Top.Mail.Ru
Колонки

Модники, мечтатели и коммерсанты: а кто вы из стартаперов поколения Y?

Колонки
Ксения Попова
Ксения Попова

Партнер компании Odgers Berndtson

Софья Федосеева

Сейчас – время стартапов. Если еще десять лет назад люди с амбициями из поколения X старались попасть в крупную компанию, чтобы посвятить ей всю (или почти всю) жизнь, то сегодняшние «молодые и дерзкие» из поколения Y мечтают о яркой, интересной и свободной от чужих решений карьере, которую может дать только собственное дело. 

Ксения Попова, партнер компании Odgers Berndtson, рассказывает о том, что из себя представляют предприниматели поколения Y и почему собственные стартапы – их заветная мечта.

Модники, мечтатели и коммерсанты: а кто вы из стартаперов поколения Y?

«Продавай, когда все покупают»

Сейчас борьба за выживание бизнеса делится в основном на погоню за клиентами и битву за новые технологии. Основной фокус: не отставать от рынка и не упускать открывающихся возможностей. Чтобы хоть на толику обойти конкурентов, корпораты вкладывают деньги в новые технологии. 

В таком контексте выводить на рынок проекты стартапов – занятие весьма перспективное. Сделай несколько попыток, пройди несколько этапов роста, – и вот, у тебя уже успешный бизнес на продажу или развитие.

Особенно модной тема создания собственного стартапа стала у представителей поколения Y. Их предшественники – люди поколения Х – были нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигались по карьерной лестнице на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Но у «игреков», или «миллениалов», рожденных с 1983 по 2003, понимание целеустремленности и успешности отличается: в большинстве случаев им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир – это немедленный рост. 

Помимо прочего, они предпочитают те компании, в которых действует наименьшее количество запретов и ограничений. Здесь важны непринужденная атмосфера, свободный стиль общения, возможность одеваться в привычной манере и тому подобное. А что может дать большую свободу, чем собственный бизнес, в котором можно играть по своим правилам? 

Сейчас «игреки» взрослеют и становятся все более заметными и востребованными на рынке труда, однако многие из них выбирают путь, альтернативный классической карьере – «запилить стартап».

Кто-то сразу планирует запуск проекта под продажу крупному игроку, а кто-то предполагает развивать его самостоятельно, заручившись финансовой поддержкой инвесторов, которые сегодня охотно на это идут. Оно и понятно, «ангельским инвесторам» для этого бывает достаточно нескольких миллионов рублей. 

Сегодня действительно многие инвесторы хотят «зайти» в стартап в самом начале, вложив небольшую сумму, и ждать, пока он вырастет в миллиардный бизнес. А когда на рынке появляется большое количество людей и компаний, обладающих ресурсами для вложений, самое время для появления профессиональных стартаперов. Как говорил Уоррен Баффетт, «покупай, когда все продают, продавай, когда все покупают». 


Типы стартаперов

Многолетний опыт работы ключевыми стартаперами и наблюдения нашей компании показывают, что среди тех, кто решил стать профессиональным стартапером, можно выделить четыре основных типа. 


«Модники»

Первый и самый многочисленный – это «модники», те самые представители поколения Y. Часто это дети состоятельных родителей, практически всегда – выпускники ведущих вузов. 

«Модники» не мечтают о корпоративной карьере, не хотят попасть на стажировку в большую мультинациональную корпорацию, чтобы потом ступенька за ступенькой строить карьеру и через 20-25 лет стать топ-менеджером. Такой путь они считают слишком долгим, трудоемким и, конечно, скучным. К тому же, это уже немодно: так делали их отцы и деды. Модно другое: научиться кодить, варить вкусный кофе особого сорта, придумать классную идею, создать свой сайт или приложение.

К наиболее характерным ошибкам стартаперов этого типа относится желание открыть свою компанию без опыта работы в бизнесе из выбранной для стартапа сферы. 

Да, они внутренне готовы к сложностям, знают много теории и чаще всего у них все в порядке с наличием полезных связей и консультантов. Но тем не менее я бы посоветовала в такой ситуации на время погрузиться в выбранное бизнес-направление в качестве наемного сотрудника. Это позволит приобрести необходимые практические навыки и понимание специфики этой сферы. 

Есть довольно много подводных камней, о которых можно узнать, только погрузившись в тему с головой. Кроме того, полезно научиться решать внезапные проблемы еще до того момента, как вложил все средства и силы в собственное дело.

Хороший пример «модников» – основатели сервиса онлайн-бронирования отелей Ostrovok.ru Сергей Фаге и Кирилл Махаринский. Эти молодые люди, окончив престижный европейский вуз, не пошли на стажировку в инвестиционный банк и не стали прорываться в McKinsey, как поступили бы их ровесники десять лет назад. Вместо этого они создали свой проект, который прошел несколько витков развития и стал одним из успешных проектов на рынке. 


«Мечтатели» 

Второй тип современных стартаперов – «мечтатели». Вне возрастных рамок этим людям интересно пробовать что-то новое. Они загораются интересной идеей и быстро воплощают ее в жизнь.

Многие из них в состоянии долго лелеять и развивать свое детище. Но также достаточно и тех, кто совершает самую распространенную для этой категории стартаперов ошибку – слишком рано отказывается от идеи. Это случается, потому что «мечтатели» всегда быстро переключаются, когда встречают что-то новое и яркое. 

Я всегда советую доводить дело до конца. И отказываться от любой бизнес-идеи, если начало уже положено, стоит только тогда, когда ее провал очевиден. Нередко бывает, что бизнес, который уже хотели закрыть, позже дает отличные результаты. «Мечтателям» нужно помнить также и о том, что свой бизнес – это максимальная самоотдача, а не только «взрывная идея».

Успешных примеров «мечтателей» на рынке множество. Это и основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев. Он был классическим банкиром, но в какой-то момент понял, что ему не хватает сервиса, который позволял бы сравнивать банки, ставки кредитов и вкладов, собирал бы отзывы клиентов и всю полезную информацию о них в одном месте.

Тогда он создал такой сервис сам, хотя на тот момент все еще работал в банке, из которого ушел, только когда его стартап набрал серьезные обороты. Что мы видим сейчас? В прошлом году «Банки.ру» сделали свой первый миллиард.

Другой пример «мечтателя» – Андрей Романенко, основатель платежного сервиса Qiwi. До него у нас не было онлайн-платежей и виртуальных кошельков, ниша была незаполненной и даже такого рынка не существовало. Романенко увидел в этом возможность.

Сначала он запустил магазин пластиковых карт экспресс-оплаты за услуги связи, а спустя короткое время проект трансформировался в продукт, который знают по всей стране. Сейчас Qiwi – гораздо больше, чем просто платежная система. Это финансовый институт, состоящий из мультисервисов и мультиуслуг. 


«Коммерсанты» 

Есть среди стартаперов и предпринимательский типаж – «коммерсанты».

Если коммерсанты девяностых делали деньги на том, что перепродавали джинсы или скупали ваучеры производственных активов и в итоге стали владельцами крупных промышленных холдингов, то современные продвинутые предприниматели зарабатывают на покупке-продаже стартапов.

Этот тип бизнесменов выращивает свои проекты с единственной целью – эффективно их продать.

К ошибкам этой категории бизнесменов часто относится замкнутость. Они уже наработали связи и опыт, но часто стараются держать в тайне подробности своего нового проекта. Либо чтобы защитить очередную идею от плагиата, либо руководствуясь аргументом «я уже сам все знаю, советы мне не нужны». 

На самом деле обмен опытом нужен всегда. Рекомендую заняться нетворкингом, даже если у вас действительно всегда все получается. Рынок развивается, и в какой-то момент ваши технологии ведения бизнеса могут безнадежно устареть, а вы так и не поймете, что произошло. Посещайте конференции, воркшопы, активно общайтесь с представителями бизнеса из вашей сферы, учитесь у тех, кто знает о вашем деле больше, чем вы. Поверьте, такие люди есть и, как правило, они рады помочь.

Среди успешных «коммерсантов», которые создают стартапы «серийно», Олег Тиньков, придумавший и вырастивший множество новых бизнесов: пиво, пельмени, банки – для него нет разницы. Он из любого проекта может сделать игрока топ-3, чтобы позже полностью «выйти» из него и пойти покорять новую индустрию.

Выпускники МВА

Последний, четвертый тип стартеров – бывшие топ-менеджеры, выпускники MBA-программ. Как правило, их внимание на стартапы обращают бизнес-школы. Действительно, многие из этих организаций подталкивают своих выпускников создать новый бизнес, попробовать себя в роли основателя компании. Я считаю, что это, пожалуй, одна из самых сильных категорий стартаперов.

Это люди, у которых есть глобальный опыт в бизнесе, связи, нередко – резервный капитал, решимость и наиболее четкое понимание того, что ждет их на этом пути.

Однако и они допускают ошибки. Как правило, это неверный баланс между «сделаю все сам» и «поручу все подчиненным». Некоторым уже не хочется погружаться в проект «от и до», они хотят выбрать СЕО с опытом работы и делегировать ему абсолютное большинство задач. 

Обратная ситуация – стремление контролировать каждый шаг каждого сотрудника и настаивать на том, что только ваше мнение верно. Главное – трезво оценить, что без вас в компании не сделают точно и бросить свои силы на выполнение именно этих задач.

К успешным стартаперам этой категории можно отнести профессионального инвестора Оскара Хартмана, создавшего такие copycat-проекты как KupiVIP, «Активо» и CarPrice.

Окончив в Германии школу управления WHU по специальности «международная экономика» и пройдя программу МВА в University of Hawaii, он работал в представительстве BMW в Малайзии, затем в московском офисе Boston Consulting Group. И только после этого выбрал для себя путь инвестора и создателя стартапов путем копирования удачных западных проектов, новых для российского рынка. Какие-то из них канули в Лету, но многие прижились и успешно работают до сих пор, принося их владельцу хороший доход. 

Как достичь максимума, если вы решили работать в стартапе

Работа в стартапе, разумеется, связана с определенным риском. Есть немало примеров людей, которые, несмотря на все старания, так ничего и не добились в этой области. Для них выбор такого пути стал ошибкой. 

Не берусь давать универсальных советов, но поделюсь рекомендацией. Хорошие стартаперы получаются из людей, привыкших создавать правила для себя и окружающих, а вот насколько эти правила хороши – в каждом конкретном случае решают время и рынок.

Определяясь, стоит ли идти в стартаперы, нужно отдавать себе отчет, что никто не гарантирует вам результата. Все, кто начал свой бизнес, выйдя из корпораций, говорят о главной отличительной черте карьеры профессионального стартапера: все удачи и неудачи зависят только от тебя, именно ты отвечаешь за компанию и сотрудников, рискуешь собственными деньгами, не спишь ночами, работаешь 24 часа в сутки семь дней в неделю. 

Новый бизнес – твое детище, и никто больше не будет им заниматься, продвигать, болеть о том, что происходит в компании. Так что это очень ресурсоемкое начинание, успех которого во многом зависит от того, насколько в него верят основатели и готовы ли они доказать свою правоту миру. 

Спустя годы тернистого пути на вершину индустрии основатели Uber Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп часто вспоминают то сопротивление, с которым их встретил рынок. На этапе стартапа у них возникали проблемы даже при найме сотрудников, а простые обыватели сыпали вопросами и отговорками: «Да ну, здесь такое поле для мошенничества, никто не будет этим пользоваться». Но Каланик и Кэмп верили в свою идею и в результате создали новую индустрию, без которой сегодня сложно представить жизнь во многих городах мира.


Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Материал обновлен 18 сентября в 15:00

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «‎Черт знает, взялись бы мы за этот рынок, если бы знали, как это сложно». Как парни из Красноярска запустили edtech-стартап в США
  2. 2 5 способов загубить свой стартап: типичные ошибки начинающих предпринимателей
  3. 3 Как одним письмом убедить клиента продолжить общение — пошаговая инструкция для стартапов
  4. 4 Экономия на себе может оказаться излишней. Пять правил бережливого стартапа
  5. 5 Как стартапы меняют рынок туалетной бумаги
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти