Многие кандидаты считают интервью с рекрутером пустой тратой времени – этапом, без которого можно обойтись. Все так, обойтись можно – но стоит ли? С правильным подходом есть шанс буквально обзавестись консультантом, который ответит на все вопросы, поможет подготовиться к интервью и расскажет о специфических требованиях каждого работодателя.
Дарья Бурашникова, эксперт Spice Recruitment, рассказывает, как извлечь из собеседования максимальную выгоду.
Разговор с рекрутером окажется эффективным, только если интервью превратится в полноценный диалог. Предлагаю список вопросов, которые стоит задать агенту, чтобы получить от встречи максимум пользы.
1. Как давно вы работаете с компанией? Как вы взаимодействуете с ней?
Ответы на эти вопросы определят, насколько информативной окажется для вас беседа. Рекрутер, работающий с компанией не один год, может рассказать много того, чего не найти в интернете. Выясните, работает ли он на эксклюзивных условиях или конкурирует с другими агентствами? Во втором случае обратной связи потребуется ждать дольше, и, возможно, придется напоминать рекрутеру о себе.
2. Это то, что я уже знаю о компании. Может быть, есть что-то еще, что я должен знать?
Если вы уже знакомы с работой и продуктами компании, не просите рекрутера повторять то, что и так вам известно. Расскажите, какая информация у вас есть, выскажите свое субъективное мнение: так вы узнаете куда больше интересного. Возможно, какие-то ваши сведения ошибочны или устарели, лучше провести их «апдейт» до встречи с работодателем.
3. Есть ли у компании ограничения во времени для закрытия этой позиции? Дело в том, что я…
...(планирую отпуск, не могу покинуть текущее место в ближайшее два месяца и т.д.).
Не надейтесь, что работодатель, для которого критично закрыть позицию через месяц, после знакомства с вами передумает и будет ждать вашего выхода полгода. Расскажите обо всех сдерживающих вас обстоятельствах: рекрутер поможет подобрать лучший вариант и найти компромисс.
4. Правильно ли я понял цели и обязанности? Есть ли что-то еще, чего нет в описании позиции?
И снова: не просите рекрутера пересказывать описание вакансии, которое он уже выслал вам – это не нужно ни вам, ни ему (см. п. 2). Расскажите подробно, как вы поняли позицию, и спросите, что еще вам полезно знать. Так вы получите действительно ценные детали и сможете объективно оценить позицию.
5. Я могу рассчитывать на гибкость компании в отношении заработной платы?
Уточните, какова политика компании в отношении оплаты труда: есть ли грейдовая система или принят утвержденный бюджет, за пределы которого работодатель не может выйти? Если ограничения критичны, а ваши запросы выше заявленной планки, не стоит тратить время на встречи, результатом которых будет только взаимное разочарование.
Компания может быть гибкой в финансовых вопросах и отталкивается от уровня кандидата? Проследите за тем, чтобы информация о ваших зарплатных ожиданиях не отправились к нанимающему менеджеру в формате «от … рублей». Оцените сумму, которую вам было бы действительно комфортно получать, и назовите именно ее.
В частной беседе с рекрутером можно дополнительно озвучить ваш «минимум»: консультант финансово заинтересован в том, чтобы «продать вас подороже» и всегда будет играть на вашей стороне, но так у него появится поле для маневра при согласовании для вас оффера.
Если вы по каким-то причинам получаете зарплату значительно ниже рынка (например, работаете в глубинке) и боитесь «продешевить», не пытайтесь наобум назвать максимальную приемлемую сумму: посоветуйтесь с рекрутером, он поможет оценить уровень.
6. Как бы вы описали корпоративную культуру? Как одеться на собеседование?
Такую информацию можно получить в интернете или напрямую от работодателя, но именно комментарий рекрутера будет самым ценным. Внутренний HR является частью корпоративной культуры и, с высокой вероятностью, сам создает ее: его взгляд субъективен. Рекрутер наблюдает со стороны, видит плюсы и минусы внутренней политики работодателя и предупредит о его строгости или, наоборот, либеральности.
Используйте информацию, которую ваш консультант получил за время взаимодействия с компанией: во что были одеты успешные кандидаты, о каком хобби стоит упомянуть на собеседовании, о чем промолчать. У агента нет цели «впарить» вам эту работу любой ценой, и он не станет пытаться устроить кандидата, привыкшего к гибкости в графике, в компанию с жестко фиксированным рабочим днем и штрафами за опоздания.
7. Кто будет моим руководителем? Расскажите о нем.
Даже если ваш потенциальный начальник – публичная персона, попросить рекрутера охарактеризовать его и высказать личное мнение не будет лишним. Вы сможете оценить, насколько вам близок такой тип руководителя, а также правильно подготовиться к встрече.
8. Как давно позиция открыта?
Самый лучший срок – что-то между «недавно» и «очень давно». Если позиция открыта пару дней назад – даже если вы очень сильный кандидат, с высокой вероятностью работодатель захочет вас сравнить с другими и дать себе время на то, чтобы найти кого-то еще лучше.
Если позиция открыта давно – это плохой знак, но не критичный, и в этом случае тоже есть шанс получить полезную информацию. Уточните, почему не подошли другие кандидаты, и используйте это.
9. Как много компаний вы представляете?
Наверняка консультант сотрудничает с несколькими компаниями. Если у вас есть особый интерес к определенному работодателю, упомяните об этом: у рекрутеров всегда есть солидная сеть контактов, которую можно использовать в своих профессиональных целях.
10. Когда и как вы дадите мне фидбек?
Да, иногда рекрутеры не перезванивают и не возвращаются с ответом от работодателя. Не давайте им возможности так поступить: уточните, в какой срок и каким способом вы получите обратную связь. Если рекрутер все-таки пообещал вам дать ответ в определенный срок, но не сделал этого, напомните ему о себе.
Подробности отказа лучше выяснить устно: возможно, какие-то детали ваш консультант не захочет фиксировать в переписке, но сможет назвать их по телефону или при личной встрече.
Репутация рекрутеров не в лучшей форме: этому есть причины, которые мы все хорошо знаем. Именно в ваших интересах – максимально эффективно провести время, которые вы потратите на общение с агентом: и даже если кажется, что с вами говорит непрофессионал, всегда есть возможность использовать ситуацию себе на пользу.
Материалы по теме:
В Рунете царит заговор хедхантеров, самоучек и безответственных маркетологов
Тут много слабых специалистов, но все не так плохо
Кадровый вопрос: что грозит IT-компаниям?
Мой опыт говорит: красивые девушки работают хуже!
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025