Чему российским стартапам стоит поучиться у финских коллег? Впечатления редактора Rusbase от фестиваля *ship

Полина Константинова
Расскажите друзьям
Полина Константинова

Летние поездки Rusbase на стартап-фестиваль *ship в Котке (Финляндия) уже точно можно назвать традиционными — редакция приезжает туда в третий раз. И каждый раз открывает для себя что-то новое. Почему российским стартапам не стоит игнорировать это мероприятие в следующем году, как к нему подготовиться и что нужно сделать, чтобы получить 5 тысяч евро на развитие проекта? Делимся своими наблюдениями с вами.

Я выхожу из поезда в Котке и сразу попадаю в самую настоящую финскую сауну. Да-да, вы не ослышались — город просто плавится от жары. На смартфоне высвечивается температура +32, но кажется, что он слишком оптимистичен. Вокруг меня практически ни души, лишь иногда лениво проезжают по раскаленному асфальту машины, редкие пешеходы словно стараются побыстрее скрыться от палящего солнца. И тишина. Что после Москвы особенно удивляет. Так меня встретила Котка.

Делать нечего, нужно поскорее добраться до морского центра «Велламо». Именно там проходит большая часть мероприятий стартап-фестиваля *ship.

Морской центр «Велламо». Даже не верится, что здесь проходит стартап-фестиваль, да? Но, как выяснилось, все самое интересное — внутри.


Фестиваль проходит уже четвертый год. В 2015-м участие принимали всего 35 молодых предпринимателей из Хельсинки, Коуволы, Лааппеэнранты и Турку. Через год в Котку приехали более 100 участников, а в 2017-м *ship принял уже 150 команд из 20 стран мира. В этом году, по данным организаторов фестиваля, его посетили 250 человек, среди которых было 50 стартапов и 26 менторов. По нашим подсчетам, в этом году количество российских проектов (или проектов с основателями из РФ) составило около 20%.

Стартап-фестиваль *ship — это двухдневный акселератор для стартапов на ранней стадии развития. Туда также могут приехать и проекты, которые пока не начали воплощать свои идеи в жизнь. Мероприятие состоит из двух частей — менторской программы (общение, мастер-классы, лекции) и питчей стартапов. В этом году перед инвесторами выступали 49 проектов.


День 1. Нетворкинг на корабле и (внезапно!) финские военные


Когда я пришла в холл центра «Велламо», там уже проходили мастер-классы, общение стартапов с менторами и даже круглый стол по вопросам двустороннего сотрудничества России и Финляндии. Но, что порадовало, — никаких формальностей, только обмен опытом и обсуждение новых планов.

Круглый стол.


После круглого стола мне удалось пообщаться с Андреем Хапсасовым, CEO TuSion. Это мобильное приложение для увеличения продуктивности и снижения уровня стресса. Андрей впервые приехал на *ship, хотя в подобных мероприятиях в Финляндии уже участвовал. Например, он и его команда ездили на стартап-ивенты Slush, Shift и Polar Bear Pitching (в рамках последнего мероприятия питчи проектов проходят в ледяной воде).

Андрей Хапсасов
CEO TuSion

На *ship нас пригласил GoTech. Мы узнали о мероприятии заранее, поэтому было время подготовиться, посмотреть, какие будут выступать спикеры и какие будут внеплановые мероприятия в рамках фестиваля. Каким стартапам имеет смысл сюда ехать? Ни в коем случае на фестиваль не стоит приезжать, если вам нечего предложить местным компаниям. Здесь среди менторов и посетителей очень много людей, которые работают в Финляндии или представляют какие-то институты развития, соответственно, нужно знать, что им предлагать. Просто так съездить — это здорово, но все равно к фестивалю следует готовиться, потому что здесь действительно есть для чего (и кого) это делать.

Питчинговое соревнование будет завтра (2 августа. — Rusbase), как я понял, из почти 50 проектов выберут 10. Мы почти завершили сбор средств, поэтому нам привлечение инвестиций было бы интересно только в рамках следующих раундов, так что это не так «горит». Но практика питчинга, естественно, была бы для нас очень полезна. Тем более, что здесь огромное количество знакомых лиц.


Но на *ship приезжают не только опытные проекты. Здесь можно встретить и стартапы, которые еще ни разу не презентовали свою идею или продукт перед потенциальными инвесторами в рамках фестивалей. Среди таких проектов — российский стартап LedgerKitchen, который предлагает блокчейн-решения для повышения эффективности бизнес-процессов.

Валентина Скрипченко
Директор по развитию LedgerKitchen

Мы пока только один раз участвовали в бизнес-мероприятии, но оно не похоже, конечно, на этот фестиваль. В мае в Москве проходил Всемирный саммит по криптовалютам и блокчейну, мы там выставлялись. Сюда мы попали по приглашению, так как сотрудничаем с GoTech и «Ингрией».

В рамках фестиваля нам был бы очень интересен обмен опытом, и, естественно, мы ищем возможности для сотрудничества и потенциальных заказчиков. Также, конечно, нам хотелось бы пообщаться с другими проектами, менторами, чему-то поучиться.

Завтра мы будем на питчинге. Несмотря на то что обычно я часто выступаю и у меня с этим проблем нет, я поняла, что к питчу нужно готовиться. Этим люди серьезно занимаются, ходят на мастер-классы, так что нам на самом деле еще учиться и учиться. 

Немного о нетворкинге. Атмосфера стартап-фестиваля очень располагает к этому. Здесь я не почувствовала какой-то дикой конкуренции между проектами, наоборот, все очень дружелюбно относятся друг к другу, к каждой команде можно подойти и обсудить любые вопросы. Например, это можно сделать на Founder’s Dinner, который проводится недалеко от Котки в городе Хамина.

Founder’s Dinner

Кстати, нам повезло, в городе в эти дни проходил Международный фестиваль военных оркестров Hamina Tattoo. Многие выступления можно было послушать абсолютно бесплатно (а заодно и пообщаться между собой, что многие участники *ship и сделали сразу после ужина).

На площади города Хамина.


Немного странно (учитывая «соседство» стартаперов и оркестров) смотрелась выставка вооружений финских военных. Но тем не менее некоторые участники стартап-фестиваля смогли «потестить» технику. Хотели бы провести питч в танке? :)

Техника финских вооруженных сил.

После ужина у стартаперов была еще одна возможность пообщаться друг с другом и менторами. Но уже в более неформальной обстановке — на корабле из Хамины в Котку. Целых полтора часа практически наедине с менторами, которым никуда от вас не деться, что может быть лучше?

Нетворкинг на корабле.


Если общаться уже не хотелось, то можно было просто полюбоваться видами Финского залива и морально настроиться на завтрашний питч.

Финский залив.


Вы просто посмотрите, как там красиво.


День 2. Питчи, или что не так с российскими стартапами


Второй день начался довольно рано — уже в 9:30 команды собрали на бриф перед соревнованием, чтобы обсудить организационные моменты. В 10 утра стартовал первый питч. Кстати, организаторы разделили участников по пяти категориям — тем решениям, которые они предлагают, и их новизне:

  • Disrupt (создание новых или трансформация уже существующих рынков)

  • Innovate (улучшение решений, которые уже есть)

  • Entertain (помощь в борьбе со скукой)

  • Design (обогащение и совершенствование того, что нас окружает)

  • Impact (изменение мира к лучшему)

На презентацию бизнес-идеи каждому стартапу давалось три минуты, еще две организаторы отвели судьям на вопросы спикеру. И даже несмотря на такой лимит времени соревнования длились почти до трех часов дня.

Boat Hall в морском центре, где проходили питчи.

Я прослушала все 49 питчей проектов. И меня неприятно поразил один факт — в плане презентаций финские стартапы сильно выигрывают у российских. Я не говорю про бизнес-идеи, я о том, как проекты себя продают. Как держатся на сцене. Как говорят. Разница просто невероятная. Конечно, было несколько российских стартапов, которые провели отличные презентации и вышли в финал среди десяти проектов. Это компании TuSion, Bubblehunt и Watts.

Кажется, что основной проблемой у российских стартапов во время питчей было плохое знание английского. Некоторые ребята просто не могли ответить на вопросы судей и сразу терялись. Некоторых подводил акцент и слишком «топорное» произношение фраз. Когда один из основателей попросил у кого-то за сценой помощи в переводе, около меня противно захихикали какие-то девушки, которые, отмечу, не участвовали в питче. Мне было очень обидно за наши команды. Ребята, как можно мечтать о выходе на западные рынки, если даже с такими вещами возникают сложности? Я очень надеюсь, что фаундеры задумаются над этим, ведь каждое большое дело состоит из мелочей. В том числе и таких.

Что еще отличало российские стартапы от финских? То, что основатели и представители проектов из нашей страны «питчили» по бумажке.

И, соответственно, обращались не к судьям и аудитории, а непонятно куда. Казалось бы, это такие простые вещи, о которых всем нам говорили еще в школе и университете (наверняка вам приходилось представлять какие-то проекты там, помните?), и очень глупо говорить об этом в статье. Но оказалось, что нет. Не все понимают, как плохо это смотрится и какое впечатление оставляет.

Есть разница и в том, как стартаперы из разных стран держатся на сцене. Наши ребята, на мой взгляд, были слишком серьезными. Понятно, что питч перед инвестором — это не стендап-шоу (например, многие финские проекты действительно «переигрывали», а потом не могли ответить на конкретные вопросы о своей бизнес-модели), но и впадать в уныние тоже не стоит. Поверьте, ваше серьезное и слишком уж сосредоточенное лицо вряд ли вызовет симпатию у судей. Расслабьтесь, успокойтесь и просто получайте удовольствие. Ведь вы же ищете единомышленника, о каком волнении может идти речь?

Если суммировать, то основные ошибки стартапов (и наших, и финских) такие:

  • Нет презентации (либо только один слайд с названием проекта)

  • Презентация есть, но в ней нет конкретики по цифрам, прогноза по объему рынка, планируемой выручке

  • В презентации используются стоковые картинки, устаревшие мемы и векторые изображения, которые уже всем набили оскомину

  • На последнем слайде нет контактов стартапа. Кстати, лучшее впечатление оставляют те презентации, где даны адреса фаундеров, а не что-то вроде support@company.com

  • В самом питче не говорится о том, что конкретно нужно стартапу прямо здесь и сейчас, что они ждут от инвесторов и в целом от этого ивента

  • В питче нет упоминания того, на какой стадии находится стартап, чего уже достиг, сколько понадобится на разработку продукта/услуги — инвесторы хотят увидеть четкое предложение

  • Представитель проекта не говорит о том, как собирается монетизировать продукт и в чем состоит бизнес-модель (это первые два вопроса судей тем стартапам, которые не рассказали об этом во время питча)

  • Был момент, когда судьи указывали проекту на то, что в презентации не было портретов команды. Видимо, это может смущать инвесторов

Сейчас вы меня, наверное, осудите, но хочется сказать пару слов о внешнем виде. Выступать в футболке с названием стартапа — это круто, но так уже делают все. Представитель одного финского проекта, например, был в костюме с бабочкой. В завершение выступления он показал фото команды, где были такие же «серьезные» джентльмены. Это вызвало смех у аудитории и разрядило обстановку. Кстати, эти ребята прошли в финал как один из десятки лучших проектов.

Стартапер из Финляндии.


Интересно, что судьи спрашивали о том, как стартаперы потратят предполагаемые 5 тысяч евро. Действительно ли им нужны эти деньги? Многие команды не смогли дать внятного ответа, хотя, казалось бы, это очевидный вопрос для соревнований, где главный приз — деньги. Я думаю, что во многом из-за этого некоторые проекты не прошли в финал. Кстати, победителем соревнований стал эстонский стартап Ridline, который сумел убедить судей в том, что им действительно нужны инвестиции прямо сейчас.

***

Безусловно, на *ship обязательно стоит ехать стартапам, которые находятся еще в самом начале своего пути. Там вы действительно сможете получить хороший совет, а возможно — и найти тех, кто поверит в вашу идею.  


Материалы по теме:

Что вы делаете не так на питч-сессиях: работа над ошибками

Как продать себя в Америке: основательница Linguatrip — о переезде в США и секрете идеального питча

Дача Януковича, бар в Лиссабоне и дом в Беверли Хиллз: как и где проходили необычные питчи для инвесторов

Забудьте про короткий питч: вашему стартапу нужен тизер

Плохое выступление может убить бизнес – работаем над вашими ошибками

Автор фото: Полина Константинова


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Say Future: Security
24 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase