Людмила Харитонова, эксперт программы GoGlobal «Акселератора ФРИИ», юрист и управляющий партнер «Зарцын и партнеры», рассказала, какие ограничения у российских компаний в b2b-сегменте могут возникнуть при работе с иностранными клиентами, и о законных способах движения денежных средств — это валютный счет российской компании в России, счет российской компании в иностранном банке, юридическое лицо в иностранной юрисдикции и партнерство. Разбираемся в особенностях каждого из них.
Помогая стартапам запускать свои продукты за рубежом, мы всегда сталкиваемся с большим количеством вопросов об оптимальном способе приема платежей. Для b2b-компаний есть четыре варианта: валютный счет российской компании в России, счет российской компании в иностранном банке, юридическое лицо в иностранной юрисдикции и партнерство. Все они стоят определенных денег и могут повлечь организационные и временные риски.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно учитывать много параметров: и специфику бизнеса, и количество клиентов, и кем они являются — физическими или юридическими лицами, и скорость выхода на рынок. Универсального варианта нет, но, понимая плюсы и минусы каждого, можно принять взвешенное решение.
Валютный счет
Оптимальный стартовый вариант, который часто упускается предпринимателями, рвущимися сразу же открывать компанию в иностранной юрисдикции. Но именно валютный счет подходит для этапа тестирования гипотез и обкатывания продукта на новом рынке, пока у вас еще немного клиентов и не очень большие объемы.
Главное преимущество — простота. Российские банки сейчас максимально открыты, сами оперативно заполняют все документы, их нужно только подписывать. Платежи приходят за один-два дня. Стандартный процесс приема денег такой: средства поступают на транзитный счет банка, вы загружаете в клиент-банк скан договора на русском языке, инвойс и акт, если платеж к нему привязан, и подписываете справку о поступлении валютной выручки, которую сформировал банк.
После этого деньги поступают на счет, и ими можно распоряжаться. Если у вас большие объемы: для импортных контрактов и кредитных договоров это 3 млн рублей, для экспортных — 6 млн рублей — придется зарегистрировать контракт, но в этом процессе тоже нет ничего сложного. Пока у компании 10-20 контрагентов, их можно легко держать в периметре внимания. Но когда количество разрастается, требуются большие организационные усилия, чтобы не пропускать сроки предоставления документов в банк.
В случае нарушения сроков на вас могут наложить штраф. Для ИП и ООО это 1/15 ключевой ставки центрального банка от зачисленных средств. Нарушение сроков постановки контракта на банковский учет или несвоевременное предоставление СПД — штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей для должностных лиц и от 5 тыс. до 50 тыс. рублей для юрлиц.
Причем, если с иностранным контрагентом заключается рамочный договор и в течение года по нему делается 10-12 платежей, за несообщение о каждом из них будет отдельный штраф. Совокупный размер штрафов может значительно превысить сумму сделки, и ошибка с валютным контролем приведет к огромным убыткам. И если по налоговым штрафам еще можно получить рассрочку или отсрочку, то по валютным ФНС обычно не идет навстречу.
В общем, если дело дошло до штрафов, — это верный знак, что нужен другой способ приема платежей.
Кроме большого количества контрагентов противопоказанием для валютного счета могут быть непонятные банку операции — например, продажа криптовалюты. Также вы не сможете проводить операции через российский банк, если не заботитесь о подписании договоров и выставлении инвойсов либо если контрагент не готов работать с российской компанией.
Такие ситуации случаются, но крайне редко. В остальном это простой и удобный вариант для старта. А если поток клиентов начинает расти, можно в спокойном темпе подобрать другие способы.
Счет в зарубежном банке
С точки зрения закона о валютном регулировании российская компания может открыть счет в иностранном банке, но платежи и операции по нему серьезно ограничены 12 статьей в Законе о валютном регулировании и валютном контроле. Нарушение правил влечет существенные штрафы. Так что вариант не самый удобный, но может подойти как раз для тех редких случаев, когда у контрагентов есть предубеждения против работы с российскими компаниями.
Еще его иногда рассматривают компании, работающие с физическими лицами — например, оказывающие услуги или предоставляющие доступ к сайтам. Но в этом случае почти наверняка появляется большое количество клиентов и сложность с 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.
Компания в иностранной юрисдикции
Как я уже говорила, этот вариант первым приходит в голову предпринимателям. Но есть ряд причин, по которым стоит максимально его оттянуть. Во-первых, Россия сейчас пересматривает больше 30 договоров, заключенных с другими странами, об избежании двойного налогообложения. Вы вполне можете попасть в ситуацию, когда платите налоги и там, и там.
Например, если деньги перемещаются по цепочке Россия — Кипр — Россия, налоговая может признать кипрскую компанию технической, то есть созданной только для снижения налоговой нагрузки. И тогда платежи будут облагаться так, будто деньги идут напрямую между российскими компаниями. Получится, что все затраты на создание Кипрской юрисдикции были бесполезными.
Вторая причина связана с финансовыми и организационными затратами. Содержание юрлица за рубежом выльется в намного большие деньги, чем в России, и вдобавок будет менее прозрачным. Связываться с налоговыми в другой стране и объяснять, что вы делаете законные вещи, — сложно, а зарубежные консультанты стоят дорого.
В-третьих, почти все страны, которые раньше славились низкими налогами, сейчас повышают ставки и пытаются избавиться от компаний, которые у них просто «отсиживаются». Тот же популярный у предпринимателей Кипр сегодня вводит дополнительные обязательства в виде найма местных сотрудников, наличия местных граждан в совете директоров и местного офиса и т.д.
Без соблюдения этих требований вам не откроют счет в нужном банке — в результате вы получите компанию, которой неудобно пользоваться. Это очень частый кейс, с которым мы сталкиваемся в работе: предприниматель регистрирует за $500-1000 компанию в другой стране, а потом просто содержит ее, не имея там счета.
И, в-четвертых, вопреки распространенному заблуждению, не нужно открывать компанию за рубежом, чтобы гарантированно защитить интеллектуальную собственность. В России разработки адекватно защищаются, когда права оформлены корректно.
В общем, регистрация компании за рубежом — это, как минимум, не самый простой и очевидный вариант, особенно для делающих первые шаги стартапов. Но, если вам он подходит, нужно не прогадать с выбором юрисдикции. Какие критерии важны?
- Понятный, быстрый оптимальный по стоимости процесс регистрации компании.
- Наличие между выбранной страной и Россией договора об избежании двойного налогообложения.
- Возможность предварительного согласования вашего проекта с выбранным банком, чтобы понять, нет ли каких-то ограничений.
- Возможность прозрачно переводить заработанные средства либо в российскую компанию, либо предпринимателю как физлицу в качестве дивидендов. Эта связка крайне важна, чтобы понимать, будут ли претензии со стороны российской налоговой. В любом случае вы должны отчитаться российской налоговой, что являетесь учредителями российской компании, иначе будут штрафы. И если компания распределяет дивиденды, российская налоговая вполне может иметь виды на ее прибыль тоже.
- Цена регистрации и содержания компании. Зарегистрировать компанию в другой стране можно довольно дешево — за €500-1000. Однако если в России вы после регистрации платите только налоги, то в других юрисдикциях могут быть еще ежегодные выплаты за содержание компании (гербовые, лицензионные сборы и т.д.) — в среднем стоимость содержания со второго года стартует от €1 тыс. Эта сумма зависит от того, есть ли независимые директора, которым нужно платить (например, на Кипре они обойдутся дешевле, чем в Нидерландах), кто и как осуществляет ведение бухучета, а также от размера пошлин при регистрации в разных странах.
Партнерство
Один из наших клиентов открыл компанию в Германии, а потом нашел там партнера, и оказалось, что принимать платежи через него удобнее, плюс партнер берет на себя часть функционала по поддержке клиентов. Это действительно рабочий вариант: в выбранной зарубежной юрисдикции найти компанию, которая будет принимать и перечислять вам деньги, а также, возможно, сопровождать клиентов и оказывать им поддержку.
Конечно, тут встает вопрос о прозрачности и корректности оформления отношений между двумя сторонами, но это все еще проще, чем содержание структуры в иностранной юрисдикции.
Повторюсь: нет универсального варианта для всех компаний — все четыре разобранных способа имеют право на жизнь. Главное — делать обоснованный выбор, принимая во внимание имеющие для вас значение факторы, на берегу просчитывать риски и затраты и следить за соблюдением правил.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter