Чему нас научат роботы: пять технологий, которые изменят EduTech

Дмитрий Волошин
Дмитрий Волошин

Сооснователь и СТО Preply — международного маркетплейса для поиска репетиторов

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Новые технологии влияют на сферу образования также, как и на другие отрасли. Стартапы в сфере EduTech нацелены на изменение или дополнение учебных систем — как для студентов и школьников, так и для преподавателей. За прошлый год, по данным CB Insights, в эти проекты инвестировали $3 миллиарда, что на 24% больше, чем в 2016.

Сооснователь и СТО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин рассказывает о перспективных технологиях в сфере EduTech.

Новые технологии, которыми занимаются EduTech-стартапы, способны модернизировать систему образования, сделать учебный процесс интерактивным и захватывающим, а также устранить ряд бюрократических моментов. Уже сейчас есть технологии, которые десять лет назад казались фантастикой.

1. AR/VR

То, что практическое обучение и полное вовлечение в процесс приносит более высокий результат, доказано давно. Вот тут на помощь и приходит VR/AR.

Спектр применения огромный: создание 3D-рисунков на уроках рисования, возможность посмотреть на исторические события «вживую», изучать необычные физические явления, ставить химические опыты с редкими или опасными компонентами.

В профессиональном обучении сфер применения еще больше. Представьте студента-медика, который в специальном симуляторе виртуальной реальности учится проводить операции, сталкивается со сложнейшими случаями, не рискуя жизнью пациента.

Подобный подход может значительно улучшить квалификацию врачей и представителей других отраслей.

Примером использования AR/VR в обучении cлужит гарнитура дополненной реальности Microsoft HoloLens. Устройства экспериментально внедрили в Западном резервном университете Кейза (Кливленд, США). С их помощью будущие врачи изучают человеческие органы. Объемные изображения можно увеличивать и рассматривать с разных ракурсов, чтобы исследовать мельчайшие детали, отдельные части или ткани.

2. Блокчейн

Многие считают, что технология блокчейн применима только в финансовом секторе, но это не так. Ее можно с успехом использовать в ряде отраслей, в том числе и в образовании. В EduTech применение блокчейну в первую очередь видят в сфере контроля и сохранения документов.

Одно из преимуществ распределенного реестра — невозможность изменения хранящейся в них информации. Университеты и учебные заведения смогут регистрировать в блокчейне учебные дипломы и сертификаты об обучении. Это позволит потенциальным работодателям быстро проверить подлинность квалификации сотрудника и подобрать специалиста с нужными навыками.

Первым хранить дипломы и сертификаты в блокчейне стал Университет Никоссии на Кипре. Позже к нему примкнули Массачусетский технологический институт, Открытый университет в Великобритании и другие учебные заведения и организации.

Блокчейн можно использовать для создания журналов успеваемости. Сама идея не новая, интернет-журналов и дневников на рынке достаточно. Но блокчейн будет препятствовать коррупции и не позволит исправлять оценки по желанию третьих лиц.

Технология блокчейн может упростить и процесс выплаты стипендий и грантов. Также появится возможность создавать собственные криптовалюты для финансирования проектов и выдачи премий.

Есть этой технологии применение и непосредственно в образовательном процессе. Например, блокчейн дает возможность разработать оригинальную учебную программу под конкретную специальность, курс или человека.

3. Искусственный интеллект

Искусственный интеллект уже применяется в западных школах и университетах. Часто его используют для отслеживания посещаемости студентов и выполнения домашних заданий.

На основе AI создаются специальные обучающие системы, которые способны симулировать работу преподавателя. Они, например, могут создавать планы обучения, проверять знания учащихся и составлять отзывы на работы.

Программа AutoTutor, к примеру, учит критическому мышлению, физике и компьютерным технологиям. Существуют и более специфические программы. Среди них SHERLOCK, которая учит техников ВВС обнаруживать проблемы и поломки электрических систем самолета.

Также искусственный интеллект используют для правильного распределения слушателей различных курсов и лекций. AI способен быстро ранжировать их по уровню знаний.

4. 3D-печать

3D-печать сложно назвать новой технологией. Первые исследования провели еще 20 лет назад. Сейчас же 3D-печать достигла такого уровня, чтобы стать доступной не только ученым и крупным корпорациям.

В образовательной сфере она поможет развитию образного мышления, практических навыков (в частности, моделирования). 3D-печать применяют для создания трехмерных пособий для упрощения объяснения учебного материала.

Особенно полезной 3D-печать стала для студентов инженерных специальностей. На тестовых макетах и моделях легче определить уязвимости модели или конструкции.

Но только инженерными специальностями перспективы 3D-печати в образовании не ограничиваются. Ее используют в обучении дизайнеров, медиков и других специалистов.

3D-печать уже используется в образовательной сфере. Например, в Университете Южной Флориды с помощью технологии создают предметы древности, которые на занятиях раздают студентам-историкам.

Студенты Техасского университета использовали 3D-печать для создания шестиструнной скрипки. В Университете Вирджинии будущие инженеры с помощью 3D-принтера сделали копию реактивного двигателя Rolls-Royce.

5. Робототехника

Шутки о том, что роботы скоро заменят учителей, постепенно становятся реальностью. О полной замене речь пока не идет, но интересных разработок в этой сфере много. Роботы берут на себя некоторые функции учителей: читать и объяснять учебный материал, работать с детьми с особыми потребностями и другие.

Среди них стоит упомянуть выпущенного компанией Aldebaran робота-учителя Nao Evolution. Он создан так, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с человеком. Nao Evolution уже используют в школах и университетах.

Университет Вандербильта тоже представил свою разработку в этой сфере. Выпущенный ими робот Russell учит детей с расстройствами аутистического спектра, пишет Fast Company.

Благодаря заложенной в него информации Russell способен, исходя из ответов и действий ребенка, определить, правильно ли выбран подход для общения.

Также стоит упомянуть робота VGo. Это, скорее, платформа для удаленного присутствия. С его помощью посещают школу дети, которые по состоянию здоровья этого делать не могут (по разным причинам). С помощью VGo ребенок может перемещаться между аудиториями, общаться с одноклассниками и, главное, обучаться в школьной среде.

Образование — важная часть жизни человека. Применение новых технологий улучшит подготовку новых поколений и устранит бюрократические проблемы, присущие этой отрасли. Образование будущего поможет учащимся из разных стран мира изучить окружающий мир, практическую сторону наук и получить необходимые навыки для дальнейшей жизни и профессионального развития.


Материалы по теме:

Российский EduTech переживает «инвестиционный ренессанс»: чего ждут инвесторы от образовательных технологий

Онлайн-образование: как монетизировать жажду знаний

Как создать успешный образовательный стартап – пять простых советов

Кейс: мы за год подготовили почти две тысячи профессиональных разработчиков (сможете и вы)

«Мы получили хорошую привычку – быть независимыми»: как выжить стартапу на рынке EduTech


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Imprudent Relic 09:17, 14.06.2018
    0
    Так и не понял, где там в AutoTutor искусственный интеллект. Анимированные "говорящие" головы никакого отношения к ИИ не имеют - там сплошные скрипты...
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
AIOne
14 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase