Интервью

От первого беспилотника до конференции Microsoft: Как школьница из Краснодара заразилась космосом и спроектировала спутник

Интервью
Анна Ким
Анна Ким

Журналистка

Дарья Кушнир

Александра Ороновская с 14 лет занимается робототехникой, программированием и 3D-моделированием. Ее увлечение наукой началось со школьного проекта. Сейчас ей 18, и на ее счету — победа в инженерном конкурсе школы «Лифт в будущее», в последней смене сочинского «Сириуса» и выступление на конференции Microsoft. Александра рассказала нам о разработке наноспутника, своих успехах и о том, каково быть девушкой в большой науке.

От первого беспилотника до конференции Microsoft: Как школьница из Краснодара заразилась космосом и спроектировала спутник

– Как началось твое увлечение роботами и астрофизикой?

– Один из моих родственников работал в Лаборатории робототехники и мехатроники Кубанского государственного университета (КубГУ) и пригласил меня на пробные курсы для школьников. Тогда он только запустил проект, и мы стали таким стартовым курсом для эксперимента, чтобы выяснить, получится что-то или нет.

Мне понравилось конструировать новое, создавать из простых проводов и железок что-то движущееся, что выполняет задачи. После этого курса я со своим проектом — киберперчаткой, с помощью которой можно было управлять роботом наклонами руки, — попала в инженерную школу «Лифт в будущее». Чтобы пройти отбор, я писала проект по IT-направлению. Но получилось так, что на эту специализацию подавалось очень много людей и мне предложили поучаствовать в другом направлении — «Космос». Там нужно было выбрать один из двух вариантов — либо строить ракеты, либо запускать спутники. Я выбрала ракеты.

– Ты сразу решила, на какое направление хочешь?

Хочешь писать на темы предпринимательства, образования и технологий? Стать автором Rusbase Young может каждый. Узнать как

– На самом деле это было неожиданно. Я познакомилась с ребятами, которым понравилось ракетостроение, и они позвали меня к себе.

Я стала единственной девочкой в команде и подумала: «Почему бы и нет, ракеты — это тоже здорово».

Тогда я только начинала программировать и работала с Arduino — это простейшая плата. Так вышло, что у нас в команде никто не умел программировать, и я взяла эту часть на себя. В итоге за месяц, который длилась наша смена, я научилась полностью программировать мозг ракеты: все датчики, которые регистрировали ее положение, плату, системы управления, и среди трех команд в ракетостроении только у меня все заработало. Наша ракета запустилась — и я подумала, что все это очень интересно.

Потом я случайно нашла в социальных сетях конкурс, который проводил фонд «Траектория» — это был запуск астрофизической школы для старшеклассников по всей России. Там был цикл лекций, которые знакомили девятиклассников с основами астрономии и астрофизики, проектная работа, поездка по другим городам в обсерватории и работа с разными интересными учеными. 25 марта откроется уже шестая по счету астрофизическая школа, а тогда был самый первый набор, с которого и началось мое увлечение космосом.

– Сложно ли было туда попасть и чем ты занималась?

– Изначально, когда я туда попала, набирали 40 школьников. Попасть на школу можно было по контрольным — нужно было выполнить задания по математике, физике и проектной работе. Тогда я изучала созвездие Орион.

Сначала я не попала в основной состав и числилась в резервном списке. В тот момент я училась в непрофильной школе, поэтому физика и математика мне давались с трудом, а проектная работа у меня была на высоком уровне — уже был опыт. Но некоторые ребята, человека четыре, по каким-то причинам отказались от участия – программа астрофизической школы достаточно сложная и там нужно много учиться, а иногда времени на это не хватает. В итоге я все-таки попала в эту школу.

Каждая школа посвящена глобальным темам в астрофизике и астрономии. На прошлой школе мы проходили радиоастрономию, изучали реликтовое излучение. Свой проект я делала вместе со своим научным руководителем и своей командой под руководством Олега Васильевича Верходанова (доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН, Нижний Архыз. — Прим. Rusbase). Это достаточно известный ученый в своих кругах. И вместе с ним мы искали галактики с применением машинного обучения. Проект получился глобальный, и чтобы его тщательно выполнить, нужно было решить много задач, поэтому наша работа была разбита на несколько сессий.

– Что нового ты для себя узнала и что получила на выходе?

Когда работаешь в коллективе, в такой дружной команде людей, которые заинтересованы в космосе так же, как и ты, ты заражаешься космосом еще больше. Ты начинаешь больше заниматься, учиться. Уже к третьей, четвертой школе я намного лучше знала физику и астрономию, участвовала во многих олимпиадах, некоторые даже выигрывала. А потом уже попала на Олимпиаду НТИ (Национальная техническая инициатива. — Прим. Rusbase), довольно известную технологическую олимпиаду, и вместе со своей командой показала хорошие результаты.

Мы участвовали в треке «Системы связи и ДЗЗ». На командном этапе работы собирали спутник «Таблетсат», состоящий из обособленных закрытых систем, которые тяжело программировать человеку без доступа к технической документации.

После олимпиады мы задумались о создании более простого и понятного прототипа, а на смене в «Сириусе» решили, что сначала хотим сделать из проекта образовательную платформу, а затем – инструмент для исследования космоса.

– Это правда, что ты уже построила своего робота?

Это был школьный проект, моя первая разработка, для которой я применила все полученные знания. Это перчатка для управления роботом с довольно простой идеей — в зависимости от наклона руки изменялось направление движения робота. Я придумала ее сама, но не без помощи, конечно.

Дело в том, что нам привычнее все делать руками, это эргономика, так что разместить устройство управления роботом в перчатке — наиболее логично и удобно. Я сделала этот проект за два-три месяца, а в конце лета уже отправила результаты на конкурс в Инженерную школу — и прошла.

– Ты не так давно занималась проектированием спутника и его подготовкой к испытаниям в Образовательном центре «Сириус» в Сочи. Расскажи, в чем идея проекта?

Буквально на прошлой неделе мы вернулись из «Сириуса», где представляли свой проект, посвященный разработке наноспутника формата CubeSat 3U — это такой стандарт, по которому мы делали спутник из доступных материалов, чтобы у людей, которые приходят в сферу космоса, была какая-то точка отсчета.

Наш спутник — это конструктор, который будет стоить намного дешевле, чем существующие наборы.

Например, сейчас есть «Таблесат» и Orbicraft-Pro. Первый даже дешевле, чем наш, но там упирается все только в программирование, а не в технологическую разработку. А Orbicraft-Pro уже ближе к космосу, их уже можно запускать, они очень продуманные. В них можно изменять схему, можно писать свои собственные программы, чтобы заставлять модули работать правильно, но такие конструкторы стоят очень дорого, поэтому наш проект – золотая середина между ними.

На первых этапах разработки мы хотим, чтобы наш конструктор был недорогой и содержал простые датчики и модули, системы которых может изменить человек, который только начинает этим заниматься. Мы хотим это сделать, чтобы космос стал более доступным, чтобы каждый, кому это интересно, мог бы этим заниматься.

– За что ты отвечала в проекте?

В нашей команде я и мой друг Ваня Томаев — капитаны, поэтому нам приходилось отвечать за все. У нас в «Сириусе» я отвечала за расчет параметров спутника в MATLAB и в еще одной программе NASA — GMAT.

Наш проект преуспел, мы заняли первое место и пару дней назад уже поговорили с партнерами, которые приехали в «Сириус». Была пара человек, которые поддержали нашу идею и сейчас активно с нами сотрудничают.

– А что за партнеры?

«Кружковое движение» НТИ — известное сообщество, ему принадлежат такие проекты, как «Остров 10-21», в этом году это уже «Остров 10-22», и Олимпиада НТИ. Люди, которые руководят этой инициативой, занимались и организацией школы «Лифт в будущее», в которой я участвовала. То есть это такие мероприятия, которые помогают вовлечь школьников в научно-технологическую среду.

– Как родители относятся к твоему увлечению?

Моя семья меня очень поддерживает, они считают, что это здорово — заниматься чем-то необычным, и вообще, заниматься наукой и технологиями — значит строить мир и будущее.

– С какими проблемами ты сталкиваешься чаще всего?

– Очень часто, когда участвуешь в новом проекте, не хватает знаний. Нужно уметь правильно себя организовать и заниматься, выстроить график работы, чтобы все, что неизвестно, понять, со всем, что не получается — разобраться и двигаться дальше. Плюс, когда ты работаешь в команде, важно уметь общаться с ребятами, выстраивать правильные взаимоотношения, чтобы все выполняли свою работу вовремя и ты не отставал, чтобы все было дружно и сплоченно.

– Каких знаний обычно не хватает?

– Все время получается так, что я работаю с очень разными проектами. Изначально я занималась программированием Arduino, потом у нас была уже работа с программами NASA, потом я занималась созданием нейронных сетей. Я хотела всего по максимуму попробовать, чтобы понять, с чем мне больше нравится работать. Правда, сейчас я тоже в поиске, но все равно все притягивается к космосу.

– А с какими программами NASA ты работаешь?

– NASA выпускает часть программ, позволяющих получать данные с телескопов. Сейчас мы работаем с программой, которая получает данные с телескопа Планка — это один из самых известных телескопов в мире. У него очень много задач, мы исследуем галактики в различных диапазонах, чтобы найти эффект Сюняева — Зельдовича, используя машинное обучение. Если рассматривать галактику или их скопления в разных частотных диапазонах, на одной частоте сигнал галактики может исчезнуть — это и есть эффект Сюняева-Зельдовича. Если мы будем находить больше таких галактик, создавать универсальные программы для поиска космических объектов, то будем больше знать о нашей Вселенной.

– Где бы ты хотела учиться и работать в будущем?

– Я пока не особо об этом задумывалась, но, наверное, хотела бы заниматься технологическими разработками на базе какого-нибудь университета. Сейчас наша лаборатория отправляет роботов на соревнования, на олимпиады, конкурсы, и хотелось бы двигаться дальше в этом направлении. У нас есть Кубанский Государственный университет, но, к сожалению, там нет специализированных факультетов, которые давали бы знания в интересных мне сферах — инновации, программирование и прикладная математика. Поэтому я хочу поступить в какой-нибудь перспективный московский вуз, чтобы потом на его базе работать и заниматься проектной деятельностью.

Например, мне очень нравится университет МФТИ, потому что там каждый факультет организовывает свою физтех-школу, которая посвящена, например, прикладной физике, математике, подготовке к олимпиадам и так далее. Я пока слушаю только онлайн-курсы, не участвовала в этих школах, но знаю, что они есть и что они поддерживаются. Я бы хотела туда поступить, это очень хороший вуз.

– Прошлым летом ты была спикером в серии публичных лекций «Про тебя: истории про девушек и технологии», который организовали совместно с Microsoft Russia. Как это получилось и о чем было твое выступление?

– Мы вместе с моим тьютором из Астрофизической школы Анастасией Топчиевой были спикерами по теме «Наука в двоичном коде» – и вместе подробно рассказали, каково девушкам работать в научно-технологической сфере. Организаторами этого выступления были знакомые Анастасии. Она знала, что я занимаюсь роботами, и предложила мне рассказать о своей научной деятельности.

Это был мой первый опыт публичного выступления, я переволновалась, но лекция получилась интересной. Я рассказывала о том, как девушки начинают свой путь в этой сфере, что не стоит бояться, стоит действовать. Пришло очень много людей, особенно девушек. Было много вопросов из зала, меня спрашивали, например, как можно начать заниматься машинным обучением, какие курсы можно пройти и где их найти.

– И каково это — быть девушкой в научной сфере?

– Интересно! Каждый раз приходится решать разные задачи, никогда не будет такого, что ты занимаешься одним и тем же делом. С каждым проектом тебе приходится работать над созданием чего-то нового, расширять свой кругозор, делать что-то интересное.

– Что ты считаешь своим главным достижением?

– До того, как я пришла в лабораторию заниматься робототехникой, я собиралась быть историком, как мои родители. И переломным моментом в моей жизни был день, когда я вошла в здание Лаборатории и подумала: «Вот здесь я должна работать». Я заметила робота, который ездил по черной линии на белом фоне — мне это так понравилось, я поняла, что этим нужно заниматься и что за этим стоит нечто большее. Это осознание я считаю сейчас своим главным достижением.

– Какой совет можно дать ребятам, которые хотели бы заниматься наукой и разработками?

– Важно сделать первый шаг и не останавливаться.

Обычно мы боимся, думаем: «Ой, машинное обучение — это так сложно, нужно быть очень умным, чтобы в этом разобраться». А нужно просто начинать!

Когда ты делаешь первый шаг в какой-то сфере, ты уже понимаешь, что на самом деле все не так уж сложно и что если двигаться к своей мечте —например, стать специалистом по анализу данных, то рано или поздно ты к этому придешь.


Rusbase Young Awards: ищем юного Илона Маска

Принимаем заявки на всероссийскую бизнес-премию для студентов и школьников Rusbase Young Awards. Управляешь своим бизнесом, хотя тебе еще нет 24 лет? У тебя есть шанс получить 100 тысяч рублей, Apple MacBook Pro и другие ценные призы и возможности от организаторов. Заявки принимаем до 22 апреля. 

При поддержке «Тинькофф Банк» и SAP.


Материалы по теме:

Как попасть в клуб амбассадоров Rusbase Young?

Как первокурсник создал бионическую руку-конструктор

История школьницы, которая совмещает учебу и хакатоны

Как попасть в летнюю школу, которая откроет тебе двери Гарварда

Фото: Алина Десятниченко для Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop

18 ноября 2019 — 18 января 2020

Основы работы с цифровыми правами