Top.Mail.Ru
Колонки

Японский Scrum в российских реалиях: реально ли?

Колонки
Юрий Корнео
Юрий Корнео

Основатель и руководитель международной студии архитектурной визуализации Photoreal3D

Виктория Кравченко

В последнее время Scrum становится очень популярным в мировом бизнес-сообществе. Методика возникла в сфере IT, но сейчас ее использование имеет более широкий спектр. 

Юрий Корнео, основатель и руководитель Photoreal3D, эксперт в области архитектурной 3D визуализации, рассказывает о том, как внедряет Scrum в работу своей компании.

Японский Scrum в российских реалиях: реально ли?

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Главное – ухватить суть

Архитектурное и инженерное проектирование, дизайн интерьеров, написание книг – Scrum может с успехом применяться везде. Даже домашние дела при желании можно организовать по Scrum! Освоить методику можно, ознакомившись с книгой «Scrum. Революционный метод управления проектами» Джеффа Сазерленда.


Даже поверхностное знакомство с первыми несколькими (ключевыми) главами даст представление о методике и позволит ее применять. Главное – ухватить основные идеи Scrum, их суть.


Вероятно, что первые попытки применения методики могут не иметь успеха, но это вполне резонно, это – набивание шишек, приобретение опыта. При внедрении любой новой управленческой технологии сначала происходит спад производительности. Применяя Scrum со своей командой, руководитель вскоре увидит ощутимый рост продуктивности ее деятельности.


Особенности Scrum


Методика Scrum помогает решать задачи эффективного взаимодействия как между заказчиком и исполнителем, так и внутри проектной команды. Основной ее отличительной чертой является гибкий подход к выполнению проекта. Первый рабочий прототип появляется на самых ранних стадиях работы, позволяя сразу начать тестировать и вносить изменения в продукт.


Перед началом работы над прототипом собирается команда из разноплановых специалистов, каждый из которых будет отвечать за свою часть работы (однако, в классической модели Scrum предполагается некоторая интегрированность в этом плане: каждый член команды должен иметь возможность взять на себя часть задач другого и выполнить их, если возникнет необходимость). У нас так и происходит. Визуализаторы, к примеру, могут подхватить задачи по моделированию.

  • Время, отведенное на выполнение проекта, разбивается на спринты. Это короткие промежутки времени, в окончании каждого из них команда выдает продукт в определенной степени его готовности.
  • По окончании каждого спринта (этапа) имеется некий законченный продукт, которым уже можно пользоваться (в соответствии с уровнем его проработанности), и на который можно сразу получить обратную связь от клиента.

В этом главное отличие от каскадной модели выполнения проектов.


Сравниваем Scrum с традиционной методикой

Традиционная (каскадная) методология предполагает поэтапное выполнение задач. Часто это может привести к хаотичности в действиях участников проекта и неудовлетворенности клиента.

  • Главный недостаток традиционной модели – это практическое отсутствие гибкости. Зачастую во главу угла ставится формальное написание отчетов.
  • В Scrum работа строится на результат, который должен быть быстрым и полезным прежде всего для клиента.

В каскадной модели важна та же формальность — сдать отчет о проделанной работе. Общий итог работ показывается только ближе к завершению проекта, а внесение изменений на этом этапе уже предполагает переделку проекта с нуля. В итоге часто оказывается, что результат получился не таким, каким его хотел видеть заказчик. К тому же за время его выполнения (а ведь бывают большие проекты на год/два и более) рынок может измениться, и проект том виде, в котором виделся в начале, оказывается нежизнеспособен.


Классический Scrum – как это происходит

Еще один важный плюс методики Scrum в том, что для работы по ее принципу, не нужно каких-то особенных инструментов.


Scrum-доска, стикеры, маркер – вот классический набор для работы команды по методу Scrum.


Доска разбивается на 3 вертикальные части:
  • Крайняя левая часть – это бэклог (список задач, расставленных по степени важности),
  • Центральная часть – для стикеров с обозначением текущих задач («в процессе»),
  • Крайняя правая – это «выполнено».

Такая разбивка позволяет увидеть в любой момент, в какой стадии готовности проект находится. Главное — по стикерам, зависшим в колонке «в процессе», можно своевременно выявить проблемные места проекта, вовремя разобраться с ними.


Важный момент в Scrum, это стендапы — ежедневные совещания по 15 минут.


Они так называются потому, что проводятся стоя, чтобы не тратить лишнее время. На таких стендапах обсуждаются задачи на ближайший день, текущие задачи и то, как их выполнять наиболее эффективно. Каждый спринт также начинается с собрания, на котором ставятся задачи на ближайший этап, обсуждается их специфика и варианты выполнения. По окончании спринта – «разбор полетов» и подготовка к следующему этапу.


Работа по Scrum в российских реалиях

Применение методики Scrum в ее чистом, классическом виде не всегда возможно. Идеология метода предполагает отсутствие многозадачности, команда должна одновременно заниматься только одним проектом. На практике это не всегда можно осуществить.


Да, команда может начать трудиться над проектом, не отвлекаясь на другие. Но, могут возникнуть обстоятельства, исключающие возможность заниматься только одним проектом.


На примере нашей компании обычно получается так:

  • Собирается Scrum-команда (3D-меделлеры, 3D-визуализаторы, аниматор, специалист по визуальным эффектам, специалист по пост-обработке, программист, дизайнер интерфейса и так далее).
  • Вначале деятельность команды происходит в классической версии Scrum, команда занимается обозначенным проектом.
  • При согласовании очередного спринта с клиентом, возникает пауза (день, два, неделя…). В крупных компаниях разветвленная и многоступенчатая иерархия, и часто бывает так, что наши наработки проходят согласование по нескольким инстанциям. И пока заинтересованные лица все это отсмотрят и прокомментируют, может пройти много времени. Иногда проект вообще ставится на паузу на месяц-два.
  • Команду приходится переключать на другие проекты. В этом у нас значительное отличие от классического Scrum.

В целом же, мы стараемся идти по пути близкому к методологии Scrum.


Обычно работа выстраивается вот каким образом:

  • Появляется заказ, например, на 3D-визуализацию жилого комплекса.
  • Первый этап работы – согласование базовой трехмерной модели с заказчиком. Если клиент – строительная компания, то обычно первичную оценку модели производит архитектор компании, он проверяет, чтобы все было сделано в соответствии с заявленным проектом.
  • Потом – согласование ракурсов. Эти ракурсы идут на рассмотрение в отдел продаж, где также высказываются комментарии. Например, на каких особенностях будущего жилого комплекса (модель которого мы проектируем) стоит акцентировать внимание, а что стоит скрыть.
  • Таким образом, на первом этапе, всего через несколько дней после старта проекта, у нас появляется первый законченный продукт, готовый к обсуждению. То есть мы завершили первый спринт и его результат – базовая трехмерная модель здания и наши предложения по ракурсам.
  • По сути, картинки уже готовы, их можно нести руководству, продавцам, архитекторам. С ними уже можно работать, вносить какие-то изменения. Именно на этой стадии наиболее просто и максимально быстро можно внести любые пожелания вплоть до изменения архитектуры здания.
  • На следующем этапе по утвержденным ракурсам уже выдаются цветные картинки (с освещением, озеленением). Они несколько отличаются по качеству от финальных, но вполне способны дать представление об общей композиции.
  • Последний спринт – это внесение комментариев и финализация картинок. Получается, что имели место быть три коротких цикла, на каждом этапе которых мы могли просто и легко вносить изменения, не переделывая предыдущую работу. В итоге клиент получает тот продукт, который ему нравится, который для него актуален.

Пример нашей проектной деятельности по Scrum

В данный момент в нашей компании идет интересный многокомпонентный проект по жилому комплексу в Одинцово.


В рамках проекта планируются 3 продукта:

  1. 3D-ролик.
  2. Интерактивная touch-панель (большой телевизор, расположенный горизонтально, реагирующий на прикосновения как планшет). Устанавливается такой сенсор в офисе продаж, в него загружается необходимое ПО. С его помощью клиент может просматривать жилой комплекс и квартиры с разных ракурсов, предварительно фильтруя список объектов по нужным ему параметрам.
  3. Прогулка в шлеме VR. Это технология, с помощью которой потенциальный клиент может еще на стадии строительства дома выбрать квартиру, «прогуляться» по ней, в полной мере оценив планировочное решение и отделку. Такая прогулка хорошо вовлекает клиента в проект, и за счет wow-эффекта человек получает некое переживание, что в итоге помогает застройщику продавать квартиры.

Этот трехкомпонентный проект стараемся делать по принципу Scrum. Каждый из компонентов использует одну и ту же трехмерную модель, над которой работает отдельная команда. И над всеми тремя компонентами работают три разные команды.


Хочешь жить лучше? Живи по Scrum!

Я бы рекомендовал Scrum широкому кругу специалистов. Его эффективность доказана уже не раз, но самое важное – это понять суть философию метода.


Ведь это не столько набор инструментов, сколько целый подход к жизни, работе, бизнесу. Подход, в котором ты настроен на внешний мир, настроен на гибкое реагирование, отзывчивость.


К освоениям принципов методологии Scrum лучше подходить на основе концепции Shu-Ha-Ri. Несмотря на то, что она характерна в основном для японских боевых искусств, эту идею можно применять для изучения любой дисциплины.


Суть проста. В процессе работы (учебы) нужно пройти 3 стадии:

  1. «Shu». Полное подчинение учителю (тренеру). Без вопросов, без предложений.
  2. «Ha». Овладевание знаниями на высоком уровне. На этом этапе ученик может начинать добавлять к знаниям свои вариации, подстраивать их под себя. Уровень тестирования собственных предположений на предмет их эффективности.
  3. «Ri». Этап, когда полученное мастерство позволяет устанавливать свои правила, стандарты.

Если рассматривать деятельность людей через призму Shuhari, то можно сделать вывод: частой ошибкой является неадекватная оценка собственного уровня на текущий момент. Условно говоря, находясь на стадии ученика («Shu»), человек представляет себя мастером. В итоге может ломаться рабочий процесс, не принося желаемых результатов.


Совет в этом случае очевиден: правильно оценивать свои силы и потенциал. Scrum вам в помощь!


Материалы по теме:

Как сэкономить $50 тысяч на работе IT-департамента

Мы спросили, какой мессенджер используют IT-специалисты. Результат оказался неожиданным

«Псевдо-аджайл» только поначалу выглядит круто – разрушаем популярные мифы

HR — это не про людей, именно поэтому ваш HR не работает

3 правила успешного менеджмента от главы Maps.me

Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Нужно ли компании внедрять Scrum?
  2. 2 Зачем компании скрам-мастер и где его найти
  3. 3 Все, что вы хотели знать про Agile: принципы, методология, инструменты и отличие от Scrum
  4. 4 «Копипаст не работает»: как попытаться внедрить scrum — и пойти своим путем
  5. 5 А вы сможете стать скрам-мастером? Советы для новичков в профессии