Колонки

Как удержать в компании незаменимых специалистов: четыре способа

Колонки
Инга Герасименко
Инга Герасименко

HR-директор ИТ-компании «БАРС Груп»

Полина Константинова

Команда – это самый ценный ресурс, от которого зависит успех компании. За решением амбициозных задач часто стоят высокий темп работы, профессиональное выгорание и снижение личной эффективности сотрудников, особенно на ИТ-рынке, где технологии развиваются непрерывно.

Инга Герасименко, HR-директор ИТ-компании «БАРС Груп», рассказывает, как благодаря HR-стратегии поддержать сотрудника в череде разработки технологичных проектов, бесконечных правок от заказчиков и в процессе взаимодействия друг с другом.

Как удержать в компании незаменимых специалистов: четыре способа

Чтобы команда хорошо работала, о каждом сотруднике нужно заботиться. Сегодня материальная мотивация для сотрудника не является главной причиной при выборе работодателя, а у работодателя – возможностью удержать его. Люди ищут хорошую команду, крутые технологии, возможности для профессионального роста и компанию, ценности которой смогли бы разделить. Работа занимает слишком много времени в нашей жизни, поэтому ее выбор это еще отчасти и личная история для каждого.

Главная задача HR-стратегии заключается в том, чтобы люди хотели работать в компании, а также в поиске новых и удержании перспективных сотрудников.

Мы ежегодно обновляем ее для того, чтобы сохранить людей в эмоциональном и профессиональном тонусе, повышать для них престиж работы в нашей команде. Для нас работа над внутрикорпоративной жизнью это не только «фановые» проекты. Это вклад в карьерный маршрут. То есть если у сотрудника возникает вопрос «Какова моя роль в общей задаче?», мы не игнорируем этот голос. Поэтому после каждого корпоративного мероприятия проводятся опросы, анализируется общая удовлетворенность в конце года и, если это необходимо, исключаются или переделываются проекты.

HR-стратегию создает и воплощает команда из специалистов по HR, event, PR, маркетингу и дизайну. К разработке обязательно подключается топ-менеджмент, потому что нельзя не учитывать бизнес-обстановку. Например, в этом году мы начали переходить на матричное управление, благодаря чему стало легче достучаться до топов, чтобы продвинуть свою инициативу до уровня реализации.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Если обобщить, есть три кита, на которых мы строим работу с командой: профессиональный рост с помощью системы внутреннего обучения, личностное развитие и корпоративы как инструмент для нетворкинга, отдыха и перезагрузки.

Нужно больше «доступа к телу»

Чем крупнее компания – тем меньше «доступа к телу» руководства и понимания, кем на самом деле является капитан корабля.  Мероприятия, которые дают пообщаться с топ-менеджментом ломают стереотипы о начальстве как о недосягаемых героях.

Встречи между руководством и сотрудниками дают понимание, что топы – это такие же бойцы. Живой пример человека, его личная история – вот что заряжает быть одной командой.

Мы решаем проблему информационного вакуума и повышаем лояльность сотрудников с помощью различных мероприятий. Например, на протяжении шести лет мы проводим бизнес-завтраки с руководством – одна из самых частых возможностей увидеть друг друга, помимо совещаний и планерок.

 Мы собираемся в одной из переговорных и за чашечкой кофе общаемся в течение часа на самые разные темы. Это позволяет сблизиться, узнать историю успеха и расширить кругозор о компании.

Фото: БАРС Груп

Еще один формат, стартовавший в этом году, это «Программа менторства», с помощью которой сразу проявляются «звездочки» компании, будущие управленцы и формируется кадровый резерв. «Менторство» – проект для прокачки бизнес-мышления, тайм-менеджмента, навыков управления командой и других софт-скиллов. После отборочного этапа у каждого «топа» в команде остается 2-3 сотрудника, с которыми он работает в течение нескольких месяцев. Участники программы перенимают бизнес-опыт в работе с клиентами, получают управленческие кейсы, глубже погружаются в процессы компании, а также за время программы разбирают кризисные ситуации, которые у них возникают по ходу работы в бизнес-центре. То есть задача программы не только выявить перспективных сотрудников, но и благодаря вовлеченности топ-менеджера, повлиять на внутренние процессы.


Образовательные 

проекты

Есть образовательные сессии, которые инициируют сами сотрудники, и мы ежемесячно формируем сетку обучений. Каждый желающий может послушать выступления коллег на разные темы, начиная от дизайн-мышления и Agile до функций СУБД PostgreSql и профилировании в Python.

Также в компании работает обязательная система повышения квалификации для управленцев и ряда специалистов-аналитиков и разработчиков. Обучения для них проводит топ-менеджмент.

Фото: БАРС Груп

На протяжении шести лет в компании проходят два масштабных образовательных проекта «UP!Date» и «БАРС UP! Grade». Главный профессиональный праздник, День программиста, не обходит нас стороной, и мы ежегодно отмечаем его образовательным ИТ-фестивалем «UP!Date». Программа собирается из тех тем, которые интересны сотрудникам, – общим голосованием выбираются самые популярные скиллы и спикеры. Это как раз история про личностное развитие.

Мы приглашаем внешних специалистов, которые рассказывают о трендах создания цифровых проектов – от выбора актуальных технологий до управления командой и ее мотивацией. 

Фестиваль включает в себя секции «Проекты и аналитика», «Технологии» и «Soft skills». И несмотря на то что в этот день хочется побольше поговорить о Big Data и поспорить о языках программирования, мы также учимся эмоциональному интеллекту, техникам переговоров. А в этом году мы вывели фестиваль в формат городского праздника и провели открытым для все желающих в городе головного офиса компании в Казани.

Деловая игра «БАРС UP! Grade» создается с учетом коммерческой стратегии компании. Это мероприятие проводится для поиска идей для новых проектов и открытия направлений. «UP! Grade» – совместный мозговой штурм. Здесь мы выходим за рамки наших повседневных задач, расширяем сознание, фантазируем и смотрим на рынок без ограничений. Команды заранее получают темы и придумывают абсолютно новый продукт. В помощь им назначается ментор.  На самом мероприятии проходит защита проектов, а лучшие идеи включаются в процессы компании.

В этом году мы проводим серию «UP! Grade» для бизнес-центров. Негласно мы назвали это «Год UP!Grade». Каждая структура компании выступала перед топ-менеджментом и сотрудниками из других бизнес-центров, рассказывая о крупнейших проектах. По обратной связи мы чувствуем, что это стало очень сильным тимбилдингом, когда команда объединяется и решает общие задачи.


Корпоративный психолог

Корпоративный психолог «БАРС Груп» входит в структуру HR-департамента. Географически наш специалист находится в головном офисе, где работают около 800 человек.

Задача специалиста заключается в индивидуальных консультациях – высокий темп загрузки, огромная команда, масштабные проекты и большая ответственность накладывают отпечаток на состояние человека.

Психолог в данном случае помогает в проработке эмоционального выгорания и профессиональной деформации.  Индивидуальная работа с позволяет вернуть его в строй, скорректировать состояние для того, чтобы он был не только высокоэффективным специалистом, но и чтобы ему было максимально комфортно в рабочей атмосфере и в коллективе. Специалист проводит диагностику и корректировку психологического состояния, консультации всегда проходят в условиях полной анонимности.

Кроме того, мы совместно с психологом проводим исследования, результатами которых иногда становятся целые проекты, как это случилось с «Программой Менторства».

Работа над корпоративами

Задача корпоративов и праздников – дать команде «выдохнуть» от текущих задач и не перегореть. Хороший корпоратив должен говорить о том, что компания не одержима прибылью и бесконечным потоком задач, а благодарна за работу и хочет, чтобы сотрудники отдохнули хорошо.

Самые крупные тусовки – это летняя вечеринка Barssation и Новый год. Новогодний корпоратив похож даже больше на шоу, и градус его ожидания всегда высокий. Тематики новогодних вечеринок не повторяются – в разные годы это была вечеринка в стиле «Bars ala Rus» с элементами таких русских мотивов, как кокошники, матрешки, балерины и с фотозоной с фигурой медведя или «Bars in Wonderland» по мотивам сказки «Алиса в стране чудес».

Этот новый год мы встречали в стиле «HARD BARS» – кожаные куртки, мотоциклы и выступление рок-группы, которая собралась в нашей компании.

Помимо этого, мы проводим мини-вечеринки или праздники по случаю 8 марта и 23 февраля, открытию летней террасы, празднования Дня защиты детей.

Фото: БАРС Груп

Мы не проводим вечеринки стихийно, когда вдруг становится понятно, что команда на пике загрузки. Это системная работа большой команды. В начале каждого года совместно с коллегами по маркетингу, event и PR мы генерим сетку всех проектов на год – придумывается тематика, разрабатывается концепция и программа мероприятий, а дизайнеры, создают оригинальную визуальную упаковку.

***

Сегодня крупные компании конкурируют человеческими ресурсами. Для того чтобы поддерживать команду в форме, нужно продумывать систематично каждое мероприятие и придерживаться стратегии на 1-3-5 лет, но при этом не замыкаться на ней и быть мобильными. Если меняется рынок, развиваются технологии, то соответственно стоит пересмотреть и корпоративную культуру.

И главное не забывать, что HR-структура – это помощь для управленца, его правая рука, и что забота о команде – это самая важная ценность, которая должна идти именно от руководства.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

16 ноября 2019

Website Optimization

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop