Колонки

Чему российским стартапам стоит поучиться у финских коллег? Впечатления редактора Rusbase от фестиваля *ship

Колонки
Полина Константинова
Полина Константинова

Ex-UGC-редактор RB.RU

Полина Константинова

Летние поездки Rusbase на стартап-фестиваль *ship в Котке (Финляндия) уже точно можно назвать традиционными — редакция приезжает туда в третий раз. И каждый раз открывает для себя что-то новое. Почему российским стартапам не стоит игнорировать это мероприятие в следующем году, как к нему подготовиться и что нужно сделать, чтобы получить 5 тысяч евро на развитие проекта? Делимся своими наблюдениями с вами.

Чему российским стартапам стоит поучиться у финских коллег? Впечатления редактора Rusbase от фестиваля *ship

Я выхожу из поезда в Котке и сразу попадаю в самую настоящую финскую сауну. Да-да, вы не ослышались — город просто плавится от жары. На смартфоне высвечивается температура +32, но кажется, что он слишком оптимистичен. Вокруг меня практически ни души, лишь иногда лениво проезжают по раскаленному асфальту машины, редкие пешеходы словно стараются побыстрее скрыться от палящего солнца. И тишина. Что после Москвы особенно удивляет. Так меня встретила Котка.

Делать нечего, нужно поскорее добраться до морского центра «Велламо». Именно там проходит большая часть мероприятий стартап-фестиваля *ship.

Морской центр «Велламо». Даже не верится, что здесь проходит стартап-фестиваль, да? Но, как выяснилось, все самое интересное — внутри.


Фестиваль проходит уже четвертый год. В 2015-м участие принимали всего 35 молодых предпринимателей из Хельсинки, Коуволы, Лааппеэнранты и Турку. Через год в Котку приехали более 100 участников, а в 2017-м *ship принял уже 150 команд из 20 стран мира. В этом году, по данным организаторов фестиваля, его посетили 250 человек, среди которых было 50 стартапов и 26 менторов. По нашим подсчетам, в этом году количество российских проектов (или проектов с основателями из РФ) составило около 20%.

Стартап-фестиваль *ship — это двухдневный акселератор для стартапов на ранней стадии развития. Туда также могут приехать и проекты, которые пока не начали воплощать свои идеи в жизнь. Мероприятие состоит из двух частей — менторской программы (общение, мастер-классы, лекции) и питчей стартапов. В этом году перед инвесторами выступали 49 проектов.


День 1. Нетворкинг на корабле и (внезапно!) финские военные


Когда я пришла в холл центра «Велламо», там уже проходили мастер-классы, общение стартапов с менторами и даже круглый стол по вопросам двустороннего сотрудничества России и Финляндии. Но, что порадовало, — никаких формальностей, только обмен опытом и обсуждение новых планов.

Круглый стол.


После круглого стола мне удалось пообщаться с Андреем Хапсасовым, CEO TuSion. Это мобильное приложение для увеличения продуктивности и снижения уровня стресса. Андрей впервые приехал на *ship, хотя в подобных мероприятиях в Финляндии уже участвовал. Например, он и его команда ездили на стартап-ивенты Slush, Shift и Polar Bear Pitching (в рамках последнего мероприятия питчи проектов проходят в ледяной воде).

На *ship нас пригласил GoTech. Мы узнали о мероприятии заранее, поэтому было время подготовиться, посмотреть, какие будут выступать спикеры и какие будут внеплановые мероприятия в рамках фестиваля. Каким стартапам имеет смысл сюда ехать? Ни в коем случае на фестиваль не стоит приезжать, если вам нечего предложить местным компаниям. Здесь среди менторов и посетителей очень много людей, которые работают в Финляндии или представляют какие-то институты развития, соответственно, нужно знать, что им предлагать. Просто так съездить — это здорово, но все равно к фестивалю следует готовиться, потому что здесь действительно есть для чего (и кого) это делать. Питчинговое соревнование будет завтра (2 августа. — Rusbase), как я понял, из почти 50 проектов выберут 10. Мы почти завершили сбор средств, поэтому нам привлечение инвестиций было бы интересно только в рамках следующих раундов, так что это не так «горит». Но практика питчинга, естественно, была бы для нас очень полезна. Тем более, что здесь огромное количество знакомых лиц.
Андрей Хапсасов CEO TuSion

Но на *ship приезжают не только опытные проекты. Здесь можно встретить и стартапы, которые еще ни разу не презентовали свою идею или продукт перед потенциальными инвесторами в рамках фестивалей. Среди таких проектов — российский стартап LedgerKitchen, который предлагает блокчейн-решения для повышения эффективности бизнес-процессов.

Мы пока только один раз участвовали в бизнес-мероприятии, но оно не похоже, конечно, на этот фестиваль. В мае в Москве проходил Всемирный саммит по криптовалютам и блокчейну, мы там выставлялись. Сюда мы попали по приглашению, так как сотрудничаем с GoTech и «Ингрией». В рамках фестиваля нам был бы очень интересен обмен опытом, и, естественно, мы ищем возможности для сотрудничества и потенциальных заказчиков. Также, конечно, нам хотелось бы пообщаться с другими проектами, менторами, чему-то поучиться. Завтра мы будем на питчинге. Несмотря на то что обычно я часто выступаю и у меня с этим проблем нет, я поняла, что к питчу нужно готовиться. Этим люди серьезно занимаются, ходят на мастер-классы, так что нам на самом деле еще учиться и учиться. 
Валентина Скрипченко Директор по развитию LedgerKitchen

Немного о нетворкинге. Атмосфера стартап-фестиваля очень располагает к этому. Здесь я не почувствовала какой-то дикой конкуренции между проектами, наоборот, все очень дружелюбно относятся друг к другу, к каждой команде можно подойти и обсудить любые вопросы. Например, это можно сделать на Founder’s Dinner, который проводится недалеко от Котки в городе Хамина.

Founder’s Dinner

Кстати, нам повезло, в городе в эти дни проходил Международный фестиваль военных оркестров Hamina Tattoo. Многие выступления можно было послушать абсолютно бесплатно (а заодно и пообщаться между собой, что многие участники *ship и сделали сразу после ужина).

На площади города Хамина.


Немного странно (учитывая «соседство» стартаперов и оркестров) смотрелась выставка вооружений финских военных. Но тем не менее некоторые участники стартап-фестиваля смогли «потестить» технику. Хотели бы провести питч в танке? :)

Техника финских вооруженных сил.

После ужина у стартаперов была еще одна возможность пообщаться друг с другом и менторами. Но уже в более неформальной обстановке — на корабле из Хамины в Котку. Целых полтора часа практически наедине с менторами, которым никуда от вас не деться, что может быть лучше?

Нетворкинг на корабле.


Если общаться уже не хотелось, то можно было просто полюбоваться видами Финского залива и морально настроиться на завтрашний питч.

Финский залив.


Вы просто посмотрите, как там красиво.


День 2. Питчи, или что не так с российскими стартапами


Второй день начался довольно рано — уже в 9:30 команды собрали на бриф перед соревнованием, чтобы обсудить организационные моменты. В 10 утра стартовал первый питч. Кстати, организаторы разделили участников по пяти категориям — тем решениям, которые они предлагают, и их новизне:

  • Disrupt (создание новых или трансформация уже существующих рынков)
  • Innovate (улучшение решений, которые уже есть)
  • Entertain (помощь в борьбе со скукой)
  • Design (обогащение и совершенствование того, что нас окружает)
  • Impact (изменение мира к лучшему)

На презентацию бизнес-идеи каждому стартапу давалось три минуты, еще две организаторы отвели судьям на вопросы спикеру. И даже несмотря на такой лимит времени соревнования длились почти до трех часов дня.

Boat Hall в морском центре, где проходили питчи.

Я прослушала все 49 питчей проектов. И меня неприятно поразил один факт — в плане презентаций финские стартапы сильно выигрывают у российских. Я не говорю про бизнес-идеи, я о том, как проекты себя продают. Как держатся на сцене. Как говорят. Разница просто невероятная. Конечно, было несколько российских стартапов, которые провели отличные презентации и вышли в финал среди десяти проектов. Это компании TuSion, Bubblehunt и Watts.

Кажется, что основной проблемой у российских стартапов во время питчей было плохое знание английского. Некоторые ребята просто не могли ответить на вопросы судей и сразу терялись. Некоторых подводил акцент и слишком «топорное» произношение фраз. Когда один из основателей попросил у кого-то за сценой помощи в переводе, около меня противно захихикали какие-то девушки, которые, отмечу, не участвовали в питче. Мне было очень обидно за наши команды. Ребята, как можно мечтать о выходе на западные рынки, если даже с такими вещами возникают сложности? Я очень надеюсь, что фаундеры задумаются над этим, ведь каждое большое дело состоит из мелочей. В том числе и таких.

Что еще отличало российские стартапы от финских? То, что основатели и представители проектов из нашей страны «питчили» по бумажке.

И, соответственно, обращались не к судьям и аудитории, а непонятно куда. Казалось бы, это такие простые вещи, о которых всем нам говорили еще в школе и университете (наверняка вам приходилось представлять какие-то проекты там, помните?), и очень глупо говорить об этом в статье. Но оказалось, что нет. Не все понимают, как плохо это смотрится и какое впечатление оставляет.

Есть разница и в том, как стартаперы из разных стран держатся на сцене. Наши ребята, на мой взгляд, были слишком серьезными. Понятно, что питч перед инвестором — это не стендап-шоу (например, многие финские проекты действительно «переигрывали», а потом не могли ответить на конкретные вопросы о своей бизнес-модели), но и впадать в уныние тоже не стоит. Поверьте, ваше серьезное и слишком уж сосредоточенное лицо вряд ли вызовет симпатию у судей. Расслабьтесь, успокойтесь и просто получайте удовольствие. Ведь вы же ищете единомышленника, о каком волнении может идти речь?

Если суммировать, то основные ошибки стартапов (и наших, и финских) такие:

  • Нет презентации (либо только один слайд с названием проекта)
  • Презентация есть, но в ней нет конкретики по цифрам, прогноза по объему рынка, планируемой выручке
  • В презентации используются стоковые картинки, устаревшие мемы и векторые изображения, которые уже всем набили оскомину
  • На последнем слайде нет контактов стартапа. Кстати, лучшее впечатление оставляют те презентации, где даны адреса фаундеров, а не что-то вроде [email protected]
  • В самом питче не говорится о том, что конкретно нужно стартапу прямо здесь и сейчас, что они ждут от инвесторов и в целом от этого ивента
  • В питче нет упоминания того, на какой стадии находится стартап, чего уже достиг, сколько понадобится на разработку продукта/услуги — инвесторы хотят увидеть четкое предложение
  • Представитель проекта не говорит о том, как собирается монетизировать продукт и в чем состоит бизнес-модель (это первые два вопроса судей тем стартапам, которые не рассказали об этом во время питча)
  • Был момент, когда судьи указывали проекту на то, что в презентации не было портретов команды. Видимо, это может смущать инвесторов

Сейчас вы меня, наверное, осудите, но хочется сказать пару слов о внешнем виде. Выступать в футболке с названием стартапа — это круто, но так уже делают все. Представитель одного финского проекта, например, был в костюме с бабочкой. В завершение выступления он показал фото команды, где были такие же «серьезные» джентльмены. Это вызвало смех у аудитории и разрядило обстановку. Кстати, эти ребята прошли в финал как один из десятки лучших проектов.

Стартапер из Финляндии.


Интересно, что судьи спрашивали о том, как стартаперы потратят предполагаемые 5 тысяч евро. Действительно ли им нужны эти деньги? Многие команды не смогли дать внятного ответа, хотя, казалось бы, это очевидный вопрос для соревнований, где главный приз — деньги. Я думаю, что во многом из-за этого некоторые проекты не прошли в финал. Кстати, победителем соревнований стал эстонский стартап Ridline, который сумел убедить судей в том, что им действительно нужны инвестиции прямо сейчас.

***

Безусловно, на *ship обязательно стоит ехать стартапам, которые находятся еще в самом начале своего пути. Там вы действительно сможете получить хороший совет, а возможно — и найти тех, кто поверит в вашу идею.  


Материалы по теме:

Что вы делаете не так на питч-сессиях: работа над ошибками

Как продать себя в Америке: основательница Linguatrip — о переезде в США и секрете идеального питча

Дача Януковича, бар в Лиссабоне и дом в Беверли Хиллз: как и где проходили необычные питчи для инвесторов

Забудьте про короткий питч: вашему стартапу нужен тизер

Плохое выступление может убить бизнес – работаем над вашими ошибками

Автор фото: Полина Константинова

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Финнам нужен просто хороший продукт и четкое предложение». Что мы поняли, запустив стартап в Хельсинки
  2. 2 Какие проекты ждут в Финляндии на фестивале *ship?
  3. 3 Участники «Таможенной конференции» обсудят лучшие практики управляющих компаний
  4. 4 Посольство Бразилии проведет вебинар о трендах и перспективах HealthTech
  5. 5 Социальные страхи XXI века: что обсудят на форуме ReForum WINNING THE HEARTS
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!