Top.Mail.Ru
Колонки

Как монетизировать науку и в 20 лет открыть КБ с оборотом в 10 млн рублей в год

Колонки
Михаил Крапивной
Михаил Крапивной

CEO и сооснователь КБ Man & Technologies Lab

Дарья Кушнир

Я рано начал свой бизнес на стыке науки, инженерии и IT – в 22 года я открыл конструкторское бюро, сооснователю было 20. Мы вместе учились в Горном институте на базе МИСиС, стартовым капиталом стала наша повышенная стипендия – 10 000 рублей в месяц. Мы копили ее несколько месяцев, затем купили несколько компьютеров, попросили у деканата небольшой кабинет в здании университета и начали творить. Умудрялись делить стипендии на развитие КБ и свои нужды.

Как монетизировать науку и в 20 лет открыть КБ с оборотом в 10 млн рублей в год

Первый заказ на 50 тысяч рублей получили от центра детского творчества через четыре месяца после запуска КБ. Успешно его провалили. Вернули деньги, утрясли все разногласия с заказчиком и с тех пор не проваливали заказы ни разу. Первый проект научил нас умению общаться в критических ситуациях и понимать боль заказчика. Этот бизнес очень здорово развил нас как проектных менеджеров, теперь мы знаем, как разрабатывать собственные продукты, и активно этим занимаемся.

В 2018 году, когда я был еще студентом, бюро вышло на оборот в 10 млн рублей. Расскажу начинающими хайтек-предпринимателям, как минимизировать ошибки на старте, как формировать продуктивные команды, где бок о бок с уважаемыми докторами наук работают хипстеры-гики, и как эффективно переводить инновационные разработки на коммерческие рельсы.

Научные исследования или деньги?

Принято считать, что научная разработка не должна ориентироваться на заработок, иначе не будет ни ее, ни денег. Практический опыт показывает ровно обратное: научную мысль подогревают именно запросы реального рынка.

Я состою в многотысячной группе в Telegram, где представители различных региональных КБ и кластеров бесконечно обсуждают, как тяжело им работать, какие сложные пошли заказчики, почему никто не понимает их ТЗ, где бы им получить грант побольше и задачи поинтереснее. Это общение деморализует – никто из участников группы не пытается выйти из этого кокона и сделать шаг в сторону бизнеса, чтобы понять его реальные потребности.

Многие участники чата считают, что они выше того, чтобы «опускаться» до уровня предпринимателей и решать их проблемы. Но не стоит недооценивать запросы рынка, любой разовый или пробный проект может перерасти в длительное сотрудничество. Заказчики проверяют конструкторское бюро так же, как типографию, заказывая у нее сперва небольшую партию визиток. Даже в мелких запросах не бывает мелочей.

Нанимать опытных и серьезных или молодых и бойких?

Старшее поколение сотрудников производственных научных предприятий часто уверено, что «молодняк» пришел в эту сферу, чтобы отнять их работу и все испортить своими финансовыми амбициями. На самом деле молодые и зрелые сотрудники работают над общими проектами: часто более опытные ученые создают его начинку, а условные миллениалы, обладая большими компетенциями в маркетинге, работают над упаковкой для успешного выхода на рынок. В нашем КБ я постоянно вытаскиваю всех сотрудников на публичные лекции и хакатоны, чтобы они видели живую реакцию публики и отвечали напрямую на вопросы из зала.

Как монетизировать науку?

Монетизация науки начинается с того, что вы перестаете воспринимать ее сакрально. Это психологический мусор в головах наших соотечественников, который мешает всем полноценно работать и создавать выдающиеся проекты. Часто это вижу, когда объединяю в рамках проекта молодых сотрудников и более опытных докторов наук. Вместо обмена опытом все заканчивается отчитываем молодняка – «в наше время мы о деньгах так часто не думали». Что же делать?

1. Проводите консультации и переговоры с реальными представителями рынка

Они сразу могут оценить вашу идею и сказать, насколько она им полезна. По итогам делайте яркие визуальные презентации. Показывайте научным сотрудникам и докторам наук во всех деталях, как их разработки и идеи, вчера записанные формулами на салфетках, получают реальное воплощение. Размывайте границы между двумя лагерями, делайте постоянный акцент на потенциале их совместной работы.

2. Составьте карту коммуникаций компании

Возьмите большой лист бумаги и выпишите на него руководителей всех отделов или рабочих групп в организации. Соедините стрелками всех сотрудников (кто с кем общается в компании ежедневно). Стрелками укажите направление и типовое содержание этого общения – является ли оно односторонним в формате «вопрос – ответ» или двусторонним, когда сотрудники периодически просят друг друга о помощи, консультации или дают поручения. В итоге у вас должно получиться своеобразное дерево связей.

3. Проанализируйте карту

Каких коммуникаций между сотрудниками больше: односторонних или двусторонних? Есть ли дублирующие друг друга коммуникации? Например, когда три и более сотрудников общаются между собой по одинаковым запросам, которые может решить кто-то один? Такие вещи создают напряжение в коллективе с большой разницей в возрасте. Если блок задач может решить один молодой сотрудник – пусть он это и решает, а не двое более старших коллег. Если же наоборот, задачи может решить один опытный сотрудник, то нет смысла дублировать его функции трем молодым практикантам – со стороны это будет выглядеть так, будто первому сотруднику готовят замену.

Обратите внимание на тех людей, которые на вашей карте вообще не соединены линиями. Проблема, если это сотрудники одного департамента или два отдела, которые должны в синергии рождать идеи и тестировать новые разработки. Исправьте ситуацию, наладьте рабочее общение между ними.

4. Заранее разработайте качественный договор

Да, это по-прежнему важно и никогда не выйдет из моды. Наш договор прошел множество правок, в том числе юридических департаментов крупных клиентов. По итогам таких правок и дополнений он стал как цельнометаллическая оболочка: все формулировки четкие и в то же время прозрачные, нет двусмысленных фраз, воды. Правок к такому документу теперь почти не возникает.


Rusbase Young Awards: ищем юного Илона Маска

Принимаем заявки на всероссийскую бизнес-премию для студентов и школьников Rusbase Young Awards. Управляешь своим бизнесом, хотя тебе еще нет 24 лет? У тебя есть шанс получить 100 тысяч рублей, Apple MacBook Pro и другие ценные призы и возможности от организаторов. Заявки принимаем до 22 апреля. 

При поддержке «Тинькофф Банк» и SAP.


Материалы по теме:

Как попасть в клуб амбассадоров Rusbase Young?

Как школьница из Краснодара заразилась космосом и спроектировала спутник

10 книг, которые помогут вырастить из ребенка предпринимателя

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как получить постоянную работу после стажировки
  2. 2 18 февраля пройдет бесплатная онлайн-олимпиада по фронтенду от HTML Academy
  3. 3 Как в начале обучения понять, что ты не на своем месте?
  4. 4 Опыт прохождения ИТ-стажировки в Росатоме от участников программы
  5. 5 X5 Group запустила программу оплачиваемых стажировок для студентов и выпускников вузов