Для увеличения прибыли некоторые компании прибегают к налоговой оптимизации. В краткосрочной перспективе это принесет выгоду. Однако спустя время искусственные налоговые конструкции могут привести к негативным экономическим последствиям для компании и уголовной ответственности ее топ-менеджмента.
Для того, чтобы своевременно выявлять налоговые риски и принимать превентивные меры по их устранению, необходимо регулярно проводить налоговый аудит. Об этом — Олег Мясников, налоговый консультант, кандидат юридических наук.
С чего начать
Во-первых, нужно определить периодичность проведения налогового аудита: каждый квартал или год. Выбор в конечном счете зависит от объема совершаемых финансово-хозяйственных операций, количества оформленных документов и однотипности или разнообразия заключаемых договоров. В рамках налогового аудита имеет смысл проверить три прошедших года: именно этот период могут охватить инспекторы при выездной налоговой проверке.
Во-вторых, следует решить, кому поручить проведение налоговой экспертизы:
- создать в самой организации отдел налогового аудита;
- обратиться к внешним налоговым аудиторам.
Каждый из приведенных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее.
Отдел налогового аудита
Создание собственной контрольной службы позволит:
- располагать постоянно действующей структурой, которая будет регулярно мониторить ситуацию с налоговыми рисками;
- повысить качество работы, поскольку штатные аудиторы, работая в одной компании, со временем приобретут специализацию в определенной сфере бизнеса;
- снизить риски утечки конфиденциальной информации.
К недостаткам собственной контрольной службы можно отнести постоянные расходы на оплату труда штатных работников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что расходы на оплату труда можно учитывать для целей налогообложения без каких-либо рисков.
В то время как расходы на внешних аудиторов могут вызвать подозрения у налоговых инспекторов. Дело в том, что налоговый аудит не является обязательной процедурой, и поэтому организации, возможно, потребуется обосновать целесообразность его проведения.
Аутсорсинг налоговых аудиторов
Привлечение внешних специалистов имеет следующие преимущества:
- оплата за определенную работу и более эффективное управление затратами;
- широкий круг клиентов позволяет аудиторам видеть более полную картину сегодняшней налоговой реальности;
- возможность получить независимую объективную оценку состояния расчетов с бюджетом.
Существенным недостатком сотрудничества с внешними аудиторами является то, что им будет довольно сложно в сжатые сроки глубоко погрузиться в детали вашего бизнеса. Штатным специалистам за годы работы в компании многие вопросы хорошо понятны и знакомы, и это позволяет рассчитывать на более тщательный и детальный анализ и оценку налоговых рисков.
Сколько стоит налоговый аудит
Вопрос о стоимости налогового аудита во многом зависит от того, каким из приведенных вариантов воспользуется компания: создаст внутреннюю структуру или привлечет внешних экспертов.
При формировании внутренней структуры сумма расходов будет зависеть от численности и квалификации работников, а также режима их рабочего времени. При аутсорсинге цена налогового аудита будет определяться общим объемом финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, периодом аудиторской проверки и деловой репутацией фирмы.
Кроме того, имеет значение объем работы:
- проверка всех обязательных платежей или одного налога;
- сплошная проверка всех операций или выборочная проверка отдельных сделок.
Что нужно проверить
Одной из самых распространенных претензий налоговых органов является упрек в не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента по сделке. Поэтому в рамках налогового аудита необходимо уделить самое пристальное внимание проверке наличия документов, подтверждающих юридический статус и деловую репутацию контрагентов.
Каждая сделка должна иметь четкую деловую цель и быть направлена на получение прибыли. Вот почему при налоговом аудите следует установить реальные цели заключенных договоров. Это особенно актуально для нетипичных сделок, договоров с взаимозависимыми лицами и внешнеэкономических контрактов. Если окажется, что основной целью сделки является налоговая экономия, то учет расходов по ней связан в высокими налоговыми рисками.
Повышенное внимание налоговых инспекторов вызывают случаи применения компаниями налоговых льгот и преференций.
На практике далеко не все фирмы могут обосновать правомерность использования льготных положений закона. Задачей налоговых аудиторов является тщательный анализ документов, которые обосновывают законность применения налоговых послаблений.
Иногда налоговые риски возникают в случаях, когда одна организация несет расходы в интересах другой компании. Например, фирма может взять на себя расходы на проведение рекламных акций в интересах всей группы компаний, ведущей бизнес под одним брендом.
С одной стороны, размещение рекламы является одним из инструментов поиска и привлечения потенциальных клиентов и, как следствие, увеличения получаемого дохода. С другой — подобная реклама направлена на привлечение интереса и повышение покупательского спроса на продукцию с логотипом, под которым действует целая группа компаний. В связи с этим затраты, понесенные в общих интересах, должны распределяться на всех участников, которые самостоятельно ведут свою коммерческую деятельность.
В заключение скажу, что перечень вопросов налогового аудита является открытым и в конченом счете определяется спецификой и потребностями конкретного бизнеса.
Фото на обложке: Andrey_Popov/shutterstock.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как управлять финансами»
- 1 Минюст предложил увеличить штрафы за экономические преступления с учетом инфляции
- 2 Казахстан ограничил срок действия банковских карт нерезидентов одним годом
- 3 Суд в Москве оштрафовал Google на 8 млрд рублей
- 4 Bloomberg узнал об обсуждении Китаем продажи TikTok Илону Маску
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025