Команда стартапа в области журналистики и PR «СМИ о нас» поинтересовалась у инвесторов, повышает ли пиар проекта шансы привлечь инвестиции, какие СМИ читают сами инвесторы и можно ли с помощью публикаций в медиа привлечь их внимание.
Повышает ли PR стартапа шансы на инвестиции?
Если оказаться в нужное время в нужном СМИ – публикация может стать катализатором для переговоров об инвестициях.
Безусловно, повышает! Пиар позволяет, во-первых, создавать позитивное присутствие стартапа в поисковиках. Кроме того, он дает заявить о себе потенциальным инвесторам и клиентам. Одна знакомая мне компания нашла крупного инвестора благодаря статье в газете. Партнера фонда привлекла персональная история основателя и та ниша, в которой работала компания. Он некоторое время думал о том, чтобы вложиться в это направление и статья пришлась очень вовремя. При этом отрасль компании была для фонда на тот момент не приоритетной, и без этой статьи фонд и компания вряд ли бы встретились.
Если это не PR ради PR, то да. Особенно для b2c-проектов, которым очень важна аудитория (более известному проекту, при прочих равных, инвестора найти проще). Главное, чтобы это не превращалось в личную рекламную кампанию основателей проекта и самопиар. Но, в любом случае, количество упоминаний в СМИ в сравнении с конкурентами – далеко не главный показатель, на который будет смотреть инвестор.
Влияли ли публикации о стартапе на ваше решение рассмотреть возможность вложиться в него?
Публикации способны привлечь внимание и даже побудить выйти на связь с основателями.
Публикации в СМИ обращают внимание инвесторов на компанию, но принимаются инвестиционные решения фондами только на основе Due diligence. По крайне мере, если говорить о нас. Недостаточно быть у всех на слуху. Нужно показать цифры. PR компании может и должен быть хорошим инструментом для повышения traction. Только он способен впечатлить серьезного инвестора и повлечь за собой инвестиции в проект.
Да, конечно. Хорошая статья, которая интересно описывает рынок и стартап, много раз побуждала меня найти контакты основателей и предложить сотрудничество. Например, мне очень нравились статьи о Food Tech и, в частности, о проекте Elementaree. В них основатель проекта Ольга Зиновьева очень грамотно рассказывала об индустрии, различиях в той или иной концепции и непосредственно о достижениях своей компании. В результате я начал внимательно следить за отраслью, а через небольшой период времени встретился с Elementaree и мы быстро договорились о сделке.
Доля СМИ среди прочих источников получения информации о новых стартапах
Основным источником получения информации о новых проектах остаются рекомендации знакомых и партнеров.
Здесь я большой корреляции не вижу. Особенно для b2b-проектов, о которых аудитория СМИ может ничего не знать. Скорее, наоборот, публикации в СМИ часто играют против инвестора, поскольку основатели часто считают, что если о них написали в Форбс, журнале Крестьянка или показали на 1-м канале, то оценка компании должна существенно вырасти.
Для меня основной источник получения информации о новых проектах – это рекомендации друзей и коллег, которых я знаю и которым доверяю. Я дружу с многими фондами, которые инвестируют на чуть более поздней стадии, чем я, и часто они предлагают мне качественные проекты, в которые им самим инвестировать рано.
Доля СМИ в поиске новых стартапов для инвестиций достаточно мала: наверное, около 10% – или того меньше. Как правило, я инвестирую в стартапы, с которыми меня «разделяет» не больше двух рукопожатий. То есть, либо я сам хорошо знаю этих людей, либо их рекомендуют мои знакомые. Конечно, часто СМИ пишут и о моих портфельных проектах, но я ни разу не инвестировал в компанию, о которой первый раз узнал из СМИ.
СМИ в моей практике – это прекрасный путеводитель по отрасли и рынку в целом. Я читаю для того, чтобы следить, куда инвестируют фонды, чем занимаются конкуренты, какие новости есть в отрасли. Но для поиска новых объектов для инвестиции я СМИ не использую.
Как правило, о «чемпионах», мы узнаем либо благодаря компетенциям в сегменте, либо благодаря рекомендации наших венчурных партнеров в различных географиях. Это не значит, что к нам «на стол» нельзя попасть через общую почту, но таких успешных питчей все же единицы. Если сравнивать уровень проектов из общей почты фонда с теми, о ком пишут СМИ, то последние, в среднем, конечно, качественнее. Здесь важно помнить, что задача венчурного инвестора найти компанию с большим потенциалом роста на ранней стадии, о которой пока мало кто знает, и помочь ей завоевать рынок, в том числе с помощью медиа.
Какие СМИ читают инвесторы
Возможно, вовремя оказавшись в одном из этих источников, стартап «вытянет счастливый билет», обратив на себя внимание крупного инвестора.
Я здесь не самый хороший пример, потому что очень мало читаю СМИ. Я лучше с женой время проведу ;) Чаще всего я могу открыть статью, если увижу интересный заголовок в Facebook. Иногда захожу на Rusbase (мне нравятся статьи Сажина), RBC, Forbes. Единственное СМИ, которое я читаю с удовольствием, это Sports.ru, но там о стартапах не пишут. Из международных мне нравятся ArcticStartup и Wired.
Для меня основной источник ежедневных новостей – это лента в социальных сетях, которую формируют мои друзья и коллеги. В моем случае социальный фильтр работает безотказно, показывая только самое важное.
Десятка два, перечислять бессмысленно (это наши классические «Ведомости» и Techcrunch, Wired и список стандартных СМИ).
Русскоязычные: Rusbase, Firrma, VC.ru, Хабрахабр, «Ведомости».
Англоязычные: TechCrunch, TheNextWeb, VentureBeat, The Wall Street Journal, несколько профильных подписных дайджестов по индустриям и венчурным инвестициям, релевантные каналы в Твиттере и на ФБ.
Вывод: нельзя не заниматься PR в СМИ
Большинство опрошенных инвесторов считает, что пиар – это один из атрибутов хоть сколько-нибудь серьезного проекта.
Любая компания, которая хоть на толику серьезно смотрит на свое развитие обязана заниматься пиаром.
В целом, можно сказать, что вариант привлечь внимание инвестора с помощью качественной публикации реален. Разумеется, за ней должна стоять сильная команда, рынок и интересный продукт.
Материалы по теме:
«Две большие разницы» пиара талантливых и не очень
Инвесторы ищут blockchain-гениев
Стартапер отправил инвестору посылку вместо питча
Чем бизнесмен отличается от стартапера?
Не знали, что Uber – это «единорог»? Время подтянуть стартап-терминологию
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter