Top.Mail.Ru
Колонки

Темнота, шум моря и много розеток. Как создать идеальное пространство для разработчиков?

Колонки
Павел Мельников
Павел Мельников

Основатель компании «Делатели. Офисов.»

Полина Константинова

C Запада к нам пришел новый тренд – выбирать работу по принципу комфортной среды. Все хотят работать, как в офисе Google. Работодатель же, которому необходимы креативные IT-решения, готов инвестировать в нетривиальные рабочие пространства, лишь бы привлечь и удержать у себя сильных программистов.

О том, как создать идеальные для работников IT-индустрии условия труда, рассказывает основатель компании «Делатели. Офисов.» Павел Мельников.

Темнота, шум моря и много розеток. Как создать идеальное пространство для разработчиков?

Опыт создания концептуальных рабочих пространств я получил, работая над офисами для таких IT-компаний, как «Рокетбанк» и Skyeng. Эти знания я объединил и воплотил в новом проекте – коворкинге Collider в бизнес-парке «Фактория», места в котором теперь арендуют IT-специалисты и продуктологи из разных компаний («Точка», «Кухня на районе» и другие).

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Выявить предпочтения

Для разработчиков и других IT-специалистов важна не только их рабочая зона, но и возможность ее сменить. Именно так лучше рождаются прорывные решения. Поэтому продвинутые, понимающие тенденции работодатели готовы предоставить любые условия для создания крутых продуктов.

Нужно понимать, что разработчики – в большей степени интроверты. И им нужно чувство своего пространства. В то же время у них часто бывает командная работа. Для этого офисные пространства необходимо разделять на множество различных зон и приспособить их для разных способов работы.

Сразу скажу, что мы повернуты на изучении тем, связанных с продуктивностью человека в рабочее время, влияния высоты потолков, количества света, влиянии положения тела (стоя или сидя) на эффективность. Диссертацию пока не написали, но наблюдаем за людьми, видим закономерности и используем при проектировании.

К примеру, одна западная компания задумывала уйти от такого понятия, как «закрепленное место» для сотрудника – человек приходит в офис на работу и может сесть за любой свободный стол. Вещи каждый день убираются в локкер – индивидуальный ящик.

Фото: Unsplash

Мы же видим, что человек все-таки любит возвращается на одно и то же место. Так устроена психология – у человека есть потребность в определенности, которое он получает за счет постоянного места, а потребность в разнообразии он реализует за счет создаваемых проектов.

Поэтому закрепленных зон в коворкинге, который мы построили, гораздо больше, нежели свободных. Впрочем, это не правило, все может динамично меняться. Пространство спроектировано из расчета 10 кв. м на человека (для сравнения: в обычном офисе 4 метра, а в классическом коворкинге 6 метров), и переставлять все можно абсолютно любым способом.

Создать зоны

Итак, мы придумали и построили несколько зон.

  • В традиционной рабочей зоне (в коллайдере мы назвали ее «бульон» – место, где «варятся» все вместе сотрудники из разных компаний) можно привычно сидеть за огромным столом перед монитором.
  • Есть зоны микроофисов для компаний, которые не хотят сидеть в опен-спейсе. Они просто отделены прозрачными перегородками.
  • В зоне бизнес-лаунж стоят мягкие диваны, кресла. Здесь можно провести закрытые переговоры с инвесторами или поиграть в PlayStation. Мода на консоли пошла с 2010 года, когда очень хотелось что-то нестандартное. Ставили X-Box, PlayStation как символ свободы и раскрепощения на работе. Хотя никто в них особо уже не играет, но их наличие создает неформальную атмосферу, так необходимую разработчикам.
  • Зона быстрых переговоров – «тэт-а-тэшная». Мы ее сделали в виде нескольких вагонных купе с маленьким столиком и двумя скамейками. Здесь не засиживаются – быстро переговорили и побежали.

Фото: архив автора
  • Обязательно «скайпные» – зоны, где можно поговорить по телефону или по видеосвязи без дискомфорта для других сотрудников.
  • Дарк-рум, она же темная комната. Оказалась достаточно востребована. Это комната с артовым светом, который мы делали с известным световым художником. Тут можно послушать шум моря или тихую музыку. Все способствует медитации, расслаблению, переключению с одной задачи на другую. Тут люди не только сидят на диванах, но и лежат в центре комнаты на мягком полу. Кто-то отдыхает, кто-то работает, но никто никому не мешает.
  • Разумеется, есть кухня. Без нее никак. Правда, теперь это не обычное традиционное место для посиделок-обсуждений насущных идей, таких мест в коллайдере хоть отбавляй, а комфортная кухня, где все-таки едят. Кстати, мы, как создатели таких пространств, давно поняли, что зоны спорта, зоны кухни нужны компании вовсе не для того, чтобы заботиться о здоровье сотрудников. Просто это те места, где люди любят собираться, общаться и создавать что-нибудь.
  • Полноценный бар. Это место для всех резидентов коворкинга и внешних клиентов, которое добавляет неформальную постоянно меняющуюся среду. С ним коворкинг становится более самодостаточным для людей, которые много работают и редко отдыхают.  Напряжение и расслабление в рабочем процессе, как и в любом деле, важно – это знают основатели коллайдера, поэтому это было у нас в ТЗ, и мы реализовали идею коворкинга и кочилинга в пространственном решении.
  • Разные форматы ивент-холлов. Мы построили локальную площадку для внутренних презентаций вместительностью до 40 человек и большую площадку для мероприятий до 500 человек. У площадок разные конфигурации по оборудованию и назначению, а также возможности работы со светом и мебелью. Все очень мобильное, гибкое и управляемое.

Кальян на работе и прочие слабости

Это не шутка. Эта тема пришла в коллайдер от основателей «Рокетбанка» из культуры предыдущего бизнеса и прижилась у других работодателей. В 10 утра приходит кальянщица и принимает заказы. Курить кальян можно прямо на рабочем месте. Впрочем, можно уйти с ним и в темную комнату, и в переговорную.

Тут нет ограничений. Понятно, что с точки зрения строительства мы учли, что вентиляция должна быть тщательно продумана в каждой зоне. Мощности кстати, пришлось добавить.

Гироциклу – да, теннисному столу – нет

Никому не нужны забавные предметы интерьера, которыми нельзя пользоваться. Меня, к примеру, удивляет, когда заходишь в офис, а тем велосипед стоит. Ну ладно, был бы чей-то, а он офисный и стоит для создания атмосферы.

Сегодня все хотят комфорта и правильного его использования. В коллайдере – 2 тысячи квадратных метров, и мы не делали ни одного порога.

Мы закупили гироциклы, потому что людям комфортнее так перемещаться в пространстве. Они катаются и отдыхают.

Еще один привет из недалекого прошлого: раньше компании, как по шаблону, ставили в офисе теннисный стол. Это считалось признаком креативности работодателя, который дает людям максимум свободы. Но теннисными столами уже не удивишь никого, да и не все их любят, оказывается.

Чат-боты

Разработчики и IT-специалисты – мизантропы, и они не очень любят общаться с людьми. Им нравится все заказывать нажатием на кнопку, особенно если они ее сами «накодили». Нажал – приходит уборщица вытереть стол или девочка приносит кофе. В коллайдере разработали такое приложение, которые позволяет делать заказы чат-ботам.

Фото: архив автора

Главное, чтобы в реальности было кому эти заказы выполнять. Для IT-компаний привычно, когда есть хранительница офисного пространства. Это молодая девочка, которая заботится не только о наличии чая или кофе, но и о том, чтобы было комфортно. Если тебе холодно – нажал кнопку, и девушка принесет плед.

К примеру, когда мы заполняли вендинговый аппарат, меня спросили: «Что ты хочешь в нем видеть?». Я сказал, что колу не пью, предпочитаю питьевую воду таких-то марок и батончики для здоровья. После мини-опроса все предпочитаемые продукты появились в аппаратах.

Чтобы все это работало, мы проводили десятки километров проводов с запасом во все зоны, чтобы можно было подключать любые точки вай-фай, любые системы контроля доступа. В действительности офис – динамичная среда, и мы во всех проектах стараемся закладывать в коммуникациях расчет на то, что нужно добавлять розеток, камер и прочего.

«Умные» кресла и бетонные столы

У «разрабов» есть и консервативные запросы, которые, можно сказать, вечны. Но и их нужно адаптировать к реалиям. Например, мы поставили большие общие прямоугольные столы, где они любят сидеть командами.

Мы сделали заказ у партнерской компании, которая делает мебель из бетона. Здесь каждый сотрудник хоть и сидит за одним столом с коллегой, но при этом имеет свое огромное пространство, где можно поставить сразу несколько мониторов, чтобы раскидать работу по разным экранам.

В офисе должен быть хотя бы один стол для работы стоя, так называемый stand desk, вокруг которого они тоже собираются. Кстати, сейчас есть тренд на «умные» столы, когда вы кладете на него телефон – и он заряжается, ставите чашку с кофе – она греется.

Стулья для айтишников – важный предмет мебели. Некоторые дизайнеры придумывают красивый интерьер и вписывают туда аскетичные красивые стулья. Это недопустимо. Для сотрудников закупаются стулья, которые максимально подстраиваются под тело. Там минимум 3-4 способа настройки.

Ethernet или Wi-Fi?

Тут вопросов нет, ибо нужно и то, и другое. Да, Wi-Fi – это удобно и здорово, но разработчикам мы всегда делаем на столах кучу розеток. Это must have. Не должно быть нехватки электрических розеток, плюс ставится розетка для интернет-кабеля.

Фото: Unsplash

Они могут ими пользоваться, могут не пользоваться, кто-то считает, что это устарело, но, на самом деле, интернетовская розетка должна быть на столе, потому что она позволяет тестировать разрабатываемое оборудование по сети.

Кирпич или бетон?

То, что мы сделали в коллайдере, – это индустриальный стиль, заводской, где в большей степени железо и бетон. Айтишникам в среде железа и бетона работать нравится, потому что это напоминает производство, что-то технократичное.

Чтобы провести им свет, не надо штробить стены, а потом их замазывать, эти люди нормально относятся к тому, что провод идет прямо по стене.

Еще IT-компании запрашивают высокие потолки, большинство айтишников хотят, чтобы не было давящих потолков, поэтому когда мы заходим в здание, то сразу снимаем армстронг, который закрывает коммуникации. Открытые коммуникации наверху – это нормально, эти люди не боятся проводов и торчащей вентиляции, главное – чтобы ничего не давило сверху.

Underlines

И все же надо иметь в виду, что у каждой IT-компании есть своя специфика. В Skyeng очень много индивидуальной работы с людьми, поэтому мы построили много переговорных комнат. Представьте себе офис YouTube – конечно же, там нужны телевизоры и компьютеры. У «Рокетбанка» опен-спейсы для работы программистов и маркетологов с возможностью курить кальян.

Многим IT-компаниям необходимы дашборды – мотивационные экраны, где видны показатели, KPI.

Но каким бы ни было ТЗ, мы проповедуем два принципа:

  1. зонирование и условия должны позволять сотрудникам комфортно работать в офисе более 14 часов. Да так, чтобы они не задавались вопросом «зачем мне все это нужно»;
  2. концепция дизайнерского решения должна быть запоминающейся и синхронизироваться с ценностями бренда, чтобы сам офис запоминался и притягивал новое поколение сотрудников.

Материалы по теме:

Горы и небоскребы: 10 видов из офисов технологических компаний

«Мы сократили две трети персонала, потеряли все офисы и переехали работать на лавочки в парк». Основатель Zoon — о перезапуске проекта

Сейчас 5 рабочих поколений. Как помочь им ужиться в одном офисе?

Умные переговорные и виртуальные секретари: какими будут офисы через пять лет

Как мы полгода искали помещение для офиса в Москве (и в конце концов нашли)

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Добро и бизнес: как универсальный дизайн помогает завоевывать клиентов и делает комфортной жизнь людей с ОВЗ
  2. 2 Как управлять клиентским опытом в ритейле: разбираемся на примере «Дикси» и «Магнит у дома»
  3. 3 Какой корпоративный дизайн выбрать, чтобы подчеркнуть достижения компании: сквиркл-, гласс- или неоморфизм
  4. 4 Советы бизнесу: как сформулировать задачу для дизайнера, чтобы получить качественный результат
  5. 5 Как создать удобный и красивый интерфейс технологического продукта
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти