Классическая франшиза VS вендинг – в чем разница?

Сергей Дегтярев

Автор образовательного курса «Реальный франчайзинг», партнер франчайзинговой компании «Море желаний»

Расскажите друзьям
Сергей Дегтярев
Сергей Дегтярев

Сергей Дегтярев, партнер франчайзинговой компании «Море желаний», рассказывает, кому будет выгоден вендинг и много ли времени уходит на поддержание такого бизнеса.

Предприниматели нередко задумываются о масштабировании бизнеса. Для одних это выражается в увеличении числа сотрудников, для других – в широте отрасли. На самом деле масштабирование заключается в росте двух показателей – оборота и прибыли. Без этого оно не имеет смысла.

Одна из моделей масштабирования – франчайзинг. Причем схема работы может кардинально меняться в зависимости от ниши. Я развивал франчайзинг в сфере частных детских садов (сеть Sun School), консультировал многие другие франчайзинговые компании. Сейчас являюсь партнером франчайзинговой сети аквариумов-автоматов «Море желаний» – это наш совместный проект с WWF России (Всемирный фонд дикой природы). И вот что я могу сказать. Детские сады – это классическая франшиза. А вот в случае с «Море Желаний» нам  удалось создать действительно интересный продукт. Если в обычном понимании франшиза – это работа с постоянной вовлеченностью, то в «Море желаний» мы стараемся создать готовые бизнесы «под ключ» с пассивным доходом. Это отличительная особенность франчайзинга в вендинговом бизнесе, то есть в том, где продажа товаров и услуг осуществляется через торговые автоматы.


Отличия

В классической франшизе необходимо открыть точку, набрать и обучить персонал, заниматься привлечением клиентов, поддерживать стандарты обслуживания клиентов. Зачастую важно пройти обучение и самому собственнику бизнеса. Ведь во франчайзинг идут в основном люди с минимальным опытом в бизнесе или вовсе без него.

В вендинговом франчайзинге все гораздо проще. Поэтому спрос на такие франшизы очень высок. От франчайзи требуется только найти подходящую точку, купить франшизу и установить автомат. Конечно, аппарат также необходимо обслуживать, но по трудозатратам это несравнимо проще, чем обычная торговая точка. В нашем проекте, например, мы берем на себя и поиск места для установки, и саму установку, а иногда и обслуживание.


Сходство

В классическом бизнесе и в вендинговом есть очень важная общая черта. И то, и другое – бизнес, и конечный результат всегда зависит от собственника. В вендинговом бизнесе ключевой фактор успеха – правильное расположение. И именно собственнику в первую очередь необходимо решить этот непростой вопрос. Непростой – потому что на рынке вендинга уже достаточно большая конкуренция. А это значит, что подавляющее большинство действительно хороших мест давно заняты аналогичными автоматами.

Уровень прибыли (особенно в вендинговом бизнесе) напрямую зависит от цены на аренду места для установки аппарата. Чем меньше платишь арендодателю, тем больше твоя прибыль. И обеспечить минимально возможную цену должен продавец франшизы. Если вы приняли решение масштабировать вендинговый бизнес по франшизе, нужно честно ответить себе на вопрос – умеете ли вы вести переговоры и договариваться о хорошей цене, есть ли у вас сотрудники, которые смогут это сделать.

Мы настоятельно просим наших франчайзи не обращаться самостоятельно в торговые центры. У нас есть определенная схема работы с арендодателями. Во-первых, франчайзи вряд ли удастся получить низкую цену. Во-вторых, обратившись в отдел аренды самостоятельно, он усложнит нашу работу. Если по одной и той же услуге в торговый центр обращается несколько людей, арендодатель думает: «Не один возьмёт, так другой». В такой ситуации «торговаться» очень сложно.

Если говорить о разграничении ответственности франчайзи и управляющей компании в нашем проекте – оно выглядит следующим образом.

Задачи франчайзи «Море Желаний»:

  1. Заключить договор с франчайзером.
  2. Выбрать торговый центр для установки из числа предложенных.
  3. Проконтролировать установку и запуск автомата-аквариума.
  4. Следить за работой обслуживающего аппарат аквариумиста.
  5. Раз в месяц забирать выручку и своевременно осуществлять необходимые платежи.

Наши задачи как франчайзера:

  1. Произвести аквариум-автомат.
  2. Найти место и договориться о минимальной цене на аренду.
  3. Установить и запустить аппарат.
  4. Найти аквариумиста, который будет обслуживать аквариум.
  5. Поставлять франчайзи сувенирные магниты от WWF России.


Потенциальный покупатель франшизы

Критерии для выбора партнеров в вендинговых франшизах – это еще одно преимущество вендингового франчайзинга. Поскольку здесь, как я уже говорил, финансовый результат не зависит от предпринимательских качеств и опыта, критериев гораздо меньше. А значит, больше целевая аудитория. Кстати, в классических и вендинговых франшизах она заметно отличается. Обычные франшизы покупают как основной вид деятельности. Покупатели (в большинстве своем) понимают, что будет сложно заниматься франшизой, например, параллельно с работой. Люди хотят по разным причинам уйти с наемной работы или заняться новым бизнесом.

А вот вендинговые франшизы обычно покупают люди, у которых есть основной вид деятельности и он их в целом устраивает. Они рассматривают вендинг как дополнительный источник дохода. И как проект, который не будет отнимать много времени.

Важно перед продажей франшизы понять, кому вы ее продаете. Если человек просто хочет вложить деньги и получать прибыль – отлично. Если он хочет активно работать, то ему нужна совсем другая франшиза. Такой человек, купив вендинговую франшизу, будет мучаться от того, что у него много свободного времени, начнет выдумывать нелепые акции, тратить свое время и деньги впустую.

Задача продавца франшизы в вендинговом бизнесе – разгрузить франчайзи и обеспечить ему максимальную прибыль.


Причины успеха вендингового франчайзинга

  • Франчайзинг в вендинге интереснее, чем в классическом бизнесе по той же причине, почему привлекателен сам вендинг;
  • Здесь гораздо меньше трудозатрат на каждую точку. А значит, меньше расходы франчайзера;
  • В вендинге гораздо сложнее получить убыточную франчайзинговую точку. Поскольку финансовый результат практически не зависит от самого франчайзи, у франчайзера меньше головной боли и расходов на помощь проблемным франчайзи;
  • Ну и, наконец, на запуск вендинговой точки требуется значительно меньше инвестиций, чем на запуск обычного бизнеса. Поэтому количество потенциальных покупателей вендинговых франшиз гораздо больше;
  • Франшиза в вендинговом бизнесе упаковывается гораздо проще, чем в классическом. Здесь на порядок меньше бизнес-процессов. Поэтому описание этих процессов занимает заметно меньше времени. В основном необходимо решить вопрос с собственным производством – поскольку после правильного запуска франчайзинга бизнес начинает быстро расти и необходимо справляться с возникающими объемами.

На упаковку франшизы «Море желаний» нам потребовалось около двух месяцев. Кроме того, к моменту начала продаж франшизы у нас уже было 2 франчайзи в Москве, у каждого из которых было по 2 аквариума. Мы продали эти 4 аквариума еще в самом начале своей деятельности, когда еще не было четкой стратегии по развитию сети. Но именно благодаря существованию этих двух партнеров у нас уже были отлажены процессы взаимодействия с франчайзи и уже были успешные кейсы нашей франшизы.

Конечно, есть и ограничения для запуска вендингового франчайзинга. Например, проект должен обладать уникальностью. Например, у «Море желаний» сейчас вообще нет конкурентов. Автомат-аквариум – это наша собственная разработка, не имеющая аналогов, и он хорошо защищен с юридической точки зрения. Уникальность проекта означает, что для него гораздо проще находить места, поэтому франчайзи могут зарабатывать хорошие деньги.

Успех конкретной точки продаж в вендинге зависит от нескольких факторов:

  • Низкая цена аренды;
  • Чистый внешний вид автомата;
  • Отсутствие грязи и мусора около него;
  • Понятная инструкция по пользованию, размещенная на автомате. Она должна быть крупной, чтобы ее могли прочитать даже те, у кого плохое зрение. Инструкция должна быть написана очень просто: ее должен  с первого раза понять и ребенок, и его бабушка;
  • Уникальность предоставляемого товара. Чем меньше у вас конкурентов, тем больше шансов на успех.

 


Материалы по теме:

Покупайте франшизу вместо того, чтобы получать MBA

Готов ли ваш бизнес к созданию франшизы?

«Это даже не кризис 98-го, это гораздо хуже. В РФ такого кризиса еще не было»

Чек-лист: что проверить перед покупкой франшизы

Лайфхак: как продать франшизу, не открыв ни одного магазина

Видео по теме:



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
AVRA DAYS Skolkovo
24 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase