентности, это скорее вопрос морали. У компании нет цели обмануть, потому что обман раскрывается через месяц работы, человек уходит, или начинает работать плохо и искать новую работу, или портит репутацию компании — и в итоге фирма несет убытки», — комментирует Анна Ганюшина, руководитель отдела ALTA Personnel.
Ольга Синельникова добавляет:
«В чистом виде ложь рекрутера может привести к полной его дисквалификации и выбыванию из профессионального поля. Но, несомненно, он может предлагать смотреть на ситуацию с выгодных сторон и выбирать, где утрировать, а где нет».
Все, что остается делать кандидату, — хладнокровно задавать вопросы. «По какой причине уволился последний человек, который занимал эту должность?», «В случае, если я идеально справляюсь с обязанностями, где я могу находиться в компании через год, три, пять лет?», «Есть ли что-то важное о работе, что мне следует знать, прежде чем мы начнем?». Чем больше вопросов вы зададите, тем ближе будете к истине.
Кандидату имеет смысл заранее сформулировать для себя моменты, где ложь лично для него неприемлема. По другим условиям, которые вам не так важны, не прогибайте переговорщика — заранее все выпытать невозможно, и самое лучшее — настроиться позитивно и открыто. В конце концов, это всего лишь еще один рабочий отрезок в жизни.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Я была обычным рекрутером, но решила бросить себе вызов – и основала стартап. Посмотрите, чего мне удалось добиться
- 2 Как подбирать сотрудников, если вы не HR?
- 3 Можно ли собрать классную команду и не стать HR-акулой на региональном digital-рынке?
- 4 Пять советов от HR: как пройти собеседование без проблем
- 5 5 слов и фраз, которые обесценивают ваше мнение в глазах собеседника