Top.Mail.Ru
Колонки

Ложь, презрительное отношение и хамство: что вам нужно сделать, чтобы провалить собеседование

Колонки
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

Рано или поздно все сталкиваются с необходимостью идти на собеседование. Это стрессовая ситуация, и многие не знают, как лучше себя преподнести. В таких условиях даже самый компетентный кандидат может провалить интервью.

Редакция Rusbase решила помочь соискателям и спросила HR и CEO различных компаний, что нужно делать, чтобы пройти собеседование, и какие действия кандидатов могут оттолкнуть рекрутеров. Конечно, ни один из них не сказал, что есть универсальный путь успеха. Но вот советы, которые помогут не допустить фатальных ошибок.

Ложь, презрительное отношение и хамство: что вам нужно сделать, чтобы провалить собеседование

Яна Агеева, директор департамента управления персоналом в «Нанолек»

Если нет желания успешно пройти собеседование, то правильнее всего будет не подготовиться. Не надо читать про компанию: чем она занимается, какие у нее инициативы в направлении работы с сотрудниками. И тем более не стоит запоминать название – никто не заметит, если вы немного не так произнесете наименование компании, в которой «очень» хотите работать. Это точно повысит ваши шансы на отказ почти до 100%.

Еще можно попытаться произвести впечатление «всезнайки». Употребление непонятных всем, даже самому кандидату, слов серьезно снизит шансы на прохождение собеседования.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Услышав такие слова, как «прокрастинация», «стратегическое мышление», «коллаборация», HR точно не окажется под впечатлением и не будет уточнять, что они значат.

Но если у вас все-таки получилось рассказать о себе и вы профессионал с большой буквы, то вот рекомендации, которые точно окажутся полезными.

В моей практике были кандидаты, которые даже про меня собирали досье. Зачем? Затем, что это действительно помогает комфортно себя чувствовать на собеседовании. Вы будете знать, о чем говорить, что, возможно, нравится или не нравится вашему собеседнику, ведь сейчас интервью проводят в формате диалога.

У HR нет задачи проверить ваши профессиональные знания, ему просто нужно узнать вас ближе и понять, насколько вы и компания друг другу подходите.

Что касается встречи лицом к лицу с будущим руководителем, то самое главное – вести себя как обычно. Для этого нужно постараться подготовиться эмоционально.

Кроме того, будьте внимательны: посмотрите, что написано в вакансии, прежде чем идти на собеседование. Часто описание содержит хороший план, которому можно следовать, рассказывая о себе. Прочитайте и обдумайте основные параметры вакансии и решите, готовы ли вы выполнять все указанные задачи.

Встречаются и необычные кандидаты. Про таких иногда говорят – «родился в компании». Кандидаты с уникальным опытом, которые не знают, есть ли жизнь после «родного» предприятия.

«Раскрутить» такого соискателя на разговор и выяснить все, что он делал, – сложная задача для рекрутера. Ведь порой они публикуют не расширенное резюме, а просто обновляют старое с небольшой припиской. Тут начинается «квест» для рекрутера и «хождение по мукам» для соискателя.

Несколько советов для таких кандидатов.

  • Покажите свое резюме нескольким друзьям или коллегам. На прошлой работе у вас наверняка сложились хорошие отношения с HR-департаментом. Обратитесь к ним и попросите помочь оформить резюме более грамотно;
  • Если у вас менялся функционал или должность, то обязательно упомяните об этом, не оставляйте «за кадром».

Элеонора Золошкова, HR «1С-Битрикс»

Я никогда не обращаю внимания на пол, сексуальную ориентацию или экстравагантную одежду. Но для меня важна целостность образа. Хорошо, если речь, образ, поведение и взгляды на жизнь не противоречат друг другу.

Перед собеседованием советую заранее подумать, чем вы можете пригодиться компании. Поэтому на интервью стоит не только рассказать о своем опыте, но и предложить решение какой-нибудь проблемы. И обязательно нужно уточнить, что вы хотите работать именно здесь.

А чтобы точно не пройти собеседование, кандидат должен не знать о компании ничего. Если соискатель не представляет, куда он пришел и зачем откликнулся на вакансию, — нам не по пути.

Юрий Шишкин, генеральный директор digital-агентства 24ttl

Мне очень нравятся соискатели, которые не пересказывают по пунктам резюме, а открыто делятся своими взглядами на рабочий процесс и основные боли профессии.

Хорошо, когда кандидаты не боятся говорить о своих факапах и вынесенных уроках. «Мы запустили сайт, но не проверили форму заявки, и она две недели не собирала лиды. Рекламный бюджет вылетел в трубу… Это был провал века, но теперь я никогда не забываю проверить, хорошо ли работает лид-форма». Сразу видно — человек хорошо понимает степень своей ответственности и стоимость ошибок.

Скорее всего, собеседование не пройдет человек с завышенным мнением о своей экспертизе. Сейчас в нашей компании наиболее актуальной вакансией является аккаунт-менеджер, и на примере этой позиции мы видим, как много кандидатов не могут адекватно оценить свои умения. Некоторые из них не знают элементарных вещей – например, того, что от клиента всегда нужно добиваться письменного подтверждения любых договоренностей, но все равно считают себя опытными.

Человек, равнодушный к своей работе, тоже не пройдет собеседование. На примере тех же аккаунт-менеджеров мы замечаем, что многие специалисты стремятся минимизировать свою ответственность. Клиент не отвечает на письмо три дня? Ну и ладно.

Очень мало тех, кто готов стать Project Owner, владельцем проекта, по аналогии с Product Owner, владельцем продукта. Этот человек не будет терпеть простои, потому что ему самому очень хочется сделать проект успешным. Такие люди сегодня нужны всем.

Еще стоит сказать о переносе собеседований. Почему-то это очень раздражает, а соискатели сегодня не стесняются переносить встречу по два-три раза. К таким кандидатам мы сразу относимся чуть более прохладно.

На мой взгляд, для успешного прохождения интервью нужно быть находчивым. Например, очень подкупает, когда люди подтверждают свои умения красивым ярким примером. На вопрос, знаешь ли ты английский, они отвечают не «да, у меня intermediate», а «yes, of course, I have several projects for foreign companies».

А еще – решительным. Некоторые кандидаты часто говорят: «Ну я не знаааю, мне нужно обсудить это с руководством, подумать, взвесить все за и против…». Такому человеку хочется сказать – не мучайся, иди с миром. Дело не в том, что нам нужен работник уже сегодня и мы не хотим ждать, – хорошего специалиста можно подождать и месяц. Но он должен сам принять это решение и четко обозначить сроки.

Виктория Зубарева, руководитель рекрутинга CSSSR

Кандидат должен честно и открыто рассказывать о себе и своих целях. Не стоит выдавать чьи-то успехи за свои. Мы все равно рано или поздно найдем несоответствие в фактах.

Есть несколько действенных способов не пройти собеседование:

  • просто не явиться на созвон,
  • хамить,
  • крайне негативно отзываться о предыдущих работодателях,
  • сказать, что убил своего предыдущего проджект-менеджера, и нервно посмеяться.

Как бы банально это ни звучало, нужно всегда готовиться к интервью. Это ваш шанс узнать о компании, понять, будет ли вам комфортно работать. Подготовьте вопросы:

  • о внутренней культуре компании: спросите про мероприятия, внутренние коммуникации, стиль общения в коллективе;
  • о карьерном росте и обучении: узнайте, как это организовано в компании.

Олег Цетович, старший менеджер по подбору персонала Coca-Cola HBC в России, Армении и Белоруссии

Конечно, нет универсального способа успешно пройти интервью. Стоит обратить внимание на то, что HR-специалисты смотрят не только на hard skills, но и на soft skills, которые зачастую не менее важны.

Рекрутеру важно понять, насколько человек соответствует культуре компании и впишется ли он в команду: здесь стоит посоветовать кандидату просто быть самим собой.

Не отталкивайтесь от своих представлений, каким должен быть идеальный претендент на эту позицию, и не пытайтесь изобразить его. Лучше сфокусируйтесь на том, какие из навыков пригодятся в решении задачи, вели ли вы когда-нибудь похожие проекты. Кроме того, нужно обязательно поискать больше информации о будущем месте работы:

  • ознакомиться с историей,
  • целями,
  • миссией,
  • корпоративной культурой.

Во-первых, это поможет самому кандидату определиться, насколько ему «откликается» то, чем живет компания. Во-вторых, даже в открытых источниках можно ознакомиться, например, с тем, какие стратегические цели стоят у компании, что позволит задавать более глубокие вопросы о вакансии.

При этом про предыдущий опыт стоит рассказывать не только в формате «мои достижения». Положительное впечатление скорее произведет тот кандидат, который расскажет, с какими трудностями в работе сталкивался и как решал кризисные ситуации. Или который, по крайней мере, не будет настаивать на том, что его карьерный путь состоял исключительно из успехов.

Если говорить о внешнем виде, то стоит выбрать одежду, соответствующую принятому в компании дресс-коду. Строгий костюм с галстуком может оказаться не совсем уместным для собеседования в ИТ-компании, так же как и джемпер с джинсами вряд ли подойдут для собеседования в госкорпорацию.

Оксана Титова, HR-директор ИТ-компании Timebook

Каждому кандидату я бы дала один простой совет: будьте собой. Звучит немного банально, но работает! И, конечно, стоит заранее продумать, каким вы хотите предстать перед специалистами.

  • Решите для себя, чем вы хотите поделиться с эйчарами. Часто на собеседованиях просят рассказать о себе – и почти всегда кандидаты теряются. Заготовьте заранее короткий рассказ о своей карьере, опыте и навыках. Помимо этого, подготовьте ответы на вопросы, которые обычно задают при собеседовании на определенные позиции – их можно найти в открытом доступе.
  • Подумайте об одежде: не стоит надевать вычурный деловой костюм, если идете устраиваться дизайнером в креативный бизнес. Любимую гавайскую футболку тоже стоит оставить дома, но вот джинсы и рубашка – вполне рабочий образ, уместный во многих компаниях, где нет строгого дресс-кода. И помните: важнее опрятность одежды, чем ее стоимость.

Любое собеседование – это стресс для соискателя. Поэтому мы нередко встречаем две модели поведения. При первой кандидат «закрывается»: использует закрытые жесты и позы, мало и скомканно говорит, боится поднять глаза. Другие кандидаты попытаются показать, «кто тут босс».

Они могут вести себя вульгарно, перебивать, не стесняться выражений. Может быть, в каких-то компаниях такое поведение и приветствуется при найме на определенные позиции. Но у нас нет: открытая, дружелюбная корпоративная культура, которую мы выстраиваем, не подразумевает такой манерности.

Кроме того, не стоит уходить в негатив. Конечно, неудобные вопросы будут. Они нужны, чтобы о вас составили полную картину. Однако рассказывая, что ваши бывшие коллеги – клубок змей, а начальник – жмот, вы не сможете расположить эйчара к вам (даже если это правда). Лучше обойтись нейтральными выражениями о творческих разногласиях.

Недостаточно быть просто классным специалистом, чтобы вас сразу приняли на работу. Даже если ваши навыки не оставляют сомнений, но одновременно вы обладаете очень замкнутым характером и не готовы идти на контакт, готовьтесь к трудностям при найме.

Большинство компаний озабочены созданием внутрикорпоративной культуры, где сотрудники активно взаимодействуют между собой. Поэтому эгоцентризм может стать существенным недостатком при устройстве на работу.

Кроме того, нужно понимать, что собеседование – обоюдоострый меч: не пройти его может как кандидат, так и работодатель.

Прежде чем идти на интервью, поищите информацию о компании и отзывы бывших сотрудников. Может быть, в процессе поиска вы поймете, что это не то место, где вы хотели бы работать.

Ольга Тарасевич, HR-директор EnglishDom

Большую фору в моих глазах получает кандидат, который подготовился к собеседованию. Обычно это проявляется еще на этапе резюме, когда видишь, что претендент выбрал именно те моменты своей биографии, которые подходят к предполагаемой должности (всегда видно, была рассылка веерной или подгонялась под каждую вакансию). Это вызывает уважение, так как человек ценит чужое время и сам подбирает нужные данные.

На самом собеседовании мы смотрим на то, как кандидат себя ведет. Нам нужно, чтобы будущий специалист смог найти общий язык и с учениками, и с коллегами. А для этого у него должны быть хорошие коммуникативные навыки.

С одной стороны, он должен уметь удерживать внимание на себе, а с другой – быть достаточно тактичным, чтобы дать высказаться собеседнику и услышать его точку зрения. Я считаю, что это важно в любой работе, связанной с людьми.

С большой долей вероятности мы откажем самоуверенному и надменному кандидату. У нас были такие претенденты. Разговаривали так, словно оказали нам большую услугу тем, что соблаговолили до нас снизойти. Понятно, что работы не получится.

Всем соискателям хочу рекомендовать быть уверенными в себе. Помните, что выбирают не только вас, но и вы. Задавайте вопросы, присматривайтесь к обстановке и честно говорите о своих успехах и неудачах. «Прилизанная версия вас» вряд ли впечатлит работодателя. Ведь ему важно увидеть живого человека, с которым впоследствии ему предстоит работать.

Михаил Бакланов, CEO ZOOM TV

Всегда хочется выбирать кандидата максимально рационально, но в отношениях между людьми неизменно присутствует эмоциональная составляющая, поэтому в первую очередь для кандидата выигрышно быть приятным человеком. Здорово, если он уверен в себе и ведет себя так, как это принято в компании. Это мелочи, которые при прочих равных могут помочь кандидату выиграть конкуренцию.

Но все-таки главным остается компетентность, опыт решения задач, которые требует его позиция, и отлично сделанное тестовое задание, если оно предусмотрено.

Вариантов того, что нужно сделать, чтобы не пройти собеседование, – масса. Самый надежный – не прийти на него. Я думал, что такого не бывает, пока мы не начали искать офис-менеджера. 

Некоторые кандидаты хоть и приходили, но совершенно не понимали куда, невнимательно читали описание вакансии и демонстрировали низкую значимость этой работы для них. Такое поведение может помешать даже тем, кто кажется компетентным и приятным человеком.

Я думаю, что многим может помочь даже небольшая подготовка, особенно тем, кто сильно нервничает на собеседованиях. Для айтишников есть прикольные сервисы peer-to-peer типа pramp.com, где можно потренироваться. Возможно, похожие штуки есть и для других отраслей.


Виктория Чичикина, менеджер по работе с клиентами компании «Контакт» (InterSearch Russia)

Во-первых, с позиции хедхантера сразу хочу отметить, что не существует универсального рецепта. Все компании разные, и у каждой своя корпоративная культура и ценности. То, что понравится одному работодателю, не понравится другому. Конечно, мы не говорим сейчас о каких-то случаях неадекватного поведения.

На рынке встречаются уникальные кандидаты, которые приходят на собеседования «с мечом» и начинают подавлять, грубить или презрительно общаться с присутствующими – не сомневайтесь, что в компании со «здоровой» корпоративной культурой это будет первая и последняя встреча.

К сожалению, еще существуют варианты собеседований, где соискателя будут оценивать по знаку зодиака или принципу «нравится – не нравится», «приятный – неприятный», «прикольный – неприкольный». Тем не менее сегодня большинство компаний использует структурированную оценку кандидатов на интервью. Поэтому ставить вопрос «что делать, чтобы понравиться работодателю» уже некорректно.

Но если попытаться выявить закономерности, то одна из наиболее распространенных причин отказа со стороны работодателей (мы не включаем уровень соответствующего развития профессиональных компетенций) – отсутствие мотивации.

Это ситуация, когда соискатель не знает, зачем ему приходить каждый день на работу именно в эту компанию, не понимает, чего хочет и что готов привнести. Зачастую это связано с выгоранием. Таких кандидатов сразу видно: работа не приносит им удовлетворения, их ничего не мотивирует и не радует.

Что же важно знать перед собеседованием?

Первое, и самое сложное, – необходимо ответить на вопрос «чего я хочу/ожидаю/к чему стремлюсь как профессионал?». Если у кандидата нет базового понимания своих ожиданий, то и работодатели у него будут «как случилось, так и получилось».

Если ответ все-таки нашелся, то можно двигаться дальше и спросить себя: «В какой компании/среде/команде я хочу быть этим профессионалом? Какие ценности есть у меня, а какие должны быть в компании?». Казалось бы, ценности – это понятие теоретического характера, но когда кандидат начинает сознательно подходить к выбору, то и работа перестает быть в тягость.

Каждый день мы убеждаемся, что в 70% случаев кандидаты готовы начинать диалог с новым работодателем из-за несовпадения по ценностям, которые выливаются в разногласия. Все заканчивается отсутствием профессионального, а зачастую и личного удовлетворения.

Зачем врать и лицемерить на собеседованиях, если вы понимаете, что не совпадаете с новой командой? Увольнение будет вопросом времени.

Мы не рекомендуем пытаться понравиться всем работодателям: будьте честны с собой и научитесь понимать свои ожидания. И уже на этой базе выстраивайте открытый диалог на собеседованиях – говорите о том, что вы готовы предложить компании и что вы ожидаете в ответ.

Нацеленность на результат, гибкость, открытость, умение убеждать и бесконечное множество других компетенций проявляются, когда кандидату «не все равно» и когда он знает, зачем приходит на работу каждый день.

Недавно мы спрашивали собственников российских компаний, по каким качествам они отбирают людей к себе в команду: почти 85% ответили, что им в первую очередь важно, чтобы человек был их единомышленником, а научить его можно чему угодно.


Дмитрий Котов, HR-директор компании Navicon

В компаниях по всему миру распространяется принцип Diversity, цель которого – предоставление равных возможностей всем, кто обладает высокой квалификацией, вне зависимости от каких-либо сторонних факторов. В соответствии с этим принципом кандидату не надо специальным образом себя вести – достаточно предоставить подтверждение своего опыта и квалификации.

В реальности существует такое понятие, как соответствие корпоративной культуре. Скажем, кандидату в строгом костюме и дорогих часах будет сложно попасть на топ-должность в IKEA, где ценится демократичность и простота.

Поэтому, чтобы понравиться, соискателю стоит изучить внутренюю культуру, и, если она ему близка, попытаться соответствовать ей, показать свои достоинства и разобраться, насколько он и компания подходят друг другу.

Список действий, которые совершенно недопустимы на собеседовании, будет довольно коротким. Однозначным провалом, наверное, будет только проявление неуважения, раскрытие коммерческих секретов предыдущих работодателей, очевидная профнепригодность.

Можно еще сказать, что прямая ложь не приведет к успеху, но это не всегда так. Во-первых, она не всегда выявляется, во-вторых, обычно это происходит на более поздних этапах, когда кандидат проходит проверку через службу безопасности или компания проверяет его рекомендации. Все остальное можно допустить при определенных обстоятельствах и вакансиях.


Материалы по теме:

Шесть популярных советов о резюме, которые на самом деле не работают

Кем работать в 50+: 11 компаний — о реальных должностях, на которые вы можете рассчитывать

10 странных вопросов на собеседовании: почему их так любят (и как на них отвечать)

Когда просят написать код на бумаге: что бесит программистов на собеседованиях

Как стать «заветной Ferrari» в глазах рекрутеров: 3 ключа и 5 советов менеджерам

Фото на обложке: кадр из фильма «Темный рыцарь», 2008

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  2. 2 Зачем бизнесу инклюзивность. Опыт работы сотрудников с РАС в ИТ-компании
  3. 3 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе
  4. 4 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу
  5. 5 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти