Колонки

Как решать конфликты в команде и создать атмосферу доверия в офисе

Колонки
Павел Кирик
Павел Кирик

«Народный адвокат» направления «Технологии» Accenture в России и Казахстане

Полина Константинова

Слышали ли вы о «народных адвокатах» в компаниях? Если затрудняетесь с ответом на вопрос, то самое время узнать о них. Павел Кирик, «народный адвокат» направления «Технологии» компании Accenture в России и Казахстане, объяснил, в чем суть его работы и зачем это нужно компании.

Как решать конфликты в команде и создать атмосферу доверия в офисе

Крупные компании инвестируют серьезные деньги в комфорт своих сотрудников: создают в офисах креативные пространства, витамин-бары, фитнес-центры и придумывают прочие способы улучшить их жизнь и эмоциональное состояние. В технологичных компаниях это особенно важно: интеллектуально емкая работа, возможно, как никакая другая, способствует эмоциональному выгоранию. По статистике, собранной «Моим кругом», каждый второй айтишник подвержен этому синдрому, а трое из четырех «выгоревших» меняют место работы.

Но комфортный офис в работе далеко не самое важное. На эмоциональное состояние сотрудников оказывают серьезное влияние корректность поставленных задач, отлаженность процессов и отношения в коллективе.

Логично, что множество мелких «я не знаю, как», «непонятно, что делать» и «кто же тут прав» создают сильное эмоциональное давление, провоцируют конфликты и негативно влияют на внутреннее состояние сотрудников.  

В крупной компании со множеством трудоемких процессов разрешить подобные ситуации подчас очень непросто. Именно поэтому компаниям такого уровня и нужны people advocates или «народные адвокаты». Они подключаются, «когда со всеми службами пообщался, а вопрос все равно не решен» или «когда не знаешь, к кому с таким вопросом обращаться». 


Кто такой «народный адвокат»? 

People advocate — это не должность, а скорее социальная функция. Ее приходится сочетать с основной работой: в частности, я в компании занимаю позицию associate director направления «Системная интеграция и технологический консалтинг», и руковожу проектами, связанными с внедрением различных систем, развитием бизнеса, стратегическим планированием и взаимоотношениями с клиентами. 

«Народный адвокат» есть в каждом департаменте Accenture, обычно на этом «посту» стоят те, кто давно работают в компании, знают о ней все и пользуются авторитетом у коллег.



Необходимость в подобном появилась из потребностей бизнеса практически сразу после открытия офиса. У «народных адвокатов» Accenture есть своеобразный аналог — корпоративные медиаторы. Однако обычно медиаторами в корпорациях называют тех, кто включается в конфликты, а функции народного адвоката шире и не ограничиваются сложными ситуациями. 

Что делает «народный адвокат»? 

У people advocate четыре основных функции. 

1. Бывает, сотруднику сложно или неудобно подойти с вопросом к своему непосредственному руководителю. В Accenture работает большой коллектив: все коллеги яркие, амбициозные, постоянно общаются как с клиентами, так и между собой. На этом фоне могут возникать вопросы, с которыми не удается справиться самостоятельно либо с помощью непосредственных руководителей или служб. В такой ситуации сотрудники могут направиться к народному адвокату — это позволит либо разрешить запутанный вопрос, либо получить независимое мнение своего рода опытного «арбитра».

2. «Народный адвокат» — единая точка входа для сотрудников в случае объективно сложного или требующего вовлечения высшего руководства вопроса. В структуре Accenture есть так называемый advisory board — прямой канал общения младших сотрудников офиса с управляющим директором по России. Это же и способ для руководства компании иметь прямую связь с младшими сотрудниками.



В рамках Advisory Board мы проводим сессии по генерации всевозможных идей по улучшению работы офиса, где любой младший сотрудник может сформулировать свои мысли и предложения. Эти идеи обобщаются и структурируются наиболее инициативными сотрудниками младшего звена (мы называем их тандем-партнерами). 

Затем мы организуем встречу между тандем-партнерами и генеральным директором российской практики, на которой коллеги имеют возможность напрямую рассказать об идеях, услышать реакцию топ-менеджмента, провести дискуссию, определить приоритеты.

Идеи и предложения, которые в ходе дискуссии признаются необходимыми и приоритетными, поступают в разработку службам офиса при участии самих тандем-партнеров. 

На недавно прошедшем advisory board, например, было решено устраивать «фруктовые дни» в офисе, улучшать процессы планирования и согласования обучения, активнее работать над экологичностью, в частности, отказаться от использования пластика в офисе, проводить тематические семинары по экологии, работать над адаптацией сотрудников после выхода из отпуска по уходу за ребенком. Как можно заметить, диапазон вопросов весьма широк.   

3. «Народные адвокаты» находятся в активном контакте с коллегами по офису, это позволяет им быть своего рода «термометрами», измеряющими общий климат в компании, адекватно оценивающими настроения сотрудников, их реакции на нововведения в российском офисе.



4. Для HR people advocate — еще один человек, участвующий в мониторинге основных показателей статистики персонала в компании. Наша работа в принципе связана с ежедневным общением, командными задачами, совместным решением сложных и важных вопросов. И для этого весь  коллектив компании должен быть отлично подготовлен и правильно мотивирован. 

Необходимо исключить все факторы, мешающие взаимодействию сотрудников внутри и между проектами. «Народные адвокаты» оказывают поддержку HR-специалистам в решении всех этих задач.

Какие вопросы решает народный адвокат?

Часто «народный адвокат» становится посредником при решении конфликта. Один из самых сложных случаев в моей практике произошел между двумя сотрудниками одного уровня, работающими на одном проекте. То есть законы субординации не работали. Каждый был убежден в своей правоте, яростно спорил и был готов доказывать свою точку зрения вплоть до увольнения. А «Аксенчер» дорожит своими сотрудниками. 

Необходимо было найти нужную интонацию, чтобы получился по-настоящему доверительный и честный диалог. Общение было сложным, пришлось вникать во все тонкости профессиональных и личных взаимоотношений на проекте, что едва ли не   сложнее, чем понять нюансы технических деталей. В результате нашлись точки соприкосновения, получилось сгладить острые углы – оба сотрудника работают в компании до сих пор.

Разумеется, каждый конфликт — сугубо конфиденциальная ситуация, которая не должна попасть не только в СМИ, но и вообще за границы круга ее участников. В противном случае «народный адвокат» рискует потерять доверие своих коллег, самый ценный и необходимый в его работе ресурс. 

Однако «народный адвокат» — это не только помощник в решении уже возникших проблем сотрудников компании. Его роль важна в создании благоприятной атмосферы в коллективе, позволяющей этих конфликтов и напряженных ситуаций избегать. Здесь важную роль играет совместный досуг коллег, проверенное средство для создания хороших взаимосвязей в коллективе.



Например, в офисе Accenture есть пространство Future Camp — своеобразная творческая среда, где мы делимся друг с другом и с партнерами идеями новых продуктов и технологий. Совместно с коллегами придумали регулярно проводить на этой площадке игры Accenture Quiz. 

К делу подошли серьезно: проработали все до мелочей, выбрали поставщиков и каналы коммуникации с сотрудниками. Результат превзошел наши ожидания: через 10 минут после рассылки информационного письма у нас уже было 60 участников, а в общей сложности мы собрали более 150 желающих. Приятный нюанс: квиз проводился в пятницу вечером, казалось бы, люди должны были спешить из офиса, но очень многие предпочли досуг в обществе коллег!

***

«Народный адвокат» может потребоваться в компании любой величины, отрасли и   доли рынка. Такой специалист нужен везде, где есть тесное и постоянное взаимодействие между сотрудниками и где руководство компании считает важным это взаимодействие сделать максимально эффективным. 

Забота о внутреннем микроклимате и отношениях между работниками помогает компаниям развиваться успешнее и с уверенностью смотреть в будущее. 

Фото в материале и на обложке: архив компании

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как создать офис мечты — шесть простых советов
  2. 2 Не развивая HR-бренд, вы теряете сотрудников. Как управлять своей репутацией в соцсетях
  3. 3 Деньги, идея, команда или процессы — что важнее, когда начинаешь бизнес?
  4. 4 Как бизнесу заработать на обучении сотрудников
  5. 5 Успех вашего бизнеса зависит от команды. Как обучать сотрудников без лишних затрат?
  6. 6 Как создать команду, которая будет слаженно действовать в критической ситуации? Посмотрите на работу спецназа

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

03 декабря 2020

03 декабря 2020

04 декабря 2020