Top.Mail.Ru
Колонки

Исследование рынка российского корпоративного обучения: пандемия оказалась сильнее тысяч санкций

Колонки
Алексей Вагин
Алексей Вагин

Основатель и генеральный директор «Эквио»

Алина Алещенко

Весной 2022 года платформа для обучения, общения и управления персоналом «Эквио» и сообщество экспертов в сфере образования Digital Learning провели исследование и опрос на тему обучения сотрудников в российских компаниях. Они хотели выявить тенденции в этой сфере и увидеть, какие бизнес-задачи решают отечественные компании с помощью онлайн-обучения, какими инструментами они пользуются, на что опираются при выборе платформы.

Команда также узнала, что изменилось в корпоративном онлайн-образовании за последние три месяца и как компании скорректировали свои планы на текущий год. Результатами поделился основатель и генеральный директор платформы Алексей Вагин.

В материале приведена сокращенная версия исследования, полную можно найти здесь.

Исследование рынка российского корпоративного обучения: пандемия оказалась сильнее тысяч санкций

Как мы проводили исследование

Мы сделали выборку из 10 000 компаний, с представителями которых общались в течение последних 6 месяцев. Собрали и обработали данные о том, как проходит обучение сотрудников в этих организациях.

На втором этапе из 10 000 участников мы выбрали 352 компании. В выборку вошли только те, кто обучает сотрудников с помощью LMS. Каждому из них мы задали вопросы об организации корпоративного обучения.

 

Результаты исследования 

100% офлайн-обучения нет ни в одной компании

Большая часть компаний в России (92%) использует смешанный формат обучения (онлайн + офлайн). Остальные 8% обучают сотрудников только дистанционно. Только очное обучение не использует ни одна из компаний, принявших участие в исследовании. 

Самое распространённое соотношение очного и дистанционного обучения — 30% к 70% соответственно (в 25% компаний) и 50% к 50% (в 18% компаний).

Наибольшая доля очного обучения в корпоративном образовании в промышленности, производстве, строительстве и добыче сырья. То есть в тех сферах, где традиционно обучают персонал при помощи наставников в классах и в цехах. При этом размер штата компании не влияет на соотношение дистанционного и очного обучения.


Читайте по теме:

Нужно организовать корпоративное обучение? Вот что делать, чтобы не слить бюджет

3 способа улучшить корпоративное обучение


Офлайн-обучение — дорогое мероприятие для отдельных категорий сотрудников или топ-менеджмента. Обучение массовых профессий и тренировку хард скилов для линейного персонала, региональных представителей обычно переносят в онлайн. Это эффективно и недорого.

 

Павел Безяев
Лидер сообщества Digital Learning

До пандемии доля дистанционного обучения составляла около 15%, в пандемию она резко увеличилась и, судя по результатам исследования, не сильно сдаёт позиции, а продолжает активно расти.

 

LMS используют меньше половины российских компаний

51% опрошенных обучают сотрудников без использования LMS (Learning Management System, система управления обучением). В эту категорию входят как те, кто вовсе не обучает сотрудников, так и те, кто делает это в переговорных, на выездных семинарах или с помощью наставников. Из них 79% — представители малого и среднего бизнеса.

В компаниях со штатом от 5 000 сотрудников LMS используют 95%. Высокие показатели охвата платформами дистанционного обучения также наблюдаются в ритейле, сфере услуг, банковской отрасли и в ИТ. Компании, работающие в этих областях, используют LMS вне зависимости от размера штата.

 

Треть опрошенных не выбирали LMS, которой пользуются

31% участников опроса пользуются платформой, которую внедрили до них или по указанию руководителя компании. Среди «невыбранных» платформ чаще всего называли WebSoft, SAP, Moodle или собственные разработки компании.

Остальные пользователи LMS выбирали платформу по двум основным критериям: цена (20%) и функционал (14%). Среди других важных характеристик LMS — масштабируемость, простота создания контента, поддержка формата SCORM, мобильная версия и возможность вносить изменения самостоятельно.

 

Задачи, которые бизнес решает с помощью LMS

58% компаний внедрили онлайн-платформы в первую очередь для обучения сотрудников, 29% — для онбординга новичков и 13% для развития кадрового резерва, пребординга, повышения вовлечённости и создания корпоративной базы знаний.

10% с помощью LMS контролируют уровень знаний сотрудников, а ещё 10% — повышают уровень квалификации персонала. Мотивацию указали только 5% опрошенных.

15% российских компаний внедряют LMS ради выполнения только одной задачи, три и более задач ставят 53% организации.

 

Павел Безяев
Лидер сообщества Digital Learning

LMS стараются предложить пользователям как можно больше дополнительного функционала. Однако из исследования видно, что большинству компаний нужны только базовые вещи: обучение, онбординг, проверка знаний. 

 

90% компаний разрабатывают обучающий контент самостоятельно

Как показал опрос, большинство компаний предпочитают самостоятельно создавать обучающий контент. Это связано как с персонализацией обучения, так и с экономией средств.


Читайте также: Нужно организовать онлайн-обучение? Рассказываем, что такое LMS и как ее выбрать


При этом 26% из них иногда используют готовые курсы в редких случаях. Полностью готовый контент устраивает только 5% российских компаний. Из тех, кто создаёт контент своими силами, 70% разрабатывают курсы с помощью штатных сотрудников, 26% приглашают подрядчиков и только 4% полностью отдают всю работу сторонним специалистам.

 

Один специалист по корпоративному обучению на 263 человека

По результатам исследования, на каждых 263 сотрудников российской компании в среднем приходится один специалист по корпоративному обучению.

Эти цифры сильно различаются в зависимости от размера штата. В больших компаниях (свыше 3000 работников ) на каждых 600 человек есть один специалист по обучению. В среднем сегменте (1000-3000 работников) один эксперт в области корпоративного образования приходится на 300 человек, а в небольших организациях (до 1000 работников) — один специалист по обучению на каждых 130 человек.

Больше специалистов по обучению работают в тех организациях, где используются системы WebSoft, Mirapolis, Moodle. Для работы с этими LMS нужны специальные знания. Там, где внедрены облачные LMS, как правило, хватает 1-3 специалистов по обучению сотрудников.

 

14% компаний не оценивают качество и эффективность обучения

В качестве критериев успешности обучения 14% назвали ситуации, когда «сотрудники перестают задавать вопросы», «новичок остался и сделал хотя бы один проект», «сотрудники не допускают критических ошибок».

При этом руководители не пользуются специальными метриками и не считают выгоду от вложений в обучение сотрудников. Более 30% спрашивают о качестве курсов у самих сотрудников, 24% используют тестирование, 8% — аттестацию, а 7% смотрят на KPI. Профессиональные методы оценки используют менее 5% российских компаний.

 

Больше половины компаний не заметили кризис 2022

51% участников опроса не заметили изменений в своей работе после февральских событий. 13% заняли активную позицию и перестраивают бизнес под новые условия. Другие 13% заморозили новые проекты. При этом приостановили свою работу только 2% опрошенных.

Среди изменений некоторые участники опроса упомянули про появление в обучении новых тем о том, как жить в новых условиях и управлять рисками.

Текущий кризис пока незначительно отразился на B2B-сегменте, пандемия повлияла на обучение персонала больше, чем десятки тысяч санкций, наложенных на нашу страну. Эффект от большинства санкций проявится не сразу, поэтому сейчас компании ещё не понимают, как это на них повлияет. Хотя некоторые уже отмечают положительные изменения и новые возможности.

 

Горизонт планирования сузился, ищем новые возможности

В целом компании предпочитают не делать резких движений и не сворачивать программы обучения. Участники поделились на три равных группы. У первой горизонт планирования сузился и речь о прогнозах развития пока не идёт.

Представители второй группы строят планы и ищут новые возможности.

У третьей части опрошенных не произошло заметных перемен — развитие идёт по плану, составленному ещё в 2021 — начале 2022 годов.

 

Выводы

Во время пандемии произошёл существенный сдвиг в развитии и автоматизации онлайн-обучения. После её окончания возврата к офлайн-форматам не произошло. Однако корпоративное обучение в России по-прежнему автоматизировано менее чем наполовину.

Особенно это касается небольших и средних компаний, а также регионального бизнеса. Среди тех, кто внедрил корпоративное обучение, лишь немногие регулярно используют метрики для оценка его качества. Медленно идёт и замена платформ, которые требуют человеческого и финансового ресурса на более гибкие современные аналоги.

Всё это даёт LMS-платформам и их клиентам большие возможности для роста и развития.


Фото на обложке: Shutterstock / Pressmaster

Иллюстрации предоставлены автором.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Уловки кондитеров: на что идут производители, чтобы пережить кризис в отрасли
  2. 2 Копирайтер VS нейросеть: пишем текст и теряем заказчиков
  3. 3 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  4. 4 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  5. 5 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти