Три предпринимателя рассказали, почему решили развивать бизнес в регионах

Полина Константинова
Расскажите друзьям
Полина Константинова

Недавно мы выпустили лендинг с региональными возможностями для стартапов, а теперь спросили трех предпринимателей о том, что их мотивирует не уезжать в Москву. Они подробно рассказали обо всех плюсах и минусах работы в регионах.

1. Андрей Зимин, руководитель компании Clarus


Многие привыкли думать, что региональные области России — это удаленные населенные пункты, куда тяжело добраться и где у людей нет представления ни о торговых центрах, ни о ресторанах быстрого питания, ни о прочих радостях цивилизации, которыми мы пользуемся в мегаполисах.

С другой стороны, многие жители региональных городов считают, что в Москве или Санкт-Петербурге карьерные возможности поджидают на каждом шагу. На самом деле, это очень далеко от истины.

Центральные регионы переполнены людьми, которые приехали доказать себе и миру, что они могут чего-то добиться. Из-за этого произошло перенасыщение рынка труда. Талантливому человеку подчас гораздо легче найти подходящую работу в регионах, чем в Москве.

В компании Clarus, основателем которой я являюсь, работает больше 60 сотрудников. Мы разрабатываем программное обеспечение и решения для компаний, которым нужна безопасность, скорость и надежность. Это организации в сфере финтеха: банки, биржи, брокеры, платежные системы, а также в сфере хранения и обработки информации: различные кадастры, сервисные компании, обработка сейсмических данных. В последние несколько лет работаем с блокчейном.

Можно подумать, что бизнесу, задействованному в такой инновационной отрасли, не место в регионе. И тем не менее несмотря на то, что у нас есть маленький офис в Москве, сердце компании до сих пор находится и будет находиться там, где для нас все началось, — в Кирове. Кроме того, у нас есть небольшой офис разработки в Белгороде, и мы думаем об открытии офисов в Новосибирске и Казани.

Почему мы не собираемся переезжать в Москву? Почему несмотря на стереотипы считаем, что развитие бизнеса в регионах гораздо перспективнее, чем в центральных областях? Для этого есть несколько причин.

  • Во-первых, практика показала, что специалисты в регионах больше погружены в свои предметные области. Подчас кадры в регионах — это выпускники научных вузов, которые меньше думают о бизнес-стороне задач и больше — о научной. Результативность у таких людей гораздо выше, в то время как зарплатные ожидания соответствуют ценовому диапазону того региона, где они трудятся, что значительно ниже, чем в Москве. А ведь компании строятся на людях. Кадры — это самая важная часть в любой компании, следовательно, доступные и очень продуктивные специалисты — залог успешного развития бизнеса.

  • Во-вторых, времени на дорогу тратится несоизмеримо меньше, по сравнению с центральными регионами. Если специалисту не нужно проводить в дороге 3-4 часа в день (что может быть вполне реалистичным показателем для Москвы), то он приедет на работу раньше, будет отдохнувшим, и у него останется больше сил для работы. И снова продуктивность работников существенно повышается.

  • В-третьих, люди в регионах, как правило, более сплоченные и менее избалованные. Отсутствие кофемашины или игровой комнаты не помешает сотрудникам эффективно выполнять свои рабочие обязанности. В небольших городах люди более открыты и дружественны, среда не заставляет закрываться или воздвигать барьеры, проведение времени в неформальной обстановке, как например, выезд на шашлыки — сплачивает и сближает коллектив гораздо сильнее, чем в мегаполисе, где люди априори замкнуты. В конце концов бизнес — это командная игра, и любой сплоченный коллектив способен играть лучше, чем 15 разрозненных специалистов, которые не нашли общий язык. Пусть даже это специалисты самого высокого класса.

Но все же в каждой бочке меда всегда есть хоть одна ложка дегтя. Касательно развития бизнеса в регионах, такая ложка — это обучение специалистов и повышение квалификации. Мало регионов могут похвастаться наличием центров повышения квалификации международного уровня. Если требуется действительно качественное обучение и получение международных сертификатов, приходится отправлять специалистов в столицу, где они получают необходимое образование, но, к сожалению, при этом выпадают из рабочих процессов. В центральных регионах с этим легче. Например в Москве специалист утром может пройти обучение в одном районе Москвы, а вечером приехать на работу в другой.

В реальности минусов развития ИТ-бизнеса в регионах гораздо меньше, чем многие привыкли думать. Костяк моей команды образовался в Кирове, и ядро нашей компании будет оставаться именно там.

Там же располагается дата-центр, построенный для внутренних нужд компании, чтобы можно было проводить НИОКР вне зависимости от внешних факторов, кроме того, косты по тестированию в такой конфигурации существенно снижаются.

Как видите, несмотря на то, что наша компания занимается инновационной технологической деятельностью, тот факт, что она базируется в региональном городе, не только не помешал, но даже помог нам добиться успеха. И если кто-то будет вам рассказывать, что развивать бизнес в регионах невозможно, — не верьте! Для создания успешного бизнеса в регионах даже больше возможностей, чем в любом мегаполисе!


2. Сергей Седов, основатель сервиса онлайн-займов «Займер»


Сегодня руководители почти любого бизнеса, набравшего хоть сколько-нибудь значимые обороты в своем регионе, прежде всего считают нужным «покорить Москву». С одной стороны, это обоснованно: деньги, связи, большой рынок — это все там. С другой тоже, в общем-то, понятно: региональные бизнесмены отдают дань своему самолюбию и тщеславию. А я, владелец и совладелец двух российских и шести международных финансовых компаний, предпочел остаться в Кемерово. И вот почему.

Интернет не имеет границ

Если честно, я еще пять лет назад (то есть с самого основания моего главного детища — сервиса онлайн-займов «Робот Займер») не видел смысла переезжать из Кемерова в Москву. Здесь все логично: имея онлайн-бизнес, моя компания может присутствовать в каждом уголке страны и мира, хотя между ней и клиентами — многие тысячи километров.

Мы не стеснены административными границами населенных пунктов и абсолютно не чувствуем ущербности из-за того, что партнеры — банки, бюро кредитных историй, мобильные операторы, платежные системы — базируются в Москве, Астане или Маниле.

У нас есть интернет, и с его помощью мы устанавливаем контакты с любой компанией, услуги которой нужны, чтобы развивать сервис далее. Не скрою, эффект нашей «провинциальности» был: иногда нам приходилось выслушивать от партнеров несколько высокомерное «Это вам аж Москва позвонила», но это нас нисколько не смущало. Скорее, наоборот — веселило: Москва? Ну и что же?.. По сути, причем тут география, если за своими рабочими столами в офисе мы не чувствуем границ и разницы территорий? Справедливости ради стоит отметить, что подобное случалось всего пару раз.

В целом наши партнеры вполне дружелюбно и даже с интересом относились к нам, когда узнавали, что мы кемеровчане. Единственный минус в сегодняшних контактах с ними — мы живем в разном времени. Дело в том, что из-за разницы часовых поясов (кемеровский полдень — это 8 часов утра Москвы) нам постоянно приходится подстраиваться под график работы партнеров. Бывает, что важнейшие темы сотрудничества нашим специалистам приходится обсуждать и в 10-11 часов вечера, и самой поздней ночью — в ущерб сну. Но я им очень благодарен за эту жертву.

О команде

Я очень ценю свою команду региональных специалистов, которая помогла мне выстроить мой сегодняшний бизнес, и, возможно, я до сих пор не переехал в столицу именно из-за персонала. Если убрать в сторону все романтические представления между хорошим работодателем — а я очень стараюсь им быть — и его работниками, то в случае глобального переезда за мной в Москву последуют немногим более 5% команды.

Да, как бы странно это ни звучало, большинство жителей регионов не хотят жить в Москве и наотрез откажутся от подобной возможности выбраться из глубинки. Это даже к лучшему: пока что за богатой жизнью в большие города из Кемерова уехали не все профессионалы. Вероятно, поэтому у меня был шанс постепенно собрать в составе моей команды лучших программистов и разработчиков Кемеровской области. Но скольких трудов это стоит! Мы до сих пор тщательно «просеиваем» все предложения на нашем довольно бедном рынке труда; мои кадровики каждый год посещают выпускные группы специалистов в вузах с целью выбрать подающую самые яркие надежды молодежь.

На кемеровском рынке труда существует более жесткая конкуренция за кадры, чем в столице. И абсолютно точно, что в этой борьбе наши хедхантеры участвуют на достойном уровне, предлагая желанным специалистам перейти в нашу компанию на более высокую зарплату, лучшие условия работы со всевозможными бонусами и на… хоум-офис.

Может быть, это абсолютно нормально для Москвы, но для нашей глубинки это дико. Тем не менее, отмечу, что работа на хоум-офисе для региональных программистов — это очень заманчивое предложение! Я не сторонник жестких режимов и вообще каких бы то ни было рамок, поэтому соглашаюсь с одним условием — поставленные задачи должны быть выполнены в срок. А задач со временем становится все больше, и я готов принимать в состав команды новых специалистов.

Однако кемеровский рынок труда уже иссяк. Достигнув «дна» профресурсов в Кузбассе, я открыл дополнительный офис «Займера» в Новосибирске. Теперь там работает часть моей команды, обеспечивающая деятельность сервисов в Юго-Восточной Азии. Все-таки, онлайн — великая вещь: нет никакой разницы, где сидят программисты.

А вот острой проблемы удержания кадров, характерной для столичного бизнеса, у меня особо не было. В регионах найти хорошее место непросто, и потому их жители действительно держатся за работу. Более того, я заметил: приходящий ко мне толковый специалист спустя некоторое время обязательно приведет второго, не менее дельного коллегу. У региональных жителей чувство личного превосходства и конкуренции развито гораздо слабее, чем чувство командного духа. К счастью для меня и для «Займера».

О меркантильном

Я — бизнесмен и прежде всего обязан думать о деньгах. И это тоже стало еще одной причиной, почему я решил развивать свой бизнес в маленьком отдаленном регионе. Затраты на аренду (или покупку) недвижимости, обустройство офиса, рабочих мест в столице несравнимо выше. К примеру, офисный квадрат в Москве мне стоил бы от двух тысяч рублей, а в Кемерово в четыре раза дешевле — от 500.

Штат «Займера» вместе с колл-центром и службой урегулирования задолженности насчитывает сегодня не одну сотню человек. По самым скромным подсчетам, для размещения команды подобной величины мне потребуется не менее двух миллионов рублей ежемесячно только на аренду помещения.

В Кемерово я могу позволить себе приобрести «Займеру» собственное офисное здание нужной величины и заказать его дизайн с учетом любых пожеланий своих специалистов.

Еще один важный момент — разный уровень зарплат в регионах и в столице. Разницу можно почувствовать, если сравнить средний заработок аналогичных специалистов в Кемерове и Москве.

  • Программист PHP — от 45 тыс. руб., в Москве — от 100-120 тысяч

  • Специалист колл-центра — от 25 тыс. руб. , в Москве — от 50 тысяч

  • Специалист службы взыскания — от 30 тыс. руб., в Москве — от 70 тысяч.

Нет, мы не экономим на сотрудниках. Их зарплата в «Займере» выше, чем в среднем по отрасли, в которой они специализируются. Это благотворно влияет на их работоспособность и эмоциональное самочувствие, и, скажу без прикрас, — на лояльность к компании в целом и готовность решать острые вопросы в периоды кризиса — тоже. К примеру, редко, но бывали случаи, когда специалисты добровольно оставались в офисе ночевать, чтобы к утру ликвидировать технический сбой. Или в выходной день им бывает достаточно получаса, чтобы собраться в офисе для решения экстренных вопросов, несмотря на то, что все они живут в разных концах города.

Кстати, вот и еще одно преимущество региона перед Москвой: маленькие городские расстояния. Здесь нет известных московских пробок, съедающих и личное, и рабочее время специалистов. А заодно — снижающих их качество жизни, возможность досуга, устроения личных отношений, а значит, и уничтожающих их работоспособность.

А в будущем?

Думаю ли я о возможном переезде в Москву в будущем? Сегодня, когда у меня есть эффективная команда, поддерживающая безупречный процесс работы с клиентами и позволяющая мне осваивать новые международные рынки, об этом речи не идет. На мой взгляд, это нецелесообразно. Будет глупо потерять более 90% человеческого капитала компании только из-за тщеславного желания «покорить» Москву. Региональные ресурсы нам позволяют развивать проект дома, а это лично для меня вдвойне ценно, поскольку здесь — мои семья и друзья.

Единственная причина, которая иногда меня заставляет задуматься об открытии небольшого офиса в Москве, — это привлечение внимания частных инвесторов к компании.

К сожалению, уровень доверия онлайну в России еще не вырос до той степени, когда человек может доверить свои средства компании, не встречаясь лично с представителем ее руководства. Инвестору нужен зрительный, а может быть, и тактильный, контакт и «настоящий» бумажный документ, подтверждающий ответственность компании за его размещенные средства. Возможно, поэтому со временем в столице появится представительство «Займера» — но филиал, не более того. Интеллект «Займера» останется в регионе.


3. Евгений Никонов, руководитель креативного агентства BezNebes


Креативное агентство BezNebes изначально стартовало как региональная компания. Мы решили работать в своем регионе, Уфе, поскольку, во-первых, переезжать не было смысла, да и не очень хотелось. Во-вторых, в регионах во многих случаях начинать проще, чем в мегаполисе.

На старте перед предпринимателем стоит несколько важных вопросов финансового характера, которые требуют немалых вложений. Это аренда офиса, наем сотрудников (если, конечно, не планируется работать в одиночку). В регионе стоимость аренды коммерческой недвижимости в несколько раз, а то и на порядок ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Способных специалистов в регионе немало — далеко не все хотят и/или могут переехать в столицу.

В развитии нам неожиданно помогли кризисы. Их было два. После первого мы задумались, после второго решили, что надо выйти за рамки региона (это одни из трех кризисов, которые угрожали нашему безоблачному существованию). Помогли потому, что заказчики, в том числе и крупные (Nestle, Sony, Kinomax) стали искать возможность выйти на непосредственного исполнителя.

В результате региональные агентства, которые хорошо себя зарекомендовали, получили даже больше заказов, чем до кризиса. А вот столичным компаниям, которые привыкли работать по схеме, указанной выше, пришлось туго.

Первый наш офис работал в Уфе. С течением времени мы открыли представительства в Москве и Тюмени. Главный офис, где выполняются заказы клиентов, — уфимский. Два других офиса занимаются исключительно продажами, нашей компании проще общаться с клиентами непосредственно на месте. Раньше у нас было много клиентов из Москвы и Тюмени, многие просили личной встречи и приходилось часто летать из города в город, что не всегда удобно. Для более эффективной работы с клиентами было принято новое решение, помимо основного офиса, открыть еще два — в Москве и Тюмени.  

Отмечу, что понимание того, как должен вестись бизнес, отличается от региона к региону. В некоторых случаях личный контакт с потенциальным клиентом или заказчиком помогает наладить деловые отношения. В столице это проявляется не так сильно.

Что касается минусов работы в регионе, то я могу назвать следующие:

  • минимальный нетворкинг. В Москве или Питере очень высокая концентрация предпринимателей на квадратный километр. Нетворкинг неплохо развит. В регионах дело обстоит хуже;

  • к столичным агентствам, несмотря на кризис, по-прежнему обращаются заказчики, которые считают, что в Москве выполнят заказ идеально, лучше, чем «регионалы». На самом деле, это далеко не всегда так, но все же региональные компании считаются чем-то вторичным;

  • в регионе сложнее искать инвестиции, если они нужны;

  • в столице можно заработать быстрее и больше, чем в регионах — но это в том случае, если компания уже у всех на слуху.

В целом работать и зарабатывать можно как в столице, так и в регионе. Место играет важную роль, но не основную. Главное — идея, умение ее реализовать и желание работать качественно. Если все так, а предприниматель обладает необходимыми для самостоятельной работы чертами характера (уверенность в себе, коммуникабельность, умение подать идею), то бизнес будет процветать.


Материалы по теме:

Куда идти стартапам в регионах

Как бизнесу выйти в регионы и при этом не потерять в качестве: пять советов

Можно ли сделать спортивную школу в регионе прибыльным бизнесом?

Большой стартап-гид по инкубаторам России

Как достучаться до клиентов в регионах

Фото на обложке:. Unsplash


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase