Top.Mail.Ru
Колонки

Пять советов от HR: как пройти собеседование без проблем

Колонки
Юлия Евстифеева
Юлия Евстифеева

Ведущий маркетолог в ГК «Экоокна»

Софья Федосеева

Отвечая на интересную вам вакансию, стоит позаботиться о том, чтобы произвести положительное впечатление на HR. Это несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

Юлия Евстифеева, ведущий маркетолог в ГК «Экоокна», заместитель директора рознично-франчайзингового подразделения, рассказывает о том, как без проблем найти новую работу.

Пять советов от HR: как пройти собеседование без проблем

Мы выбираем, нас выбирают…

Мне много раз приходилось искать сотрудников. Анализируя заявленный опыт и прибегая к собственной интуиции, я выбираю подходящих претендентов из нескольких десятков кандидатов. 

Стоит сказать, что до приглашения на интервью вся ответственность за будущего сотрудника лежит на мне, но, как только я договорилась о собеседовании, итог встречи зависит от нас обоих. 

Фото: Unsplash

Почему при прочих равных кто-то из кандидатов пройдет собеседование, а кто-то – нет? Начнем разговор с того момента, когда оба участника процесса вступают в контакт. 

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Пишите правильные письма

Разместив объявление о вакансии, я приступаю к поиску – просматриваю резюме, которые приходят на почту. У меня начинают складываться впечатления о неизвестных мне людях… по их сопроводительным письмам. Их я вижу раньше, чем резюме. 

Поэтому, получив файл с профилем кандидата без обращения ко мне и моим коллегам, я откладываю резюме «на потом», на самый крайний случай. То же самое происходит с CV, которые сопровождаются письмом, составленным по шаблону: «отправляю… на размещенную вами вакансию, готов… в соответствии с поставленными задачами». 

Фото: Unsplash

Наверное, это субъективное мнение, но я не люблю в письмах и чрезмерный официоз («согласно указанным вами требованиям…»), и панибратский тон («все знаю лучше всех, не те задачи ставите, не так запрос формулируете…»). По тону письма я сразу представляю, что человек так же будет общаться с клиентами или коллегами. 


Я отдаю предпочтение недлинным понятным письмам, в которых сказано, почему кандидата заинтересовала наша вакансия и чем он может быть интересен нам. 

Приведу в пример письма двух кандидатов на вакансию «менеджер по продажам».


Положительный опыт

Кандидат написал, что ему хорошо знакомы задачи продавца, есть наработки по привлечению покупателей с холодных звонков (плюс есть база клиентов), знает, что делать с возражениями, назвал компании нашего сегмента, где работал. 

Кроме того, он написал, что его заинтересовала вакансия, потому что он хочет продавать продукт, у которого есть изюминка (в нашем случае это не просто окна, а всевозможные способы декора стеклопакета). Это означает, что кандидат либо знает о нас, либо внимательно ознакомился с информацией, прежде чем писать!


Отрицательный опыт

Кандидат написал, что может продавать все что угодно, работать предпочитает удаленно, перспективы повышения в должности его не интересуют – он свою задачу видит в зарабатывании денег для себя и компании. 


Вывод 

Первый кандидат мне показался более перспективным, так как его интересует работа именно у нас, а второго – зарабатывание денег в нашей компании. Возможно, второй сможет продавать лучше первого, но он не будет ничему учиться, не захочет расти и уйдет, как только ему предложат лучшие условия оплаты.


Советы

  • Не отправляйте резюме без сопроводительного письма или с письмом-шаблоном. Письмо – ваше обращение к HR-директору (который принимает первое решение!), оно должно привлечь внимание к вашей кандидатуре. 
  • Письмо не должно быть ни слишком официальным, ни развязным по тону. 
  • Напишите, почему вы обратили внимание на вакансию и чем именно вы можете заинтересовать работодателя. 
  • Не забудьте о проявлении вежливости – пожелайте хорошего дня и укажите все возможные средства связи с вами (телефон, skype, email, мессенджеры), даже если они упомянуты в резюме.

Нельзя второй раз создать первое впечатление

Следующий шаг с моей стороны – ответное письмо, в котором я приглашаю кандидата на личную встречу. Мне всегда хочется получить фидбэк: «спасибо, буду, удобно в такое-то время». Я не вношу соискателя в свое расписание, пока не получу от него ответ. 

И, забегая вперед, скажу, что если человек написал, что будет, но не приходит, не предупредив заранее, или опаздывает на 20-30 минут без предупреждения, пусть даже по уважительной причине, он создает о себе не самое лучшее впечатление. 

Фото: Unsplash

Когда человек приходит на встречу впервые, все имеет значение – его одежда, прическа, макияж (если речь идет о женщине), манера разговора, скованность или общительность. 

Я сразу представляю соискателя на будущем рабочем месте – секретарь должен быть улыбчивым и раскованным (в меру, конечно), а для сотрудника IT-отдела – это не принципиально. Посмотрим на двух кандидатов из отдела продаж.


Положительный опыт

Молодой мужчина в футболке и пиджаке вошел в комнату с улыбкой на лице. Первый представился, пожал руку, не отказался от стакана воды. Почти неуловимый дефект речи совершенно не мешал беседе. 

Разговор начался легко и непринужденно. Я сразу представила его в роли менеджера по продажам, ведущего диалог с клиентом.


Отрицательный опыт

Молодой человек (ровесник предыдущего соискателя), одет как тинейджер, не выражал никаких эмоций при встрече, в основном молчал, ждал вопросов от меня, но отвечал на них четко и по делу. 


Вывод

Симпатию у меня вызвали оба кандидата. У всех своя манера общения, рассчитанная на разных клиентов, – один ищет подход к каждому, другой остается на «своей волне». 

Так как я искала несколько менеджеров в отдел продаж, то пригласила обоих. Но, если бы мне был нужен только один, остановила бы свой выбор на первом. Он больше располагает к общению, у него хочется что-нибудь купить.


Советы

  • Всегда предупреждайте об опоздании, если вы задерживаетесь больше, чем на десять минут.
  • Оденьтесь на собеседование так, как планируете ходить на работу. 
  • Улыбайтесь при встрече. Это всегда располагает! 

Слово – не воробей

И, наконец, приступим к самому главному – к разговору с соискателем. Для начала хочу сказать, что, на какую бы должность ни претендовал человек, он должен быть готов к диалогу, а не просто отвечать на вопросы рекрутера. 


Я вижу собеседование как разговор двух полноправных сторон, а не экзамен. Для меня важно видеть, что будущий сотрудник так же заинтересован в общении со мной, как и я. 

Это говорит о том, что и на работе он будет вести себя активно, проявлять инициативу, браться за новые задачи, а не ждать конца рабочего дня или помощи коллег. Вспомню два собеседования месячной давности.


Положительный опыт

Девушка общалась со мной на равных. Отвечала на вопросы достаточно развернуто, с шутками и лирическими отступлениями и сама спрашивала меня о том, что ее интересовало. 

После разговора у меня осталось хорошее впечатление. Сомнения были только из-за небольшого опыта в продажах – в совокупности полтора года в двух компаниях. Но небольшой опыт в продажах в силу молодого возраста я не считаю существенным недостатком.


Отрицательный опыт

Разговор со второй девушкой строился в формате: вопрос-ответ. Она коротко, по делу отвечала на вопросы, но сама почти ни о чем не спросила на протяжении часового разговора. 

Чувствовалось, что работу она знает (опыт в продажах больше, чем у первой претендентки), но вряд ли будет выкладываться на все 100%. Похоже, что она будет стараться выполнять план, но на перевыполнение или чрезмерную активность рассчитывать не стоит.


Вывод

Я сделала выбор в пользу первого кандидата. Опыт нарабатывается со временем, а темперамент вряд ли поменяется. 


Советы

  • Будьте на собеседовании полноправным участником диалога. Помните, что вы тоже делаете выбор.
  • Говорите, спрашивайте, рассуждайте. Обязательно обратите внимание на вещи, которые для вас важны.
  • Не бойтесь проявить заинтересованность и высказать свое мнение или несогласие с собеседником. Живой ум и способность мыслить всегда подкупают.

Вооружитесь знаниями о компании

Получив приглашение на собеседование, сразу начинайте изучать компанию, в которую собираетесь ехать. И, естественно, продукт или услугу, с которой вам предстоит работать. Даже если вы что-то о ней знаете – узнайте больше. Зайдите на сайт, посмотрите структуру, историю компании. 

Фото: Unsplash

Вооружившись знаниями, вы сможете подготовиться к предстоящему разговору с HR-руководителем и даже сформулировать несколько идей, которые заинтересуют потенциального работодателя. 

Я всегда с большой симпатией отношусь к людям, которые приезжают на собеседование, вооруженные знаниями и готовые ими поделиться. Я вижу, что строчка в сопроводительном письме о заинтересованности – не пустые слова.


Положительный опыт

Претендент на должность менеджера по продажам настолько хорошо изучил наш товар, что во время разговора даже ухитрился рассказать, кому его стоит предлагать, а кому – нет. И предложил ввести в ассортимент новую продуктовую линейку, которая больше заинтересует другую категорию покупателей. 


Отрицательный опыт

Молодой человек в ответ на вопрос, знает ли он нашу компанию, ответил утвердительно, но ничего конкретного сказать не смог. Было видно, что всю информацию он почерпнул из моего рассказа, с которого я обычно начинаю встречу с соискателями. 


Вывод

Выбрала я, естественно, первого кандидата. Не со всеми его идеям я согласилась, с большей частью – поспорила, но его подготовка к нашей встрече оставила хорошее впечатление.


Советы

  • Изучите компанию, в которую вас приглашают на собеседование, ее историю, развитие, товарную линейку.
  • Приходите подготовленным на встречу – пусть будущий работодатель увидит, что вы знаете, как компания работает сейчас и что нужно сделать для нее в будущем.
  • Покажите, что ваш опыт пригодится для повышения показателей, роста прибыли, достижения новых целей.

Будьте готовы к самым часто задаваемым вопросам

Я, как и большинство HR-руководителей, обязательно задаю список стандартных вопросов. 

  • Почему уволился оттуда или отсюда? 
  • Почему поменял сферу деятельности? 
  • Почему были перерывы в работе? 
  • Есть ли рекомендации от предыдущих работодателей? 

Если вы сомневаетесь, что нужно говорить правду, найдите максимально корректные ответы на «неудобные» вопросы. Но займитесь этим дома, а не в процессе нашего разговора. Соискатель, «плавающий» в своем резюме, вряд ли получит предложение занять желаемую должность.


Положительный опыт

Девушка приехала на встречу хорошо подготовленной. Мои вопросы: почему она работала в одном месте семь месяцев, а в другом – два, ее не смутили. И это мне понравилось. В жизни бывают разные ситуации, и надо идти дальше. 

Она не стала говорить о том, что не нашла общий язык с руководством (о чем я слышала от общих знакомых), и это меня к ней расположило. Из трех мест работы, упомянутых в резюме, в двух был указан телефон руководителя.


Отрицательный опыт

Молодой человек не смог ответить на все мои вопросы о компаниях, в которых работал, и о причинах частой смены работы. Пару раз во время разговора я отметила, что он пытается меня обмануть. 

Вопрос о рекомендациях его поставил в тупик. Он сказал, что ему надо подумать, чьи контакты он может дать. Хотя в его резюме числилось шесть мест работы.


Вывод

Я предпочла пригласить на работу девушку. Честность и логика изложения трудовой биографии всегда меня подкупает.


Советы

  • Перед тем как идти на собеседование, внимательно изучите свое резюме. Посмотрите, что бы вызвало у вас вопросы, будь вы рекрутером?
  • Позаботьтесь о том, чтобы в резюме были указаны контакты прежних руководителей, которые могут дать хорошую рекомендацию. На всякий случай предупредите их о звонке будущего работодателя.
  • Не посвящайте будущего работодателя в истории личных отношений с бывшими коллегами. Держите нейтралитет.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Рынок перегрет». Как нанять крутых разработчиков и не разорить компанию
  2. 2 Как нанять хорошего сотрудника за один день — три совета
  3. 3 Кейс: как бизнесу нанять правильного бухгалтера
  4. 4 Как нанять SEOшника и не убить компанию
  5. 5 Кейс: Как нанять много новых сотрудников с минимальными затратами