Колонки

«Рынок перегрет». Как нанять крутых разработчиков и не разорить компанию

Колонки
Андрей Пономарев
Андрей Пономарев

Генеральный директор МФО Webbankir

Софья Федосеева

Профессиональных разработчиков значительно меньше, чем желающих их нанять. Поэтому многие работодатели пытаются привлечь внимание кандидатов от IT просто космическим уровнем оплаты труда. Однако для программистов высокие зарплаты – не единственный мотивирующий фактор.

Генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев рассказывает о нематериальных методах мотивации IT-специалистов.
«Рынок перегрет». Как нанять крутых разработчиков и не разорить компанию

На рынке не хватает квалифицированных программистов. По прогнозам Boston Consulting Group, уже через несколько лет дефицит IT-специалистов в России достигнет миллиона человек.

По данным компании Hays, в прошлом году на одного разработчика, который искал работу, приходилось от двух до семи предложений, а дефицит кадров испытали на себе около 40% российских компаний. Самые востребованные профессионалы — это Java и JavaScript-разработчики, а также создатели приложений для iOS и Android.

Для нашей компании проблема кадров остро встала пару лет назад, когда мы решили диверсифицировать бизнес, превратившись из довольно продвинутой, но все же монопродуктовой компании в финансовую онлайн-платформу. Разные виды услуг подразумевают разные технологические проекты – потребность в разработчиках выросла в разы.

Фото: Unsplash

Конечно, можно было конкурировать за сотрудников, предлагая большее денежное вознаграждение. Однако, во-первых, рынок перегрет: средний разработчик на рынке получает 200 тысяч рублей, и зарплатный фонд уже серьезно сказывается на эффективности бизнеса.

А во-вторых, по статистике HeadHunter, 80% IT-специалистов планируют заниматься собственными проектами. И у 12% из них даже есть свои наработки, над которыми они трудятся в свободное время. Увлечь таких людей исключительно материальными благами очень сложно – прибавка к зарплате не заставит их трудиться с большим энтузиазмом. Здесь на помощь приходят нематериальные методы мотивации. О них и поговорим.


Карьерные возможности

Обещание карьерного роста при приеме на работу, как и ответ соискателя, что в течение последующих лет он хочет улучшить свои навыки, чтобы приносить компании еще большую пользу, на сегодняшний момент воспринимаются как дежурная вежливость. Тем не менее реальное повышение может стать неплохим аргументом в пользу той или иной компании.


Хорошие разработчики – люди зачастую амбициозные. Поэтому повышение не должно выражаться только в новой должности. В конце концов, начальников отделов не может быть больше, чем рядовых специалистов.

Иногда достаточно дать человеку самостоятельность и новые проекты, более интересные, чем те, которые ему доверяют сейчас. По данным опроса Hays, интересные задачи (проекты) являются третьим по значимости мотивирующим фактором после повышения зарплаты и повышения в должности – об этом заявили 36% респондентов.

Это то, за счет чего средние динамичные компании или даже стартапы способны конкурировать с крупными и известными IT-гигантами. Конечно, многие мечтают работать в «Гугле» или «Яндексе», но так же верно и то, что желающих примерить на себя роль team leader или создать что-нибудь крутое «с нуля» – предостаточно.

Плоская структура

Разработчиков, да и всех остальных представителей поколения миллениалов и младше, очень привлекает идея децентрализации управления, то есть отсутствия жесткой иерархии.

Разумеется, в чистом виде «плоская» структура хорошо работает лишь в небольших стартапах. Тем не менее создать демократичную обстановку в коллективе вполне реально.

Например, у нас нет отдельных кабинетов для руководителей подразделений – все работают в опенспейсах. Причем каждый разработчик свободен менять свое рабочее место. Люди часто пересаживаются в зависимости от текущих проектов, чтобы было удобнее общаться.

Когда мы активно занялись привлечением разработчиков, то также ввели плавающий график. Сотрудники могут сами определять, в какое время им удобно появляться на рабочем месте.


Комфортные офисы

Огромное значение имеют офис и организация быта сотрудников. Чаем и бесплатными печеньками никого уже не удивить. Они просто должны быть. Работодатели идут еще дальше. Классический пример — небоскреб Mail.ru Group, где есть бесплатный фитнес-клуб, отдельный спортзал для занятий айкидо и джиу-джитсу, каток и даже капсулы для сна. Фактически сотрудники могут буквально жить на работе.

Фото: Unsplash

«Рокетбанк» и вовсе установил в офисе кальяны. Хотя лично я не поддерживаю практику курения на рабочем месте, стоит отметить, что эта идея перекочевала и в известный коворкинг для IT-компаний Collider (где расположились такие компании, как «Точка», «Кухня на районе»). Также, помимо стандартных благ, там есть dark room — темная комната  для расслабления с мягким полом (ей могут пользоваться все IT-компании, которые располагаются в коворкинге), по офису здесь можно покататься на гироскутере и поиграть в PlayStation.

У нас до гироскутеров дело пока не дошло, но вот интересный факт. В офисе есть две переговорные комнаты: классическая, с большим столом и солидными креслами, и неформальная, с ярко-желтыми пуфиками и огромной, от пола до потолка стеной, на которой можно рисовать маркерами. Вторая переговорка пользуется у разработчиков куда большей популярностью.  


Игровые поощрения

Есть устоявшийся стереотип, что типичный разработчик – это интроверт, который избегает вечеринок и развлечений. На самом деле большинство из них – молодые ребята 25-30 лет, поэтому, конечно, они отнюдь не против развлечься. Просто активности должны быть интересными, их нельзя насильно навязывать сверху. Идеальный вариант, когда они идут «из народа».

Например, мы практикуем формат team-ланчей. После сдачи проекта или завершения его этапа команда разработчиков может обратиться к руководству, чтобы получить премию на проведение совместного мероприятия. Это может быть что угодно: выезд на природу или поход в бар, боулинг или кино. Отказов пока не поступало.

Фото: Unsplash

Старый проверенный способ мотивации — это признание коллегами твоих заслуг. Так, мы проводим конкурс «Суперниндзя», в нем участвуют сотрудники IT-департамента, которые раз в месяц заполняют анкету, где отмечают, кто, по их мнению, достоин этого звания и добился не только впечатляющих результатов, но и был отзывчивым, помогал коллегам и так далее. Конкуренция за звание «Суперниндзя» серьезная.

Победителем становится тот, кто набрал максимальное число голосов. Он получает денежную премию и статуэтку, которая стоит у него до следующего месяца.

Причем сам конкурс касается лишь сотрудников IT-департамента, а вот анкету заполняет весь офис, участвуют бухгалтеры, юристы, сотрудники колл-центра… Это не связано с тем, что сотрудники с другой компетенцией лучше разбираются в IT, просто, они могут оценить, насколько сотрудник департамента смог вникнуть в их проблему и помочь в ее решении.


Руководители обладают тем же правом голоса, что и остальные, – здесь полная демократия. Единственное, они стараются голосовать последними, чтобы не влиять на исход конкурса своим авторитетом.

Сейчас разработчики составляют свыше четверти нашего штата. И некоторых из них удалось привлечь из известных IT-компаний. В большинстве случаев именно за счет нематериальных стимулов.  


Материалы по теме:

Два взгляда на один вопрос: зависит ли мотивация сотрудников от зарплаты и разных бонусов

Интенсивы, удаленная работа и гибкий график: как еще можно мотивировать программистов?

Свободный дресс-код, встречи с топ-менеджерами и свое телевидение: как мы мотивируем сотрудников

Соревнования на яхтах, хакатоны и восхождение на Эльбрус — как компании не дают заскучать своим сотрудникам

«Я считаю, что людей надо мотивировать, и хорошая мотивация для них — деньги»

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

14 июля 2020

FoodTech

19 июля 2020

FTh Connection