Колонки

Как устроен бизнес по выращиванию клубники на вертикальных фермах

Колонки
Илья Цигвинцев
Илья Цигвинцев

Генеральный директор «Агротехфарм»

Ирина Печёрская

Дисклеймер

Эта статья написана лично генеральным директором «Агротехфарм» Ильей Цигвинцевым. Редакция не может проверить указанные в ней данные на достоверность.

Отметим, что Александр Лысковский, основатель iFarm, а также Владислав Терехов, генеральный директор Grolli, в комментариях к публикации в Facebook выказали желание посетить фермы, однако Илья Цигвинцев им не ответил. Позднее он уточнил, что в компании действуют соглашения о неразглашении в связи с наличием конфиденциальных данных по части разработок.

Игроки рынка при этом сомневаются в реальности указанных Цигвинцевым цифр, однако проверить их не представляется возможным.

«Агротехфарм» занимается выращиванием клубники на вертикальных фермах методом аэропоники. Компания появилась в 2019 году, сейчас у нее три фермы на Урале. В год со всех точек удается собирать до 45 тонн клубники. В планах — заняться выращиванием и других растительных культур. Подробнее о том, как устроены вертикальные фермы, рассказал генеральный директор компании Илья Цигвинцев.

Как устроен бизнес по выращиванию клубники на вертикальных фермах

 

Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!

Как появился проект

Идею проекта я подсмотрел у своего знакомого, который экспериментировал с автоматизированным поливом растений, а также пробовал выращивать овощи в домашних условиях. Я увидел, что такой способ действительно работает и решил инвестировать в разработки выращивания растений без субстрата — это почва, торф, кокос или минеральная вата — то, в чем выращивается растение. 

Также к созданию проекта меня подтолкнуло отсутствие на российском рынке качественной и экологически чистой еды. Я себе никогда не отказывал в экзотических фруктах, ягодах и привозных овощах. Однако, спустя какое-то время обнаружил у себя проблемы с пищеварением, притом что вел здоровый образ жизни, занимался спортом и правильно питался. 

После обследований у врачей выяснилось, что это негативные последствия употребления продуктов, содержащих большое количество нитратов и пестицидов, переживших длительное хранение на складах и утомительные перевозки.

В течение нескольких лет идея развивалась. Мы проводили эксперименты с технологическим процессом и различными методами выращивания. К примеру, пробовали выращивать клубнику методом проточной гидропоники, пробовали разные сорта и в результате получили сладкую ягоду с ярко выраженным вкусом.

Первую ферму открыли в 2019 году в Екатеринбурге, после появились фермы в Тюмени и Челябинске. Строили их в партнерстве и заработанные на продаже комплектующих для вертикальных ферм (стеллажи, лотки, насосы для подведения воды, растворные узлы, система осмоса, шкафы управления освещением и автоматикой, вспомогательное оборудование) деньги инвестировали в разработку новых технологий.

Многие спрашивают, почему выращиваем именно клубнику. Объясняю: зелень можно вырастить даже на подоконнике, и никакие технологии для этого не нужны, а клубника — одна из самых сложных культур для выращивания. К сожалению, в России более-менее хорошая клубника доступна только пару месяцев в году. В остальное время она привозится из-за границы: из Египта, Турции, Марокко. 

Импортная клубника не обладает должными вкусовыми качествами и похожа, скорее, на безвкусное хрустящее яблоко. В России все, кто выращивают клубнику, вынуждены использовать сорта (например, «мурано» и «альбион»), приоритет которых — долгое хранение, а это уменьшает качество и вкус. 

Мы хотели сделать так, чтобы свежая и сладкая клубника была доступна покупателям круглый год. 

 

 

Как устроены вертикальные фермы

Инновационность нашего проекта заключается в выращивании клубники без земли и субстрата методом аэропоники — это распыление на корневую систему воды с питательными веществами в виде мелкой дисперсии (тумана). Метод аэропоники позволяет контролировать содержание и количество питательных элементов в процессе выращивания — именно этим данная технология и отличается от классической. 

Также нам удалось создать природные условия в закрытом помещении: влажность, температура, содержание углекислого газа, искусственный свет, который имитирует солнечный и позволяет клубнике расти круглый год и не зависеть от погоды. 

Здание фермы достаточно масштабно — 1000 кв.м. Внутри — зона выращивания (700-800 кв.м.), центр управления, где происходит мониторинг за всеми показателями работы фермы и управление автоматикой, упаковочный центр, помещение с оборудованием для подготовки и подачи раствора.

Одну ферму обслуживают в среднем 10 человек: пять-шесть агрономов, трое — клининговый персонал и инженер-энергетик.

Мы первые в мире (вывод сделан на основе самостоятельного изучения рынка, мониторинга технологических разработок в данной сфере) запустили промышленную ферму по выращиванию клубники по данной технологии. Наша разработка позволяет получать стабильный и высокий урожай десертных сортов клубники круглый год. Например, с фермы в 1000 кв.м. получаем урожай 300 кг в день.

Кроме клубники есть много других культур, которые уже умеем выращивать: салаты, шпинат, руккола, томаты, огурцы, перцы, цветы, в разработке — ежевика, голубика, малина. В перспективе планируем выращивать их на продажу.

 

Как продвигаем продукцию

Готовую продукцию реализовываем под собственным брендом «Внеземное». Килограмм нашей клубники стоит 1500 рублей. Продажи осуществляем через аккаунт в Instagram @vnezemnoe.ru и службы сервисов доставки. 

В Тюмени, например, выставлялись на высоко проходимом и популярном месте в городе — рынке «Михайловский». В Екатеринбурге основным каналом продвижения на текущий момент является Instagram.

Нашей целевой аудиторией являются частные потребители, а также бизнесы: кондитерские, рестораны и кафе.

При развитии проекта мы не вкладывались в маркетинг — все имевшиеся средства и инвестиции направляли на разработку качественного продукта. Привлекали клиентов в основном за счет сарафанного радио

Мы сделали ставку на Instagram и отправили нескольким крупным блогерам нашу клубнику в подарок. Они рассказали о нас, после чего пошли новые заказы. В данный момент продолжаем осваивать инструменты Instagram, также рассматриваем возможности Telegram. 

 

Про команду

Поначалу мы работали вдвоем с моим бизнес-партнером и первые фермы собирали своими руками, чтобы отладить весь процесс. Когда технология была отработана, возникла потребность в привлечении дополнительных специалистов, в особенности агрономов. 

Тогда мы столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров. Оказалось, что в профильных вузах в принципе не рассказывают о возможностях выращивания сельскохозяйственных культур методом аэропоники. 

Для нас основным критерием отбора агрономов является опыт работы в тепличных хозяйствах и понимание принципиальных различий выращивания в открытом грунте и на многоярусных фермах. Так что своих специалистов собирали буквально по друзьям. 

Можно сказать, что мы выращиваем своих специалистов, как клубнику: команда растет, набирается опыта. Сейчас у нас работают порядка 10 человек плюс сторонние специалисты, привлекаемые под отдельные задачи. 

Основными ценностями при подборе сотрудников для нас являются сообразительность, порядочность, здоровая одержимость проектом и готовность решать нестандартные задачи нестандартными способами.

 

Какие планы по дальнейшему развитию

В 2021 году «Агротехфарм» стала резидентом Сколково и получила определенные налоговые льготы. Сейчас запускается процесс привлечения инвестиций для развития 50 ферм по всей стране. Основной критерий выбора городов — население свыше 500 тыс. человек: Москва, Питер, Сургут, Нижний Новгород и т.д.

Инвестиции привлекаем через продажу акций в АО «Внеземное» только на данном этапе развития, так как позже планируем развиваться за счет собственных средств, генерируемых с ферм. 

 

В наших планах — выход на мировой рынок. В данный момент ведутся переговоры с ОАЭ, Кувейтом, Бахрейном. Многие инвесторы верят в наш проект, и наша компания настроена на крупные масштабы. Основная цель — снабдить все человечество полезной и здоровой пищей.

Мы хотим донести до людей важную истину: сельское хозяйство как сфера отмирает, молодежь уезжает в города, и создавать фермы уже ни для кого не представляет интереса. В будущем только с помощью инновационных технологий будет возможным питаться чистыми и качественными продуктами, выращенными в черте города.

 

Как получить максимум

Спустя несколько лет прожитого опыта мы с партнером выделили для себя некоторые постулаты, которые по сей день помогают нам в ведении бизнеса:

  1. Положительные отзывы клиентов дают мотивацию к развитию, а отрицательные — к улучшению продукта. Нашему первому урожаю клиенты ставили наивысшие вкусовые оценки — это мотивировало нас вести разработки и двигаться дальше.  
  2. Полная погруженность команды в проект — залог успеха. Команда должна видеть и понимать ценность того, что создает. Если команда верит в продукт, его значимость увидят все.
  3. Создайте такое качество, которое бы удовлетворило тебя самого. Главная цель — создать настолько прочную технологию, которая снабдит качественной продукцией многие поколения вперед без капитальных вложений на ремонт оборудования.

Фото на обложке и в тексте предоставлены автором

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стереотипы и мифы о сельском хозяйстве: как на самом деле выглядит отрасль сегодня
  2. 2 Сельское хозяйство остро нуждается в кадрах. Как развивать сотрудников в условиях цифровизации отрасли?
  3. 3 3 офисные специальности, которые наиболее востребованы в АПК
  4. 4 Как построить карьеру в сфере сельского хозяйства?
  5. 5 5 советов, как AgroTech-стартапам завоевать доверие российских аграриев
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!