Колонки

RetailTech-2020: какие тренды «откроют» новое десятилетие

Колонки
Дмитрий Смирнов
Дмитрий Смирнов

Директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в ритейле

Софья Федосеева

Сегодня с головокружительной скоростью меняются запросы и поведение потребителей, а спектр технологических решений так широк, что практически невозможно предсказать, где и в каком виде произойдет следующий прорыв. 

Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в ритейле, рассказывает, в какую сторону смещается понимание RetailTech как понятия и на решение каких бизнес-задач будут направлены технологии в отрасли в ближайший год.

RetailTech-2020: какие тренды «откроют» новое десятилетие

Эволюция понятия и фокус на бизнес-задачах

Изначально под RetailTech и в мире, и в России рассматривали именно технологии ведения бизнеса в отрасли. Однако волна цифровизации и расцвет ИТ приводят к сращиванию цифровых и классических технологий в ритейле. 

ИТ-инструменты помогают достигать поставленных целей и даже создают новую ценность для бизнеса: позволяют повысить эффективность торговых точек, освоить новые каналы продаж и оставаться успешными в условиях высокой конкуренции. 



Современные технологии все глубже проникают в саму суть ведения бизнеса и на выходе мы получаем новую сущность и более широкий спектр бизнес-решений. Крупные мировые ритейлеры уже инвестируют миллиарды долларов в технологии. Например, Amazon вкладывает в них 12% от выручки. 

В России процесс идет несколько медленнее, но и к отечественным ритейлерам уже приходит понимание, насколько значимо использование новых технологических решений. При этом драйвером развития технологий становятся конкретные задачи ритейлера, а тренды направлены на реальное решение насущных проблем бизнеса. О трендах и поговорим.


Смена роли офлайна

Офлайн-магазины и торговые центры пока никуда не денутся. Несмотря на рост онлайн-продаж, они останутся точкой притяжения покупателей. Многие все еще хотят потрогать и примерить вещи или насладиться процессом покупки, часто даже без совершения таковой. 

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Например, аналитики Axios считают, что основу ритейла будущего составит гибридная модель, где офлайн- и онлайн-магазины сосуществуют на равных. И в этом случае как никогда актуально будет создание уютной и персонализированной обстановки в торговом пространстве. 

Для достижения максимального результата необходимо использовать технологии в комплексе: 

  • системы видеоаналитики — чтобы опознавать посетителя, а затем подсказывать с помощью проекционных экранов потенциально интересные ему товары и оптимизировать торговые пространства;
  • технологии освещения — чтобы помогать клиенту фокусироваться на определенных товарах, оставляя другие части зала немного приглушенными;
  • нейромаркетинг — чтобы выбрать правильные освещение, звук и запах (создать brand sense);
  • системы датчиков «умной упаковки», электронных ценников — чтобы лучше управлять товарным запасом торговых точек и обеспечивать нужную представленность товара в торговом зале;
  • технологии и средства обучения, включая роботизацию и виртуальную и дополненную реальность, а также быстрый доступ к информации на рабочих гаджетах — для повышения эффективности работы персонала;
  • мобильные приложения — для получения информации о нахождении товара и о самом товаре, для проверки наличия в магазине и отслеживания цены;
  • технология оплаты при помощи QR-кода и кассы самообслуживания — для сокращения очередей.

Одним из примеров технологий, которые приходят на помощь fashion-ритейлеру при общении с клиентом, стали «умные зеркала». С их помощью покупатель может вообще избежать общения с консультантами, а заниматься подбором и заказом товара непосредственно в примерочной.

Дополнительный аспект притяжения для офлайн-точек — постаматы для выдачи онлайн-заказов, как правило, других операторов. Нахождение постамата на территории торговой точки стимулирует покупателя на совершение спонтанной или сопутствующей покупки, что важно для формирования трафика магазинов «у дома» и небольших супермаркетов.


Персонализация становится другой

Одному и тому же человеку могут быть свойственны разные поведенческие паттерны. Так, одна и та же женщина будет обращать внимание на совершенно разные вещи в зависимости от того, пришла она в торговое пространство с намерением что-то купить или же развлечься вместе с ребенком. 

Таким образом, аналитика «в реальном времени» будет активно набирать обороты, что будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов. Обеспечить взаимодействие в моменте поможет ИИ. E-commerce при этом также будет использовать эту технологию для прогнозирования потребностей клиентов и упреждающего предложения релевантных продуктов и услуг.



Помимо этого современная персонализация связана с биометрическими системами и системами распознавания. По нашему мнению, системы распознавания лиц в скором времени начнут массово заменять пластиковые карты лояльности, а привязка биометрических данных к платежным картам позволит обходиться уже и без последних. Одним из примеров использования такой технологии стал эксперимент Сбербанка по снятию наличных или оплате с использованием биометрических данных клиента.

Мы уже видим интерес к технологии распознавания лиц у российского ритейла. По нашему мнению, такие системы будут использовать при сборе данных для маркетинговых кампаний и формировании индивидуальных предложений. С этой целью технологию уже успешно применяют более половины fashion-ритейлеров в Великобритании. 


Экологичность и социальная ответственность бизнеса

Яркий тренд последних лет — экологизация и социальная ответственность бизнеса. Сейчас тенденция находится на подъеме и вызывает неизменную эмоциональную поддержку, особенно среди поколения Z. Однако если сейчас это направление имеет скорее маркетинговый окрас, то в будущем несоответствие тренду будет своего рода моветоном, и пренебрежение моральными нормами может дорого обойтись ритейлерам. Так, экономия на оплате труда турецким швеям ударила по имиджу Zara.

В поддержку этого фокуса в ход могут быть пущены технологии для оптимизации энергопотребления. Например, датчики с технологией IoT, которые помогают оптимизировать работу систем кондиционирования или сократить выбросы энергии и мусора. Такие датчики размещаются снаружи помещения. Они способны автоматически передавать информацию и, например, в холодную погоду регулировать работу систем кондиционирования и отопления.


Товар идет к покупателю, а не покупатель за товаром

Возможность удаленно заказать товар вкупе с удобным для покупателя способом его получения и оплаты берут на вооружение все крупные федеральные и региональные ритейлеры. При этом они используют партнерства с маркетплейсами и специализированными логистическими сервисами. Один из наиболее ярких примеров — сервис «Яндекс.Маркет». Причем тенденция к расширению подобных партнерств усиливается. 



Сегодня ритейлеры работают над уменьшением времени и стоимости доставки и оптимизацией других механизмов. Поэтому в ближайшем будущем для стандартных товаров, присутствующих в ассортименте food-ритейлеров, мы увидим просто витрины для выбора товара по нужным ценам без привязки к конкретному бренду, а комплектоваться заказы будут либо на складах самих логистических операторов, либо в ближайших торговых точках в зависимости от оптимальной схемы подбора и доставки товара.

Соответствие этому запросу рынка смогут обеспечить:

  • применение элементов ИИ — чтобы лучше управлять процессами сборки-доставки;
  • роботизация складских и торговых процессов и современных средств автоматизации складов — для оптимизации усилий при выполнении растущих объемов работ;
  • применение программных роботов (RPA) и «голосовых» помощников — чтобы экономить время персонала на выполнении рутинных операций, чтобы использовать высвободившиеся ресурсы более продуктивно. 

Еще одно направление в скором времени сможет набрать обороты: «умный дом», который с помощью технологии IoT мониторит потребности домовладения в товарах или продуктах питания, следит за сроками оплаты ЖКУ и необходимостью вызова сервисных служб.

Через голосового помощника «умный дом» может общаться с домовладельцем, в частности, принимать пожелания на вечернее меню и заказывать еду с доставкой к определенному сроку. Оплату также может осуществлять сам «умный дом», после того как владелец привяжет к системе карту и установит лимиты. 

По нашим оценкам, это течение начнет активно развиваться с момента, когда будут разработаны и утверждены национальные стандарты для интернета вещей. 


Готовность быстро реагировать

Ритейл переживает время перемен: быстрое изменение конкурентной среды и покупательских предпочтений, появление новых товаров, услуг и технологий, изменения в законодательстве. Это вынуждает бизнес держать руку на пульсе и даже предвосхищать события, чтобы располагать необходимыми ресурсами для изменения ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов. 

Также с увеличением количества используемых ИТ-решений и средств автоматизации бизнес-операций растет риск потери согласованности и в итоге управляемости бизнеса. Выход — объединить системы в единую платформу управления бизнесом. 



В основе платформы — микросервисные технологии. Они позволяют не просто контролировать и синхронизировать бизнес-процессы между собой, но и быстро изменять и адаптировать их к изменениям.

Подобный «конструктор» позволяет без остановки процессов, контролируемо и «прозрачно» встраивать что-то новое в бизнес-механизм или убирать ненужное. Это усиливает адаптивность бизнеса и позволяет «работать на опережение», что обеспечивает конкурентоспособность и выживание в быстроменяющихся условиях. И это, пожалуй, главный тренд RetailTech.


Как получить максимум

  • Сосредоточиться на потребностях покупателя: сделать так, чтобы покупательский опыт способствовал постоянному возвращению клиента. Причем независимо от каналов сбыта.
  • Современный покупатель заинтересован в эксклюзивных персональных предложениях. Поэтому знание и понимание своего покупателя и основанная на этом реальная персонализация предложений должны стать повседневным рабочим инструментарием ритейлера.
  • Современный бизнес должен быть социально ответственным, заботиться об экологии и энергоэффективности, а также соответствовать действующим моральным нормам. При этом постоянно повышать собственную эффективность, но не в ущерб интересам работников и социума.
  • Организация партнерств, сращивание технологических возможностей онлайна и офлайна дают неизменно положительный синергетический эффект: снижают логистические расходы, оптимизируют процессы поставок товара и способствуют росту продаж.
  • Ритейлер должен быть готов к быстрым изменениям конкурентной среды. Для этого уже недостаточно быть просто крупной сетью: нужно работать на опережение, отслеживать еще зарождающиеся тенденции и принимать решения оперативнее конкурентов. Для этого ИТ-решения в бизнесе должны быть адаптивными и гибкими.

Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Три фактора, которые убивают традиционный ритейл
  2. 2 IoT и ритейл: как сделать «умный» магазин и не разориться на этом
  3. 3 «У маленького производителя есть все, чтобы быстро вырасти и не прогореть с самого начала». Как начать сотрудничать с ритейлером в США?
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

26 марта 2023