Современные подростки окружены технологиями с самого рождения, поэтому полезные и удобные сайты и приложения для них давно стали нормой. Удержать подростков на той или иной странице все сложнее: зумерам достаточно 8 секунд, чтобы оценить полезность информации — иначе одним кликом они окажутся на другой платформе.
Рамиль Альшин, директор по контенту образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» рассказал, какие особенности восприятия стоит учитывать при разработке дизайна, а также поделился принципами, на которых строится UI сайтов.
Дизайн веб-интерфейсов для подростков не может быть самоцелью: просто визуальных решений недостаточно — они всегда завязаны на специфических потребностях ребенка, которые решает продукт, а также на особенностях восприятия дизайна аудиторией. Образовательные платформы решают конкретную задачу детей в старшей школе, и оформление как раз должно этому способствовать.
Как подростки пользуются интернетом
Аналитическая компания Nielsen провела исследование и выяснила, каким образом тинейджеры воспринимают информацию и что особенно важно для них в оформлении сайта.
Подростки выходят в интернет для множества занятий, включая развлечения. Как правило, у них есть определенная цель, например, занять себя чем-то в течение 10 минут.
Так, интернет нужен школьникам для выполнения школьных заданий, развлечений, просмотра новостей, изучения новых тем, общения, шоппинга и т. д.
Читайте по теме:
Зачем бизнес вкладывается в развитие подростков? Мнения предпринимателей и экспертов
Три способа продвигать бренд среди подростков
Более того, согласно нашим исследованиям, школьники заходят в соцсети более 10 раз в день. Кроме того, 70% школьников в интернете играют в онлайн-игры, а 66% — смотрят стримы. И конечно, это способствует формированию их визуального вкуса и высоких стандартов к оформлению и структурированию информации.
Несмотря на то что подростки хорошо ориентируются в интернете, они часто совершают спонтанные действия и быстро «перескакивают» с одной страницы на другую, что снижает их производительность.
Исходя из того, что информации становится все больше, а ритм жизни ускоряется, исследователи Nielsen выделяют следующие особенности восприятия информации:
- Подростки предпочитают поглощать информацию маленькими порциями. У них нет времени читать многостраничные тексты — проще посмотреть ролик на YouTube;
- Подросткам важна конкретика — они будут переходить по тем ссылкам, которые полностью отвечают их запросам;
- Главное — чтобы было интересно, однако для каждого «интересно» значит что-то свое.
Мы провели похожее исследование и результаты были аналогичными: ученикам нужны наглядные примеры, четкие объяснения, дизайн/картинки, занимательные задания, фидбек и игровая форма.
Элементы геймификации оказались особенно важны, поскольку уже в 5-7 классах ребята становятся достигаторами: их мотивируют результат, рейтинг и вознаграждение за предпринятые усилия.
Так, при разработке дизайна стоит отталкиваться от двух факторов:
- Исследований аудитории. Например, мы учитываем потребности ученика и руководствуемся CustDev подходом к разработке (Customer Development — тестирование идеи, исходя из потребностей пользователя).
- Возрастных особенностей. Подростки 12-17 лет — неравномерная аудитория с разными ценностями. Поэтому при проведении CustDev исследований мы начинаем с того, что стараемся их точно сегментировать.
Принципы дизайна интерфейса для подростков
Принцип 1. Образовательные платформы должны решать конкретную задачу учеников в старшей школе, а дизайн должен помогать в этом, но не быть самоцелью
Подросток должен понимать, зачем он проходит онлайн-курс и какую задачу решает, и быть уверенным, что он еще решит — при этом с удовольствием.
«Дизайн должен решать задачи пользователей и бизнеса. У нас методист ставит дизайнеру образовательные задачи, а продакт-менеджер — бизнес-задачи. Все их нужно учитывать при разработке дизайн-концепции.
При разработке курса по чтению мы начали с визуального и фонетического знакомства детей с буквами, далее перешли к чтению по слогам и завершили смысловым пониманием текста. Вместе с этим на каждом этапе мы стараемся увлечь детей, создать положительный опыт от прохождения курса и сохранить мотивацию.
Дизайн помогает решать эти задачи», — рассказывает Екатерина Царева, UX-дизайнер в «Учи.ру».
Принцип 2. Каждому возрасту подходит определенная дизайн-концепция
Если младшеклассники откликаются на детское оформление сайтов, то школьники 5-6 классов, наоборот, стремятся отойти от всего детского и хотят чувствовать себя взрослыми.
Примерно с 7 класса вновь появляется интерес и потребность в игровом формате обучения. К 13 годам ребенок уже может воспринимать абстрактные термины и понятия, а также символические образы — это тоже стоит учитывать при разработке дизайна и подборе примеров.
Принцип 3. Подросток — это в первую очередь современный человек
Он существует в digital-контексте с ранних лет. Поэтому обладает визуальным вкусом и высокими стандартами к оформлению и структурированию контента. Пользователи вне зависимости от возраста плохо воспринимают большой объем информации.
Нужно помочь им сфокусироваться на образовательном контенте, поэтому интерфейс должен вести ученика от общего к частному, не содержать лишних элементов, быть простым и интуитивно понятным. Действительно важную информацию, например, теорему или правило по английскому, стоит заключать в небольшие блоки с большим количеством пространства вокруг.
Читайте также: Тренды UI/UX-дизайна в 2022 году
Принцип 4. Подростки делают только то, что им нравится
Сейчас большое количество инструментов и у них есть возможность выбрать что-то по душе. Так, согласно Nielsen, загроможденный интерфес, скучная информация и отсутствие интерактива — красные флажки для тинейджеров.
Они просто переключатся на другую вкладку, которая им понравится, поэтому нужно бороться за их внимание. Современность дизайна тоже играет свою роль — подросткам будет неприятно пользоваться платформой, если ее оформление осталось далеко в 2000-х.
Так, 3D эффекты для наглядной демонстрации пространственных моделей, нарратив, геймификация и анимация — действенные способы увеличить вовлеченность учеников и добавить удовольствие в процесс обучения.
Например, в курсе «Космическая печать» есть история — ученик сражается с роботами и одновременно осваивает навыки слепой печати.
А в «Моем теле» дети знакомятся с организмом человека с помощью интерактивного анимированного анатомического атласа.
Интерфейсы — важная часть разработки. Именно с помощью них школьник взаимодействует с образовательным онлайн-продуктом, и от того, насколько качественно построено это взаимодействие, зависят результаты обучения. Интерфейс должен помогать учиться, но не перетягивать внимание на себя и не отвлекать ребенка от основной задачи.
Фото на обложке предоставлено автором.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 Что такое показатель отказов на сайте и как его уменьшить
- 2 Юзабилити: что это такое и для чего нужно
- 3 Как человек воспринимает визуальную информацию и как это можно использовать в бизнесе?
- 4 Архитектура мобильного приложения – что это, как правильно выбрать