Колонки

Как программисту-самоучке выжить на высококонкурентном рынке

Колонки
Анна Григорьева
Анна Григорьева

Директор Scream School

Вероника Елкина

Анна Григорьева, директор школы компьютерных технологий Scream School, рассказывает о том, почему быть самоучкой не так плохо, как кажется, и дает советы о том, как найти работу своей мечты, если вы всему научились сами.

Как программисту-самоучке выжить на высококонкурентном рынке
Присоединиться

IT — сфера молодая, в ней спрос на грамотных специалистов значительно превышает предложение. Еще в 2014 году министр связи Никифоров заявил, что для экономического процветания нашей стране нужен миллион программистов, а их, по данным Microsoft от 2016 года, около 400 тысяч. Образовательная сфера за потребностями рынка снова не успевает. Конечно, сейчас в большинстве вузов уже есть кафедры подготовки разработчиков, но на деле получается, что диплом выпускникам выдают, а реальные умения к нему прилагаются редко (считай — никогда). Об этом нам рассказывают представители крупнейших IT-компаний, которые ведут практические занятия для студентов Scream School. Все партнеры отмечают, что программы преподавания в государственных вузах далеки от требований будущих работодателей: нельзя современных кодеров обучать на проектах, которым двадцать лет, а гибкость, отслеживание мировых тенденций — это не про наши университеты. В российских вузах странным образом игнорируют нужды игровой индустрии, во многом потому, что силен стереотип: игры — это несерьезно. Цифры говорят об обратном: суммарный объем мирового рынка игр и цифровых медиа превысил в 2016 году $91 млрд, в два раза обогнав индустрию кино.

unity

Изображение: Scream School

В Scream School мы видим много девушек и юношей, которых несколько лет назад родители буквально запихнули в вуз, при этом обещая: получи диплом и тебя «оторвут» с руками работодатели. На практике же мы имеем «зеленых», непонимающих принципов работы в компании, претендентов сразу на менеджерскую позицию с запросом 100 тысяч рублей в качестве стартовой зарплаты.

У молодого человека, желающего заниматься разработкой игр, выбор небольшой: поступить в технические вузы, получить некую базу и диплом и параллельно штудировать все доступные открытые источники или уехать учиться за границу — там в самых престижных вузах открыты целые факультеты, которые готовят специалистов для игровой индустрии. Это потрясающий старт, но далеко не каждый может себе позволить заплатить за обучение от 25 тысяч фунтов (около 2 млн рублей). В России западные программы и методы обучения адаптируют единичные коммерческие образовательные учреждения. Могу сказать, что за девять лет работы сильных конкурентов, в том числе и в лице государственных вузов, у нас так и не появилось, хотя тема казалось бы благодатная.

art

Работа выпускника Scream School Дениса Поспелова.

Свои корпоративные обучающие центры под силу содержать только крупным корпорациям, таким как Mail.Ru Group, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», но и для многих из них эта практика не в приоритете и решает в основном внутренние вопросы.

Но раз эта тема не продвигается «сверху», развивают ее, как и всю игровую сферу в России сейчас, энтузиасты. Что, по сути, вполне и неплохо.  

Самоучка — это модно

Так что неудивительно, что в этой сфере много самоучек. В январе вышло ежегодное исследование Stack Overflow — опрос 64 тысяч разработчиков по всему миру показал, что 90% IT-специалистов считают себя самоучками, по крайней мере, частично. При этом 32% кодеров заявили, что их формальное образование не имеет значения при построении карьеры.

В понятие «самоучка» сейчас вкладывают не просто отсутствие профильного системного образования, а возможность самому выбирать, у кого и чему учиться. У настоящих профессионалов этот процесс происходит непрерывно. Кроме того, факт самообучения создает красивую легенду self-made person самому разработчику. Примеры есть: программист из Киева Владимир Агафонкин самостоятельно научился кодить, поступил в вуз, но сделал выбор в пользу реального опыта, – в итоге создал open source-библиотеку Leaflet для производства онлайн-карт (среди тех, кто ее использует, Foursquare, Pinterest, Flickr, The Washington Post, National Park Service, Facebook). Арт-директор Spotify Тобиас ван Шнайдер даже не окончил школу, но при этом самостоятельно научился работе с электротехникой, программированию и дизайну и стал важным человеком в командах Google, Red Bull и BMW. Образцом для всех самоучек можно было бы назвать Илона Маска, который создал Tesla без автомобилестроительного образования, а SpaceX сделал без диплома по аэродинамике. Большое количество самоучек работают на ведущих позициях в таких компаниях, как Mail.Ru Group, ВГТРК и других.

Работа выпускников Scream School. 

По признанию работодателей, самоучка хорош тем, что почти всегда находит иной способ решения поставленных задач: он привык все решать сам и не просить о помощи. Главное — при принятии на работу направить начинающего специалиста в нужное русло.

Так как же стать востребованным программистом и найти высокооплачиваемую работу? Какие советы могут дать профессионалы рынка новичкам, желающим развить свои навыки и построить карьеру в этой области?

Сам себе программист

Главное заблуждение начинающих разработчиков состоит в том, что они хотят научиться программировать, подписавшись на Telegram-канал или посмотрев видеоурок. Это, конечно, тоже полезные источники информации, но далеко не главные. В основном надо «пощупать» код руками и активно практиковаться с первого же дня самообучения.

Важно найти тему, которая вас действительно интересует — сайт для волонтерской организации или музыкальной группы, мобильное приложение или небольшая игра на движке. Больше читайте чужие коды, пытаясь разобраться, почему это написано именно так. Хорошими источниками информации для самообучения могут стать CodeWars, Udacity, Codecademy, Freecodecamp и, как ни странно, YouTube. Еще есть неплохое приложение Sololearn. Много вопросов? Идите в «песочницу» типа Stack Overflow. Как только почувствуете в себе силы, приступайте к созданию собственных проектов. Пусть их будет много и разных. Потом уже к поиску реальных заказов — это будет непросто, психологически тяжело: число отказов будет кратно превосходить количество контрактов. Но оно того стоит, и даже не в финансовом смысле: каждый успешный проект — это строки в вашем будущем резюме, по которым как по ступеням вы будете подниматься к вершинам карьеры. Первых заказчиков стоит поискать на биржах фрилансеров, как русскоязычных, так и иностранных, можно попробовать свои силы в хостинге кода на open source. Как вариант — кооперация с опытными программистами из числа друзей или знакомых и попытка выполнять для них простые задания.

FORFEIT. Дипломный проект выпускников "Игровой графики" 2017 года from Scream School on Vimeo.

Отбросьте свои зарплатные амбиции и будьте готовы, что первые три года вам придется чуть ли не самим доплачивать, чтобы вас взяли на работу. Пробейтесь в компанию вашей мечты и начните с нуля. Многие корпорации, которые понимают, что горящие глаза стоят больше диплома, готовы брать на работу junior-программистов. В этом случае важно продемонстрировать реальные навыки в программировании. Конечно, получается далеко не у всех: например, большинство тех, кто пришли поступать в Scream School, решили заново учиться у нас, так как уже отдали годы жизни образованию по указке родителей и даже успели поработать, а потом понимают чего действительно хотят и приходят к нам за профессией мечты. В этом случае получение практического образования может стать настоящим спасением. Хотя скажу сразу, что с точки зрения школ, переучивать самоучку зачастую сложнее, чем с нуля выучить программиста. Обучение у нас не просто дает документальное подтверждение необходимой квалификации, а часто и трудоустройство, потому что среди преподавателей есть представители компаний-реальных игроков рынка, которые присматривают себе талантливых сотрудников.

И еще важный, хоть и очевидный совет: обязательно учите английский, IT — глобальный мир.

Самоучка для HR

Чтобы не отсеять в процессе подбора ценного самоучку, специалист по подбору кадров должен понимать, что в сфере IT опыт важнее образования. К счастью, для подавляющего большинства HR-ов это давно очевидно. Имеет значение, как составлено само резюме — насколько оно хорошо структурировано. Важно установить подлинность проектов, указанных самоучкой в портфолио, и при необходимости связаться с прошлыми работодателями. На первом этапе советуем внимательно изучить сопроводительные письма, рекомендации: реальные игроки рынка расскажут о навыках потенциального сотрудника.

coder

Фото: ShutterStock

Еще один значимый факт — желание кандидата попасть именно в эту компанию. Посещает ли он открытые мероприятия внутри или профильные форумы? Следит ли за появлением новых требований? Горящие глаза и разумная настойчивость — хорошие знаки.

Наблюдайте за перспективными самоучками, даже если в этот раз они вам не подошли: тот, кто хочет получить работу мечты, найдёт способ прокачать свои навыки и попробовать еще раз. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Материалы по теме:


Самая полная инструкция: как создать проект в игровой индустрии

Делимся сокровенным: как быстро и надежно запороть создание мобильной игры

500 дней джуниора или как стать начальником

Не нужно быть компьютерным гением, чтобы попасть в лучшую команду Google

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Издатель Atomic Heart назначил на должность CEO экс-главу Electronic Arts Russia
  2. 2 Новинки игр на ПК в 2024 году – рейтинг RB.RU
  3. 3 Лучшие игры 2023 года на PC – обзор RB.RU
  4. 4 Может ли iPhone 15 Pro стать новым стандартом игровой консоли
  5. 5 Особенности публикации игр в Китае: на что обратить внимание при выходе на китайский игровой рынок