Платежные кольца, борьба с анонимностью и снятие наличных в кассах: тренды платежей в этом году

Дмитрий Агапитов
Дмитрий Агапитов

Директор по развитию и сооснователь платежного сервиса SimplePay

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Каждый год пользовательский опыт меняется под влиянием технологий. Привычные финансовые операции — не исключение.

Дмитрий Агапитов, сооснователь платежного сервиса SimplePay, дает прогнозы о развитии сегмента финансовых операций и рассказывает, когда мы сможем оплатить заправку прямо с экрана бортового компьютера автомобиля.

О новых возможностях оплаты товаров и услуг


В 2018 году платежи и финансовые операции продолжат все глубже уходить в интернет. По данным исследовательской и консалтинговой компании Gartner, к 2020 году на руках у населения мира будет 20,8 миллиарда устройств, подключенных к интернету. Потребители будут ждать новых возможностей оплаты продуктов и услуг «в одно касание».

Например, покупатели будут приобретать продукты питания прямо на экране холодильника или оплачивать покупку топлива с сенсорного экрана автомобиля.

Магазины и банки будут мигрировать на мобильные устройства, чтобы оставаться ближе к пользователям. Экосистема платежей продолжит замыкаться вокруг одного устройства.

Тренд №1. Бесконтактные платежи

Пользователи все больше осознают удобство использования телефона вместо кошелька или банковской карты.

  • Visa опубликовала статистику по использованию бесконтактных платежей во время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017. 30% покупок на стадионах совершалась с использованием бесконтактных платежных инструментов, из них 20% с помощью мобильных телефонов и смарт-часов.

  • «Сбербанк» сообщил о том, что более миллиона российских клиентов используют Apple Pay и Samsung Pay для оплаты покупок.

  • «Тинькофф Банк» раскрыл данные о ежемесячном росте на 25% объемов покупок, совершаемых с помощью телефонов.

  • «Связной» сообщает об увеличении на 60% продаж телефонов с поддержкой NFC. Компания связывает это с популярностью платежных инструментов Samsung Pay, Apple Pay и AndroidPay, которые позволяют привязать банковскую карту к телефону и платить с помощью мобильного устройства. В прошлом году таких аппаратов у населения было около 18 миллионов.

Тенденция использования мобильных устройств как средства оплаты заставит измениться и бизнес.

Бизнесу придется закупать больше mPOS и POS-терминалов с поддержкой NFC или работать с сервисами, позволяющими принимать оплату бесконтактным способом. mPOS-терминалы взаимодействует с картами платежных систем Visa, Mastercard, Maestro и «Мир».

Компания Ibox, например, предлагает два аналогичных по своему функционалу варианта для бизнеса: устройство для смартфона по считыванию карт и полноценный терминал. Дополнительно бесплатно предоставляется приложение для обработки платежей.

Прогноз. Покупатели продолжат отказываться от кошельков и наличности в пользу телефонов. Они уже стали универсальными устройствами, заменив карты, камеру, часы, диктофон и другие ранее привычные вещи.

Тренд №2. Платежные кольца, наклейки и одежда

Заплатить за проезд, например, в метро можно будет не только с помощью смартфонов, а просто прикладывая браслеты.

  • Такие браслеты «Тройка» для поездок в московском метро уже поступили в продажу. Благодаря технологии NFC чип внутри браслета передает информацию о количестве поездок или банковских картах. Сам он достаточно мал, и может легко в нем уместиться.

  • «Альфа-банк» представил собственное носимое устройство — кольцо для бесконтактной оплаты. Керамическое кольцо доступно в белой и черной расцветке. Предлагается несколько вариантов исходя из размера пальца будущего пользователя. Кольцо не боится воды и может использоваться как украшение.

  • Специально к Зимним Олимпийским играм 2018 компания Visa презентовала перчатки с NFC-модулем. Они продаются в качестве сувенира и позволяют оплатить покупки, не доставая смартфон или банковскую карту.

  • «Умные» часы Apple Watch позволяют проводить платежи с помощью NFC. Часы соединяются с телефоном и используют приложение Apple Wallet для проведения оплаты.

  • Фитнес-браслеты также позволяют оплатить покупки. Например, браслет Jawbone UP4 поддерживает оплату с помощью платtжной системы American Express.

  • Компания Lyle & Scott тестирует куртки с NFC-модулем. Модуль встроен в правый рукав и позволяет оплачивать покупки стоимостью до 30 фунтов. Партнерами проекта выступили банк Barclaycard и 300 000 британских магазинов, баров и ресторанов.

  • MC10 и PCH представили специальную наклейку WiSP (Wearable Interactive Stamp Platform) для кожи, которая позволяет совершать покупку.

Прогноз. В 2018 году точно не стоит ждать повального отказа от смартфонов в пользу интересных NFC-проектов в виде одежды, ювелирных украшений или наклеек. Пока все это на стадии экспериментов и привлечет любителей новых гаджетов.

Тренд №3. Увеличение количества онлайн-покупок

Люди перестали бояться покупать через интернет. Aliexpress, «Яндекс.Маркет» дали возможность продавцам выставлять товары на единой «витрине», а покупателям — сравнивать цены и выбирать подходящие покупки.

  • Уже сейчас можно заплатить за бензин на АЗС, не выходя из автомобиля. Такой сервис предлагает «Яндекс» в приложении «Яндекс.Заправка». Пользователю достаточно выбрать на карте подходящую АЗС, подъехать к ней, выбрать тип топлива и его объем и совершить оплату с приложения.

  • В 2017 году, по данным Mediascope, 91,5% российских пользователей интернета оплачивали покупки через интернет-платежи.

  • «Яндекс» сообщает о росте онлайн-платежей за покупку продуктов питания в прошлом году. В летние месяцы темпы роста платежей увеличились в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

  • При этом покупки совершаются со смартфонов и планшетов. 41,1% пользователей мобильного интернета, по опросу Mediascope, сообщили о том, что хоть раз совершали оплату через мобильное устройство.

  • В русскоязычном PlayMarket первые места по загрузкам на мобильные устройства в категории «Покупки» занимают виртуальные «витрины»: Joom (более 10 млн загрузок) и AliExpress (более 100 млн загрузок).

Прогноз. Пользователи привыкли к онлайн-покупкам. Продавцам придется учитывать пристрастия покупателей и вкладываться в разработку мобильных версий сайтов или приложений для смартфонов и планшетов.

Тренд №4. Платежи в интернете вещей

  • Amazon предлагает «умную» колонку Alexa, которая позволяет совершать покупки на площадке компании. Но предварительно необходимо установить PIN-код, чтобы члены семьи или знакомые не потратили все сбережения на покупки. Выбрать пока можно только категорию покупок или конкретный товар, а вот провести оплату придется с помощью поставляемого Amazon мобильного приложения. К сожалению, пока колонка понимает фразы только на английском языке.
  • Компании Honda и Visa предложили возможность оплатить заправку прямо с бортового компьютера автомобиля. Уже готов прототип автомобиля, который в будущем должен пойти в линию. Технология объединяет «умный» топливный насос и компьютер, который сигнализирует водителю о низком уровне топлива. После чего водитель подъезжает к АЗС и одной кнопкой подтверждает заправку автомобиля.

Прогноз. Платежные интерфейсы будут постепенно входить в привычные нам вещи. Купить продукты, например, с экрана холодильника — не такая фантастика. Наработки есть у компании Samsung в виде «умного» холодильника Family Hub, который принимает голосовые команды на покупку продуктов.

Тренд №5. Приход китайских платежных систем

В 2018 году российские пользователи познакомятся с китайской платежной системой Alipay, которая показала оборот средств в $1,7 триллиона, обогнав платежные системы Visa, MasterCard и PayPal.

  • «Модульбанк» уже предлагает терминалы со встроенной поддержкой этой системы. А в июне прошлого года первый такой рабочий терминал появился в московском ГУМе. Банк планирует запустить 5 тысяч таких терминалов.

  • Осенью этого года в России официально запустится еще одна платежная система из Китая — Huawei Pay. Для ее работы нужна карта системы Union Pay, которую уже выдают российские банки. На январь 2018 года Huawei Pay работала на 20 моделях смартфонов и смарт-часов от Huawei. Систему уже поддерживают более 400 тысяч терминалов в России.

Прогноз. Возросшая конкуренция среди платежных систем повысит удобство использования и создаст более лояльные условия для покупателей и продавцов.

Тренд №6. Снятие наличных с карт в магазинах

  • «Сбербанк» планирует поменять финансовые привычки граждан и предлагает получать наличные с банковских карт на кассах обычных магазинов. Пилотный проект уже тестируют магазины. Ранее банк рассказал об отказе в размещении 110 банкоматов в московском метро из-за высокой стоимости аренды. Отказ от классических банкоматов поможет сократить издержки банковской организации. А получить наличные с карты «Сбербанка» можно будет через кассу магазина с POS-терминалом.

  • Аналогичный механизм отрабатывает и Mastercard. В партнерстве c ВТБ и «Русским стандартом» платежная система провела первые эксперименты по выдаче наличных через кассы магазинов.

Прогноз. В случае успеха этого нововведения финансовые организации сэкономят на банкоматах, а покупатели получат удобный сервис для снятия наличных средств в точках офлайн-продаж.

Тренд №7. Борьба с анонимностью

Росфинмониторинг выступает за полный запрет анонимных кошельков, а ЦБ РФ планирует сохранить их работоспособность, но запретить переводы на них наличных средств.

  • Скорее всего, суммы до 15 000 рублей будут проходить при работе с анонимными электронными кошельками. Они есть у WebMoney и «Яндекс.Денег». А вот при больших суммах придется раскрыть свою личность, отправив платежной системе документы. Таким образом государство борется с отмыванием денег и финансирования террористов. Это обычная процедура для всего мира и не является каким-либо государственным ноу-хау России.

  • Возможное ужесточение норм по сценарию Росфинмониторинга не затронет электронные кошельки, которые уже идентифицируют пользователей. Например, наш платежный сервис для первичной регистрации на сайте просит электронную почту и номера телефона. А вот вторым шагом будет предоставление данных паспорта и любого второго документа для идентификации личности: например, СНИЛС, ИНН. Идентификация с помощью документов позволяет убрать лимиты на движение средств по электронному кошельку.

Прогноз. Государство планирует запретить анонимные электронные платежи. Останется лишь дождаться, будет ли запрет полным или частичным.

Тренд №8. Больше P2P-платежей

Малый и средний бизнес все чаще будет взаимодействовать с пользователями напрямую через привычные мессенджеры.

  • Например, Viber с аудиторией в 82 миллиона человек в 2017 году представил собственный кошелек. Пользователи получили возможность отправлять деньги прямо в мессенджере.

  • Подобная технология в популярном китайском мессенджере WeChat позволяет делать покупки в онлайн-магазинах прямо из приложения.

  • WhatsApp также тестирует P2P-платежи через чаты. Подобный механизм заработал в Индии и можно ожидать его появления во всем мире.

Прибавляет интерес к P2P-платежам блокчейн, который призван убрать посредников в виде банков и платежных систем при передаче денег со счета на счет.

Аналитики Juniper Research сообщили, что объем мобильных P2P-платежей в 2017 году вырос на 40% и составил $540 миллиардов. Не последнюю роль в этом сыграли представители поколения Z, 68% которых предпочитают переводить деньги именно через P2P-платежи.

Прогноз. Банки вряд ли захотят отпускать ситуацию с P2P-платежами. Поэтому будут либо лоббировать их ограничения через государственные инстанции, либо придумают лояльные и бонусные программы для тех, кто пожелает воспользоваться банковскими переводами.

Россияне стали реже снимать наличные с карт

Статистика Центрального банка РФ показывает, что россияне в 2017 году на 4% реже снимали наличные с карт. Банковская карта стала универсальным средством оплаты, которая позволяет расплатиться за покупки, внести плату за коммунальные услуги или оплатить штрафы.

Чаще всего, по данным «Яндекса», для оплаты услуги и товаров в интернете россияне используют интернет-банкинг, банковские карты или электронные деньги. При этом со смартфонов предпочитают оплачивать сотовую связь, покупки в интернет-магазинах и услуги ЖКХ.

Появление новых платежных систем лишь облегчит дальнейшую диджитализацию сегмента платежей. А интеграция систем оплаты в привычные вещи вроде колец или перчаток упростит оплату покупок для россиян.


Материалы по теме:

В России зафиксировали бум продаж смартфонов с бесконтактными платежами

Расплачиваться за покупки с помощью татуировок – как бесконтактные платежи меняют нашу жизнь

Пять способов заплатить: кто, как и за что платит в России

Как индивидуальному предпринимателю сдать налоговую декларацию

8 финтех-стартапов, готовых совершить революцию в банковской системе


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Форсайт Флот
1 июня 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase