Туристический рынок не падает, а уходит в интернет

Дмитрий Малютин

Генеральный директор компании Level.Travel

Расскажите друзьям
Дмитрий Малютин
Дмитрий Малютин

Дмитрий Малютин, генеральный директор компании Level.Travel, утверждает, что точки роста можно найти даже на падающем рынке. Например, если продавать туры в интернете и приучать к этому платящего клиента.

 

Как мы знаем, туристический рынок в России в последние годы вошел в крутое пике. По оценке Российского союза туриндустрии, только за последний квартал 2015 года он рухнул на 50%. Но, как ни странно, негативные тенденции почти не сказались на продажах туров онлайн. Более того, рост за прошлый, трагический для туриндустрии, год составил, по оценкам экспертов, от 10 до 17% в натуральном выражении, и 20-25% в рублях. Собственно, и оборот Level.Travel за прошлый год вырос в несколько раз. Попытаюсь объяснить причины этого феномена.


Причина №1. В интернете дешевле

По оценкам АТОР, за последний год количество туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, уменьшилось с 2050 до 650, то есть на 2/3. Пока вслед за туроператорами банкротились офлайновые турагентства, в интернете и в 2014, и в 2015-ом годах появлялись новые проекты. Доля онлайна в целом на туристическом рынке в прошлом году достигла примерно 20-25% (более $9 млрд), а, по данным PwC, около половины россиян, совершавших туристические поездки по России за последние два года, использовали интернет для организации и планирования путешествия.

Однако эта статистика пока не сильно отражается на рынке туров. Люди бронируют в интернете отели, покупают авиабилеты, но только 5% россиян, покупают онлайн готовые туры.      

Как и с любыми другими товарами,  люди выходят в интернет в расчете найти что-то дешевле. В случае с турами, например, только онлайн-сервисы позволяют пользователю увидеть динамику цен в реальном времени и дают возможность совершить бронирование по текущей стоимости. Это важный момент, учитывая то, что многие туроператоры перешли на систему динамического ценообразования, и действительно выгодный тур может быть доступен в системе всего в течение несколько минут. На данный момент высокотехнологичные продукты, в том числе и наш проект, делают жизнь туриста проще и позволяют тратить деньги максимально эффективно: он точно знает, что видит лучшую цену тура (включая все услуги и сборы) от всех туроператоров, доступных на данный момент.


Причина №2. Жители регионов тоже вышли в интернет

Если обе столицы (Москва и Санкт-Петербург) уже давно оценили преимущества  онлайн-бронирования туров, то во многих регионах интерес к ним стал заметен лишь недавно. Мы видим, как растет трафик из других городов-миллионников (за последний год трафик из регионов у нас на сайте вырос в 3 раза). Люди начинают интересоваться подобными сервисами: ищут, выбирают… в меньшей степени бронируют – но это вопрос времени.


Причина №3. Развивающийся рынок

Если рынок онлайн-продаж авиабилетов и отелей во многом близок к насыщению, то сегмент бронирования туров в интернете в России только начал развиваться. Еще 2 года назад никто не верил, что такой сложный и неповоротливый сегмент, как туры, может полноценно выйти в онлайн. По сути, сегодняшние ОТА (онлайн-агентства путешествий) для туров формируют у людей новые привычки и новый образ жизни, а это очень благоприятная среда для роста. От классических турагентств ОТА отличаются тем, что: 

  1. Пользователь в режиме реального времени видит все актуальные и доступные туры на интересующие его даты, может выбрать любую дату заезда и время вылета, посмотреть всю информацию о туре, выбрать поставщика, перелеты и дополнительные услуги самостоятельно. Все доступно и понятно, а это сейчас важно;
  2. Можно моментально забронировать и оплатить тур картой, в этом случае его цена останется неизменной;
  3. Пользователю доступны инструменты, которые позволяют самостоятельно найти самые выгодные предложения;
  4. Круглосуточный колл-центр, где клиенту в любой момент помогут.

Причина №4. Интеграция и новые сервисы   

OTA имеют преимущество перед офлайном и с точки зрения гибкости процессов. Игроки в онлайне легче перестраивают бизнес. Большинство онлайн-агентств в последнее время расширяет набор услуг вместе со своими партнерами, в то время как классические, офлайновые турагентства продолжают делать упор на акции и скидки, которые неминуемо ведут в пропасть.

Мы посчитали, что самое важное в кризис – это сервис поиска низких цен. Ведь цена тура весьма динамично меняется, в зависимости от многих факторов. Скажем, вылет в субботу – это дорого, а во вторник и среду может быть дешевле.

Клиенту важен выбор и общее понимание того, что и за какие деньги можно купить в принципе. Но, получив максимальное количество предложений, не факт, что даже в кризис клиент захочет сэкономить на комфорте.

Впрочем, и на рынке online travel не все так гладко. К примеру, сейчас мы видим, что  не все клиенты, традиционно приобретавшие пакетные туры офлайн, лояльны к интернет-продажам и готовы совершить покупку в сети. В результате некоторые туристы сейчас используют наш сайт лишь как бесплатный инструмент  для поиска предложений, а покупают в другом агентстве.

Но и это мы рассматриваем как возможность для роста: ведь эти туристы уже обратились к нам, а значит, они уже выбирают в интернете. Значит, в скором времени и начнут покупать.

 


Материалы по теме:

Почему нужно инвестировать в путешествия?

Как Booking.com поможет российской медицине

Этот способ найти свою нишу на рынке не оставил меня равнодушной

Российский венчур вступил в стадию острого кризиса – RMG

Фото на обложке: Shutterstock.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
MIXX Conference 2017
3 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase