Колонки

Почему ваш туристический стартап не взлетит

Колонки
Кирилл Хромов
Кирилл Хромов

Генеральный директор компании VIVAster

Кирилл Хромов

Кирилл Хромов, генеральный директор VIVAster, рассказал о том, на что обратить внимание и чего опасаться желающим запустить бизнес в индустрии путешествий.

Почему ваш туристический стартап не взлетит
Присоединиться

1. Переполненность рынка

Мы уже рассказывали, что туристический рынок растет и стоит того, чтобы в него инвестировать. Это, а еще возможность связать свой бизнес с путешествиями, и притягивает начинающих предпринимателей.

Каждый год я вижу похожую ситуацию: появляется новый тревел-стартап, похожий на Airbnb или Booking, который привлекает миллионные инвестиции, а через некоторое время мы о нем больше не слышим. Чтобы этого не случилось, стоит поискать свободные ниши — поверьте мне, они есть. К примеру, наша компания появилась именно потому, что я столкнулся с проблемой поиска экскурсий и русскоговорящего гида за границей. Отличные перспективы, на мой взгляд, и у туристического B2B: эта сфера не настолько «гламурна», как туристический B2C. Поэтому тот, кто сможет наладить сотрудничество с туроператорами и предложить им новые эффективные разработки, получит доступ к внушительному рынку.

2. Конкуренция со стороны крупных компаний

Если вы небольшая молодая компания, но хотите занять место на рынке, где доминируют гиганты вроде Priceline, Tripadvisor или Expedia, вам стоит приготовиться к внушительным затратам. Ваши бюджеты, вероятнее всего, просто несоизмеримы.

А еще это повод всерьез задуматься о целесообразности вашего начинания, сколько бы вдохновения оно вам не приносило. Если вы начинаете с малого — продумывайте возможные пути развития. Намекну, что прекрасный вариант развития событий для туристического стартапа — выгодная сделка с одним из гигантов бизнеса.

3. Локальный менталитет

Вы удивитесь, насколько высока роль местных особенностей региона в успехе компании: бизнес в Европе и Азии будет организован совершенно по-разному. Поэтому будьте готовы подстраиваться под особенности локального менталитета, а то и полностью изменить концепцию, если текущая не сработает на том или ином рынке.

Мы, как ни странно, столкнулись со сложностями… в России. У большинства российских путешественников и поставщиков услуг другое отношение к бронированию развлечений, чем, скажем, у азиатских. Многие наши соотечественники до сих пор с недоверием относятся к покупке туристических услуг через интернет: туристы по-прежнему предпочитают личное общение с представителями турагентств. По этой же причине бывает трудно заинтересовать поставщиков — они не всегда понимают, какую выгоду им может принести подобное партнерство.

Поэтому и тем, и другим нужно рассказывать о преимуществах работы с вашим сервисом. Мы, например, проводим семинары для поставщиков, где рассказываем об интернет-сервисах в целом и показываем, как легко работать с нашей системой.

4. Переполненность контентом

Знаете, сколько контента генерируется в интернете за минуту? По статистике 2015 года — 221 миллион единиц. Это фото, видео, сообщения, комментарии, перепосты... 3,8 миллиона фотографий было опубликовано в Instagram с хэштегами на тему путешествий только за июнь 2015 года, а половина моих друзей может назвать себя тревел-блогерами.

Для тех, чей бизнес строился исключительно вокруг туристического контента, настали непростые времена — при таком перенасыщении уже не получается этот контент так легко монетизировать. Создателям Travelllll, сайта о новостях индустрии путешествий, это не удалось, несмотря на якрую идею и качественное наполнение. Вот почему онлайн-путеводители заключают все больше контрактов с сервисами по бронированию.

К путешествию как к продукту сейчас предъявляются гораздо более высокие требования, а вандерласт-эйфория, страсть к путешествиям, сходит на нет. Поэтому успеха добьются те компании, которые предложат рабочие бизнес-модели и смогут четко таргетировать свои предложения. Даже такой гигант тревел-бизнеса как Tripadvisor осознает неоизбежность перемен: год назад на сайте появилась функция бронирования отелей. Нет сомнений, что качественный контент всегда будет пользоваться спросом, но технологии продолжают менять сферу путешествий, и нужно быть гибкими и восприимчивыми к инновациям.

5. Развивающиеся рынки

Это перспективное направление, где море возможностей. Такие стартапы, как индийский MakeMyTrip и китайский Qunar, которым удалось с успехом выйти на IPO в Америке, — яркое тому подтверждение. Однако будьте готовы и к другим особенностям таких рынков: флуктуации, местное законодательство, политическая обстановка и локальный менталитет, о котором мы уже говорили, могут пустить ко дну даже самый перспективный стартап.

6. Многофункциональность

Если у вас есть хорошая идея, но нет многомиллионных инвестиций, постарайтесь сначала сосредоточиться на основной функциональности. Чем точнее фокус у вашего бизнеса, тем выше вероятность, что вы сможете выстроить эффективную модель и монетизировать её.

Facebook, например, тоже сначала ориентировался только на студенческие кампусы, а Airbnb — на участников международных конференций в нескольких городах.

А когда вы начнете зарабатывать на основном направлении, можно подумать о расширении. Мне известны случаи, когда компания была вынуждена полностью пересмотреть свой функционал, чтобы удержаться на плаву. Например, Trippy начинал как амбициозная социальная сеть для планирования путешествий, а потом превратился в тревел-Pinterest, затем и вовсе стал туристическим Q&A-сервисом.

7. Сложности финансовой политики

Некачественное управление финансами сгубило не одну компанию, и речь здесь не только о тревел-стартапах. Однако для проектов, работающих на комиссионной основе (такие как раз составляют большинство в индустрии путешествий) пренебрежение финансовой политикой особенно опасно.

Конечно, проблемы с управлением финансами скорее говорят о недостатке организованности в целом, как это было в случае с социальными сервисами для планирования путешествий TripSwarm и TraceMyTrip. Но все же необходимо с самого начала проекта привлечь профессионального финансиста, который поможет грамотно распределить инвестиции и выстроить управление капиталом.

8. Влияние инвесторов на функционирование бизнеса

Отношение с инвесторами — еще один сложный момент при построении бизнеса. С одной стороны, они приносят финансовые вложения, опыт и связи, столь необходимые молодому бизнесу. А с другой — могут пытаться контролировать проект, потому что зачастую у вас с ними разные цели и интересы.

Кунал Калро, основатель сайта для персонализованного планирования путешествий OutTrippin, считает, что осторожность инвесторов зачастую убивает креативность, как это произошло с его компанией.  И, конечно, всегда есть риск, что вашу компанию могут просто забрать.

Чтобы эффективно работать с инвесторами, постарайтесь понять их цели и интересы и научитесь говорить с ними на их языке. Инвесторы любят цифры, так что не пренебрегайте отчетностью и держите финансы в порядке (см. пункт 7). Помните, что эти люди пошли на риск и вложились в вашу компанию, поэтому старайтесь держать инвесторов в курсе событий и будьте готовы к определенному контролю с их стороны.

9. Важность связей

В индустрии путешествий (впрочем, как и в большинстве других) многое определяют связи и грамотный нетворкинг. Мир тревел-бизнеса — не такой большой, как кажется, даже на международном уровне. Здесь хорошо налажен обмен информацией, так что из неформального общения можно вынести больше, чем из специализированных изданий.  

Для новичков индустрии важно посещать конференции, общаться с коллегами и научиться строить деловые отношения, быть в центре событий и постоянно работать над репутацией. Индустриальные выставки — отличное место для поиска новых партнеров и поставщиков. По статистике выставки World Travel Market, 90% компаний-участников заключили сделки на сумму 2,5 миллиарда фунтов стерлингов.  

  • Основатель TripFab, сервиса для планирования путешествий, Михаэль Ла Роса (Michael La Rosa) считает, что одной из причин их неудачи была трудность в поиске партнеров, так как сам он — новичок в тревел-бизнесе.
  • Кейт Феррацци и Шерил Сэндберг написали книги о том, как неформальное общение помогает держать руку на пульсе индустрии.  
Фото на обложке: Pixabay

Материалы по теме:

Высокий сезон: популяризация фотографий с дронов

10 сервисов для путешествий, которыми вы захотите воспользоваться

Как Booking.com поможет российской медицине

Российский онлайн-конструктор путешествий Timescenery привлек $600 тысяч

7 приложений для тех, кто работает и путешествует по миру

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Цифровые тренды в туризме
  2. 2 Букит, Убуд и другие районы Бали: где выгоднее всего инвестировать в недвижимость
  3. 3 «Аэроклуб» разыграет 1 млн рублей на хакатоне
  4. 4 Мостуризм запускает бесплатные курсы повышения квалификации для представителей туриндустрии
  5. 5 5 шагов перед открытием гостиницы: что проработать, чтобы проект приносил прибыль