Top.Mail.Ru
Колонки

Для глаз, рук и ушей: как технологии меняют мир искусства

Колонки
Константин Гольдштейн
Константин Гольдштейн

Технический евангелист департамента стратегических технологий Microsoft в России.

Виктория Кравченко

Кажется, технологии уже проникли во все сферы нашей жизни. Но что насчет великого, прекрасного и вечного искусства?

Технический евангелист департамента стратегических технологий Microsoft в России Константин Гольдштейн рассказал, как новинки мира технологий уживаются с искусством под одной крышей.

Для глаз, рук и ушей: как технологии меняют мир искусства

Слушать эту статью:

Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.


Музеи уже не те, какими их знали наши родители. И даже не те, в которые ходили старшие братья и сестры. Сегодня учреждения культуры во всем мире используют современные технологии, чтобы соответствовать глобальным тенденциям. Интерактивное взаимодействие и когнитивные инструменты становятся главным трендом музейно-выставочных пространств и точкой соприкосновения между социумом и технологическими компаниями.

Примеров множество. От цифрового пера, которое позволяет посетителям виртуально забирать музейные коллекции домой на память, до искусственного интеллекта, проводящего параллель между современными фотографиями и историческими полотнами. Не стоит также забывать о технологиях 3D-печати, дополненной реальности и звуковых экспериментах.

Для рук

Традиционная миссия музеев всегда заключалась в сохранении величайших сокровищ человечества и их передаче следующему поколению. Цифровая эпоха несколько смещает фокус этой миссии, и теперь учреждения культуры ищут новые способы интеграции в современную реальность.

Например, Смитсоновский музея дизайна Купера-Хьюитта только что завершил длившийся полтора года проект по фотосъемке и оцифровке собственной коллекции из 210 тыс экспонатов, и практически все они теперь доступны для онлайн-просмотра. Это один из способов повысить доступность искусства, поскольку физически в музее бывает представлено от 500 до 700 экспонатов одновременно. Этот год был успешным: посещаемость музея превзошла все ожидания.

Что нового?

Музей работает с интерактивной платформой визуализации данных Microsoft Power BI, которая позволяет лучше понять поведение пользователей и помогает при планировании экспозиций и принятии решений о финансировании.

Каждому посетителю музея Купера-Хьюитта выдается «перо», похожее на маркер, а также билет с адресом индивидуальной интернет-страницы. Достаточно направить перо на сенсор возле интересующего объекта и нажать на верхнюю часть устройства – и фото объекта вместе с его описанием будут направлены в персональную коллекцию, хранящуюся в памяти пера.

Photo: Matt Flynn © Smithsonian InstitutionPhoto: Matt Flynn © Smithsonian Institution

После этого посетитель может приложить перо к цифровой панели на одном из столов, расставленных по всему музею, чтобы рассмотреть объект с более близкого расстояния и даже использовать его как основу для собственных рисунков. Рисовать можно на цифровой панели с помощью стилуса, расположенного на другой стороне пера. Изображения нескольких тысяч объектов, физически не представленных в музее, непрерывным потоком движутся через центр стола, как на конвейере, и их можно «перетаскивать» на цифровую панель.

На выходе посетитель сдает перо, и вся коллекция, в том числе и выполненные им рисунки, загружается на интернет-страницу, указанную в билете. В среднем каждый посетитель сохраняет порядка 40 экспонатов в свою «частную» коллекцию. Некоторые посетители впоследствии даже используют созданные ими в музее цифровые рисунки для печати 3D-объектов.

К слову, в прошлом году Метрополитен-музей провел несколько хакатонов по 3D-печати с привлечением художников, деятелей искусства и посетителей музея. Такие семинары были призваны простимулировать участников для создания 3D-моделей объектов из коллекции Метрополитен-музея. Бруклинский музей пошел дальше и напечатал ряд 3D-объектов, чтобы помочь слепым и слабовидящим посетителям взаимодействовать с искусством по-новому.


Для глаз

Бум на VR и AR не мог пройти мимо выставочных пространств. Британский музей не так давно добавил к впечатлениям посетителей опыт дополненной реальности. Например, наведя смартфон на древнюю статую, теперь можно увидеть отсутствующие элементы, которые пострадали или исчезли со временем. Это дает возможность виртуально прикоснуться к моменту создания и увидеть экспонат в его первозданном виде.

При участии Samsung, Британский Музей использовал технологии дополненной реальности, чтобы создать образовательную программу для детей, где они могут исследовать виртуальный контент во время экскурсии по музею.

Австралийский музей в Сиднее планирует к следующему году обновлять одну из своих галерей, открытую в 1855 году, и сейчас сотрудники музея работают над созданием элементов дополненной реальности и интерактивных экспозиций на базе Microsoft HoloLens.

Если кейсы по дополненной реальности все чаще встречаются в сфере музейной деятельности, то истории связанные с искусственным интеллектом только начинают появляться. Лауреат премии IK Prize, итальянская группа Fabrica, использовала Microsoft Cognitive Services и программное обеспечение JoliBrain для создания решения на базе ИИ.

Программа сравнивает 30 тыс произведений британского искусства из коллекции Тейт с фотографиями современных событий с сайта сервиса Reuters Pictures. Когда машина находит визуальное и тематическое сходство, она публикует пару этих фото в онлайн-галерее. Посетители музея могут подобрать альтернативные пары, если они не согласны с выбором машины. Это помогает ей обучаться и совершенствоваться.

Photos courtesy of Tate Britain


Для ушей

В этом сезоне в лондонском музее декоративно-прикладного искусства и дизайна Виктории и Альберта открылась выставка под названием You Say You Want a Revolution? (строка из песни Битлз Revolution). Под «революцией» кураторы мероприятия имели в виду культурные преобразования в жизни Запада, произошедшие за пять лет, с 1966 по 1970. Технологическим партнером выставки выступила известная аудиокомпания Sennheiser, предложившая посетителям невероятно глубокое погружение в звуки соответствующей эпохи.

Например, зал славы Джимми Хендрикса представляет собой четыре экрана, на которых сменяются черно-белые кадры из выступлений артиста, а уникальная 3D-cистема AMBEO® буквально окружает посетителей и звучит на 360-градусов. Еще одним технологическим новшеством стала система аудиогида, запрограммированная интересным способом. Стоило посетителю повернуть голову или подойти к следующему экспонату, как в системе начинала играть специально подобранная мелодия и комментарий к ней.

Выставка стала логичным продолжением проведенного Sennheiser в 2013 году проекта, который был посвящен творчеству Дэвида Боуи. Однако на этот раз алгоритм был значительно улучшен.


Российский опыт

В России подобного рода проектами заинтересованы многие, но до точки отправления доходят не все. Одним из игроков такого цифрового искусства стал московский центр МАРС — площадка для демонстрации художественных проектов, затрагивающих все человеческие чувства.

Проекты этого выставочного комплекса ориентированы на вовлечение зрителя в мультимедийное пространство и получение им необычного эмоционального опыта через взаимодействие с интерактивной средой.

У центра МАРС есть опыт работы как с привычными видами искусства, так и технологичными. Его история берет свое начало в 1988 году, МАРС появился как центр и стал первым негосударственным пространством в СССР, активно продвигавшим и экспонировавшим современное искусство: живопись, скульптуру, графику и другие привычные форматы. Галерея всегда была площадкой для экспериментов. Это привело к тому, что в феврале 2015 года мы выбрали для себя совершенно новое направление деятельности — аудиовизуальное искусство, где зритель становится не просто созерцателем, а соучастником процесса. Мы все уже давно погружены в цифровой мир и не представляем, как возможно жить иначе. Теперь это наша естественная среда обитания. Сами технологии меняют потребительскую востребованность во всех сферах жизни, и искусство не исключение. В то же время у художников появилось множество инструментов самовыражения, новые форматы и совершенно другие масштабы. Следует отметить, что мультимедийное искусство — это довольно дорогостоящий жанр, и зачастую художник, даже имея определённые задумки, не может их реализовать чисто по техническим и финансовым соображениям. Поэтому мы выступаем этаким «твердым плечом» для авторов. При этом достаточно сложно объяснить, что же такое мультимедиа с точки зрения искусства. В этом мы и видим свою миссию: сформулировать, что из себя представляет этот жанр, что для него характерно и чем он определяется. 
Сергей Демчев, директор центра МАРС

Во все времена музеи обращали свой взор на прошлое, помогая современникам заглянуть в глубину исторических событий. Сегодня же картина стала меняться – современные технологии, которые входят практически в каждую сферу нашей жизни, стали частью глобальной трансформации музеев во всем мире.

В современных музеях теперь сосуществуют и прошлое, и будущее, а в центре всего перцептивного опыта – посетитель, который может теперь в буквальном смысле слышать, осязать и погружаться в новые арт-миры.

Скоро, вероятно, музеи будут представлять некие временные порталы, стирающие границы реальности, где можно будет своими глазами увидеть создание мировых шедевров, присутствовать на первых постановках классических пьес, и многое другое. Будущее уже очень близко.


Материалы по теме:

10 ужасающих сценариев из «Черного зеркала», которые могут стать реальностью

10 профессий, суть которых невозможно объяснить своим родителям

24 вопроса, которые лучше задать вместо типичного «Чем вы занимаетесь?»

Каким был бы мир, если бы все учились дизайн-мышлению

Ученые: по хобби можно предсказать вашу судьбу

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как заблокировать номер телефона на Android и iPhone?
  2. 2 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  3. 3 Плоские круассаны: как «бракованная» выпечка стала мировым трендом
  4. 4 «Офисное фермерство»: тренд для тех, кто устал от стресса на работе
  5. 5 Как прокрастинация мешает бизнесу