Организовывая бизнес с партнерами или инвесторами, убедитесь, что с юридической точки зрения вы в абсолютной безопасности — история знает немало случаев, когда фаундеры теряли компании исключительно по причине пренебрежительного отношения к правовым нюансам.
Светлана Поляк, основатель Polyak&Co, рассказывает о том, как основателям стартапа выстроить бизнес-процессы, чтобы не потерять все в случае конфликта с партнерами или инвесторами.
В бизнес-реалиях понятие «захват» обычно ассоциируется с рейдерством — получением власти над компанией нелегальным способом. Однако этот процесс не всегда связан с криминалом. Существуют вполне законные ситуации, которые могут привести к потере финансовых средств или управления компанией. Например, конфликты между фаундерами и инвесторами в любой вариации.
Типичный пример — Salorix. Платформа для брендов Amplfy потерпела крах из-за того что фаундер и инвестор не смогли договориться по поводу продажи проекта Google. В итоге компания лишилась финансирования и прекратила свое существование.
Но не стоит бояться любых конфликтов. Разногласия между участниками проекта — вполне естественный процесс, особенно в стартаперской среде. А чтобы он не привел к таким фатальным для компании последствиям, как убытки или банкротство, нужно соблюдать несколько простых, но удивительно эффективных правил.
Не затягивайте с оформлением документов
На начальном этапе существования компании «бумажные вопросы», как правило, откладываются. Этому есть много причин — от банальной нехватки времени до желания сэкономить на налогах. Это касается как регистрации интеллектуальной собственности, так и рядовых договоров найма с сотрудниками.
Однако в случае внутреннего конфликта такая нерасторопность может дорого обойтись компании — вплоть до потери прав, допустим, на использование названия или технологии.
Чтобы избежать негативных последствий, организуйте своей компании юридическую поддержку: наймите юриста в штат или привлеките консультантов. На старте обычно достаточно консультантов.
Кроме того, советуем подготовить шаблоны наиболее часто используемых документов, которые учтут особенности вашего проекта и бизнес-процессов: договоров с командой, контрактов для b2b-партнеров, соглашений о конфиденциальности. Эти «заготовки» обязательно пригодятся, к тому же они позволят избежать неточностей в формулировках и сэкономить время на составлении документов.
Письменно фиксируйте обязательства
Когда проект находится только на стадии идеи, стоит обговорить роли каждого из участников: кто будет заниматься продажами, кто — финансами и администрированием, а кто — разработкой и развитием продукта.
Все эти договоренности обязательно надо зафиксировать письменно, например, в корпоративном договоре. Это достаточно простой, но очень важный документ, который, в случае конфликта между основателями, сбережет нервы, время и деньги. В корпоративном договоре стоит описать:
- зоны ответственности каждого основателя,
- порядок принятия решений, в том числе согласования сделок,
- способы урегулирования дедлоков (например, конфликтов между основателями или между инвесторами и основателями),
- распоряжение долями в проекте,
- возможность выхода из проекта и порядок выхода,
- штрафные санкции.
Не стоит забывать о том, что нужно обезопасить компанию от кражи интеллектуальной собственности и раскрытия конфиденциальной информации. Если один из партнеров решит выйти из проекта, он может использовать известные ему данные в личных целях.
В этом помогут:
- Соглашение о неразглашении — документ, который создает конфиденциальные отношения между сторонами и призывает их не раскрывать закрытую договором информацию. Рекомендуем заключать такие соглашения с каждым, кто имеет непосредственный доступ к продукту или важным сведениям о деятельности компании.
- Договоры с командой (включая основателей), которые предусматривают передачу прав интеллектуальной собственности на результаты работы. Не начинайте работать с новым сотрудником, не подписав договора: на эти грабли наступило немало компаний.
А если вы считаете, что истории про флешки с секретной информацией бывают только в кино, то не обольщайтесь — «Яндекс» в 2015 году подал в суд на бывшего сотрудника, который украл у компании исходный код и алгоритмы поиска.
Зафиксируйте финансовые обязательства с инвестором
Финансовая отчетность — залог прозрачности распределения средств. Этому принципу должны следовать и фаундеры, и инвесторы. Лучше всего обговорить прозрачную финансовую политику «на берегу» и завести полезную привычку аккуратного обращения с инвесторскими деньгами. В этом помогут пять правил.
- Договоритесь, какие сделки нужно согласовывать с инвестором, и в каком порядке. Инвестор не должен вмешиваться в операционное управление компанией, но должен быть защищен от вывода активов и растрат.
- Обсуждайте с инвестором бюджеты и их изменения.
- Сведите наличные расчеты к минимуму.
- Храните подтверждающие документы (в бумажном или электронном виде).
- Регулярно отчитывайтесь перед акционерами по исполнению бюджета.
Эти правила уберегут вас от подозрений в растрате, которые часто приводят к конфликтам вплоть до попыток сменить топ-менеджмент. Даже если удастся решить межличностные вопросы, нерациональное использование средств может негативно сказаться на бизнесе.
Хороший пример — обанкротившийся стартап Skully, основатели которого растратили средства инвесторов и участников краудфандинговой кампании на дорогие автомобили, апартаменты и питание в ресторанах.
Кроме того, практика смешивания личных средств с деньгами компании чревата запутанными финансовыми схемами, сложностями в возмещении расходов и взаимными претензиями. Нашумевший скандал текущего года — WeWork — яркий тому пример. На одном из этапов выхода на IPO обнаружилось множество нелогичных и странных транзакций.
Так, фаундер, держатель ключевого пакета акций и CEO Адам Ньюманн и его жена не получали зарплату, но часто брали в долг из резервов компании. Кроме того, помещения для коворкингов находились у Ньюманна в собственности и сдавались компании в аренду.
Самый интересный факт этого кейса — отсутствие права у совета директоров назначать руководителя (оно сохранено за супругой текущего СЕО и некоторыми другими членами его семьи). В результате, выход на IPO провалился на этапе заполнения формы S-1, а бизнес практически был признан банкротом.
Определите порядок принятия решений с инвесторами
Несмотря на то что многие стартапы не отдают документы на перепроверку своему юристу, это стоит делать, чтобы не потерять компанию и быть точно уверенным, допустим, в том, что инвестор не может назначить CEO самостоятельно. Кроме того инвесторы (как и основатели) должны четко понимать, где заканчивается их зона влияния.
Чтобы защититься от возможных рисков, эти вопросы должны быть урегулированы документально — например, в том же корпоративном договоре. Соглашение с инвесторами в части управления проектом должно определять:
- по каким вопросам инвестор может голосовать, и какие решения инвестор может заблокировать (вето инвестора);
- право (или его отсутствие) инвестора назначать и снимать с должности топ-менеджмент;
- как назначается и снимается с должности CEO и как ограничены его полномочия;
- будет ли в компании совет директоров или достаточно собрания акционеров.
Мотивируйте команду бонусами и опционами
Если между одним из фаундеров и остальными участниками компании произошел конфликт, то у вашей команды должен быть стимул не уйти за фаундером в конкурирующий бизнес.
Личностное развитие и перспективы профессионального роста очень важны для подчиненных. Но самую большую заинтересованность вызывают финансовые бонусы:
- проценты с прибыли;
- опционы на долю в проекте.
Что касается процентов, то это очень хороший мотивационный инструмент — сотрудники видят результат своей работы сразу и стараются его улучшить.
С опционами сложнее. На Западе, например, многие крупные компании распределяют небольшое количество акций между топовыми сотрудниками в качестве поощрения. Уверенные в своей высокой ценности для проекта, кадры не согласятся уйти к конкурентам.
Однако не стоит раздавать опционы «налево и направо» — это может привести к неожиданным последствиям. Так, основатель MJ.ru решил мотивировать многих сотрудников опционами, но не учел, что этот вид бонусов можно предлагать только людям, действительно заинтересованным в успехе проекта.
В итоге многие из опционеров просто решили, что уже можно не волноваться о собственном благополучии и «сбавили обороты». Кроме того, участники компании зачастую имеют право голоса на общем собрании и вправе запросить документы компании.
Мы бы рекомендовали использовать так называемые фантомные акции: договор, по которому сотрудник получает те же экономические права, что и участники компании (на дивиденды и долю в доходах от продажи компании), но формально не становится участником (акционером) компании. Процедура выпуска фантомных акций значительно проще, а компания не получает миноритариев с правом голоса и информационными правами.
Эти пять советов универсальны и применимы в большинстве случаев, если речь идет о венчурной компании. Они охватывают вопросы распределения обязанностей, сфер ответственности, оформления договоренностей. Соблюдайте их, и вы сможете юридически защитить себя от потерь в случае конфликтов.
Как получить максимум
- Не тяните с оформлением документов.
- Прописывайте обязательства основателей в корпоративном договоре.
- Заключите со всеми участниками проекта соглашение о неразглашении и договор о передаче исключительных прав.
- Придерживайтесь прозрачной финансовой политики.
- Прописывайте в договоре договоренности с инвесторами.
- Не забывайте про мотивацию команды, но будьте осторожны с опционами.
Фото в тексте и на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025