Колонки

Нужно организовать онлайн-обучение? Рассказываем, что такое LMS и как ее выбрать

Колонки
Борис Лепихин
Борис Лепихин

CTO Envant

Ирина Печёрская

Благодаря LMS-системам можно разработать индивидуальный план развития сотрудников и провести их обучение, создать корпоративный мобильный портал и единую внутреннюю базу знаний. Большинство современных LMS позволяют организовать обучение в кратчайшие сроки, и для работы с ними не требуются особые технические навыки.

Борис Лепихин, технический директор компании Envant, среди разработок которой — облачный сервис для автоматизации маркетинговых визуалов Flipp, конвертер изображений Lens и приложение для работы с веб-фреймворком Laravel Invorker, рассказал, как устроены LMS-системы, какими бывают и для чего служат.

Нужно организовать онлайн-обучение? Рассказываем, что такое LMS и как ее выбрать

Содержание:

 

Что такое LMS

LMS (Learning Management System, система управления обучением) — это платформа для организации онлайн-обучения, позволяющая пользователям получить доступ к базе знаний, упражнениям и тестам. В России в качестве синонима LMS часто употребляется термин СДО (система дистанционного обучения). Разница лишь одна: LMS позволяет совмещать онлайн-уроки и классические занятия в классе (смешанный тип обучения).

 

Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub. Присоединяйся!

Где применяются LMS-системы

В состав любой LMS входят реестры, средства регистрационного контроля, управления документами и доступа к различным устройствам, распределенные базы студентов и преподавателей, календарные расписания курсов, инструменты оценки знаний.

Основная цель LMS — организация процесса обучения полного цикла (отслеживание прогресса учеников, планирование обучения и управление базой знаний). Такие системы призваны избавить администраторов от рутинной работы и сделать автоматическим процесс создания курсов на платформе.

Можно выделить несколько основных сфер применения LMS:

  • профильное обучение;
  • обучение сотрудников и повышение квалификации;
  • разработка индивидуальных планов развития сотрудников;
  • создание корпоративного мобильного портала;
  • проведение аттестаций;
  • обучение партнеров и франчайзи;
  • создание единой внутренней базы знаний;
  • статистика и аналитика.

У подобных систем есть несколько главных достоинств: 

  • простой и быстрый запуск обучения; 
  • полная автоматизация всех рутинных процессов, кроме проверки домашних заданий;
  • сокращение расходов;
  • возможность создания единых стандартов обучения;
  • тонкие настройки под каждого сотрудника; 
  • использование различного контента (видео, тесты, интерактивные игры); 
  • возможность геймификации процесса обучения; 
  • детальная аналитика и так далее.

 

Какие LMS-системы существуют

Системы управления обучением подразделяются на две основных группы:

  1. Облачные платформы.
  2. «Коробочные» решения.

 

Облачные платформы

Самый распространенный вид LMS — облачные платформы (GetCourse, iSpring и прочие). Они представляют собой веб-сайт со всем необходимым для проведения обучения функционалом. Обычно такие системы обладают простым интерфейсом, что избавляет от необходимости наличия технических навыков, а также богатым функционалом, что позволяет запустить обучение в короткие сроки, и управлять им в дальнейшем.

Чаще всего для запуска собственного курса нужно лишь зарегистрироваться на сайте и создать программу обучения с помощью визуального конструктора.

 

Коробочные решения

Решения «из коробки» (Moodle, RedClass и другие) популярны в корпоративном секторе и среди учебных заведений. Такие системы поставляются в виде программного обеспечения, устанавливаемого на сервера клиента. Использование этих решений предполагает участие технических специалистов, так как для установки и обслуживания серверов необходимы соответствующие навыки. Популярность этих систем обусловлена полным контролем за информацией, что минимизирует риск утечки информации.

Помимо платных облачных и «коробочных» решений также существуют системы с открытым исходным кодом, использование которых позволяет в любое время дополнять и модифицировать существующий функционал самостоятельно. Недостаток таких систем — необходимость наличие у пользователя опыта программирования.

 

Как проходит LMS-обучение

В большинстве LMS-обучение может строиться как по классической, так и в свободной форме. Администраторы имеют возможность создания курсов, состоящих из отдельных уроков. Каждый урок может состоять как из теоретических, так и из практических заданий. 

Существует множество вариантов практических заданий: с простым ответом, с возможностью выбора варианта или нескольких вариантов ответов, сопоставление вариантов, а также творческие задания с возможностью загрузки файла. После прохождении урока учеником администратор/преподаватель может оценивать его результаты и активировать доступ к следующим урокам. 

Ограничение доступа к урокам зависит от выбранной модели обучения. Например, частным онлайн-школам свойственно свободное обучение с возможностью доступа ко всем материалам в любое время. Для учебных заведений и корпоративного сектора, напротив, больше подходит ступенчатая модель, предполагающая собой открытие доступа к материалам, урокам и тестам по мере прохождения обучения. 

 

Как устроены LMS-курсы

LMS-курсы можно разделить по нескольким классификациям в зависимости от следующих параметров:

  • структура самого курса (уроки или модули плюс уроки);
  • доступность контента (асинхронный — курс доступен сразу  после оплаты, синхронный — курс стартует в определенную дату и все ученики получают контент постепенно и одновременно); 
  • количество участников (индивидуальный или групповой);
  • наличие обратной связи с куратором (есть или нет);
  • вид контента (видео, текст, комбинированный);
  • способ оценки результатов прохождения курса (автоматически, вручную, комбинированно) и так далее. 

Организация LMS-курсов состоит из трех последовательных этапов:

1. Загрузка курсов. В целом процесс добавления обучающих материалов в LMS напоминает работу с облачными хранилищами, вроде Dropbox или «Яндекс.Диска».

2. Добавление пользователей. Выделяют три типа пользователей: 

  • обычный пользователь. Может проходить курсы и изучать материалы, к которым у него есть доступ;
  • автор. У таких пользователей есть право управлять учебными материалами: добавлять и удалять курсы, назначать прохождение курсов учащимся;
  • администратор. У него те же права, что и у авторов, плюс возможность принимать и исключать пользователей, объединять их в группы и присваивать роли. В небольших компаниях с ограниченными ресурсами роли автора и администратора часто выполняет один сотрудник.

3. Оценка результата. Это одно из главных достоинств LMS. Используя аналитические данные, можно увидеть, сколько времени тратят учащиеся на изучение материалов, а также отследить их прогресс.

 

Как выбрать LMS-систему

LMS позволяют организовывать обучение в различных сегментах — начиная от обучения персонала или аттестации сотрудников и заканчивая онлайн-школами частных преподавателей. Современные LMS в большинстве своем не требуют технических навыков и позволяют запустить процесс обучения в кратчайшие сроки. При выборе платформы следует обратить внимание на несколько главных факторов: 

  • соответствие учебным стандартам (SCORM, AICC, IMS); 
  • необходимость покупки лицензии на использование продукта; 
  • стоимость; 
  • устойчивость платформы к вирусным атакам
  • качество защиты данных пользователей; 
  • функциональность; 
  • наличие мобильного приложения; 
  • возможность работы без онлайн-подключения; 
  • интуитивно понятный интерфейс; 
  • техническая поддержка.

Фото на обложке: Iurii Stepanov/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 LMS vs LXP: какую ИТ-платформу выбрать для корпоративного обучения
  2. 2 Российские разработчики смогут продавать свои сервисы и приложения через платформу «Гостех»
  3. 3 «Я думал, такое бывает только в Калифорнии» — Тимур Валишев, сооснователь Jivo, о сделке со «Сбером»
  4. 4 В России разработали светофор с функцией распознавания лиц и информирования о пробках
  5. 5 Заменит ли нейросеть копирайтеров?
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти