Top.Mail.Ru
Истории

Как создать эффективный стратегический план организации за 9 шагов

Истории
Дарья Сидорова
Дарья Сидорова

Редактор направления «Истории»

Дарья Сидорова

Стратегическое планирование — выбор целей организации и способов их достижения — не должно происходить в вакууме. Особенно в текущих, порой непредсказуемых условиях важно учитывать различные сценарии и иметь возможность изменять план вместе со стратегией компании. Эти девять шагов помогут выстроить эффективный и гибкий процесс стратегического планирования.

Как создать эффективный стратегический план организации за 9 шагов

Шаг 1. Определите ожидания 

Следует заранее четко сформулировать корпоративный и бизнес-контекст для всех заинтересованных сторон. Это позволит избежать ситуаций, при которой менеджеры и руководители сталкиваются со взаимным недопониманием.

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

Изложите обязанности, график осуществления процесса и ожидаемые результаты для каждого участника, особенно для тех случаев, когда планирование и составление бюджета пересекаются. Определите, кто из стейкхолдеров подпишет стратегические и бюджетные планы.

Шаг 2. Добавьте бизнес-контекст

Сотрудники должны понимать, как миссия и видение компании влияют на их работу.

  • Корпоративная миссия определяет причину существования компании и ее цели, к которым она непрерывно стремится.

Пример. Миссия одного производителя электромобилей — «ускорить переход мира к устойчивой энергии» — отражает его стремление переходить на экологичные практики и напоминает сотрудникам о более широкой цели компании.

  • Корпоративное видение отражает абстрактные, но реалистичные устремления организации, в том числе основные ценности, принципы и убеждения, которые учитываются при принятии решений.

Пример. Видение одной аэрокосмической компании — «стать ведущей международной организацией в области обороны, космоса и безопасности» — звучит реалистично и более привлекательно, чем ее текущее положение.

Шаг 3. Установите цели и задачи

Корпоративная стратегия преобразует стремления бизнеса в следующие категории.

  • Цели — индивидуальные или совместные обязательства, которые при достижении приносят дифференцированную ценность в долгосрочной перспективе.

Пример. «Стать крупнейшим поставщиком возобновляемого электричества в Европе».

  • Задачи — отдельные и измеримые шаги, описывающие способ достижения определенной цели.

Пример. «В течение трех лет повысить ветрогенерирующие мощности на 200% с помощью 10 новых ветропарков в пяти регионах Европы».

Когда корпоративный план будет определен, можно оценить текущее и планируемое состояние функциональной деятельности, а затем с учетом этого установить цели и задачи.

Шаг 4. Разработайте план действий

Теперь общую оценку целей и задач нужно превратить в подробный план действий, распределив обязанности между заинтересованными сторонами.


Читайте по теме: Создание мобильных приложений — что важно учесть в нынешних условиях?


Этот план должен представлять собой официальный документ, в котором приведена последовательность шагов и инициатив, необходимых для решения задач. Он станет основным источником информации о том, как их выполнять, отслеживать и закрывать. В случае непредвиденных обстоятельств план действий может быть изменен.

Шаг 5. Оцените свои возможности

Определите ключевые функциональные возможности, необходимые для выполнения плана действий. Попросите бизнес-партнеров оценить сильные и слабые стороны выбранного вами направления. 

Ваша оценка и оценка бизнес-партнеров должны примерно совпадать. Затем на основе полученных результатов составьте приоритетный список функциональных возможностей и пробелов, которые нужно восполнить.

Шаг 6. Определите меры и метрики

Термины «мера» и «метрика» часто используются как взаимозаменяемые, но они имеют разное значение.

  • Мера (measure) — наблюдаемый результат деятельности, например вовлеченность сотрудников. Этот показатель помогает оценивать эффективность плана действий.
  • Метрика (metric) — фактические данные, собранные для количественной оценки меры, например процент «довольных» сотрудников по результатам ежегодного опроса.

Меры и метрики должны быть достаточно полными, чтобы учитывать целый ряд переменных. К примеру, чтобы измерять вовлеченность, не стоит использовать лишь показатель удовлетворенности клиентов. Также отслеживайте такие факторы, как собственные инициативы и намерение оставаться в рамках организации.

Шаг 7. Изложите стратегию на одной странице

Просто и понятно распишите основные элементы стратегического плана: на каком этапе находится организация, к чему она движется и каким образом придет к будущему состоянию.

Изложите на одной странице общую картину, которая покажет, как вы повышаете ценность сегодня и как планируете повлиять на бизнес в течение следующего года. Включите в нее следующие пункты:

  • изложение стратегии;
  • описание состояния направления до и после;
  • 1-2 ключевых прогноза, лежащих в основе стратегии;
  • 5-7 инициатив, необходимых для выполнения функциональных задач, разработанных для поддержки бизнес-целей.

Шаг 8. Объясните положения плана

Одностраничный шаблон стратегии — полезный инструмент, благодаря которому другим людям будет легче понять предложенный план. Тем не менее понадобятся и прочие усилия, чтобы разъяснить его содержимое так, чтобы заинтересованные стороны поняли его и согласились с ним.


Читайте по теме: Поменяли планы: какие стратегии помогают бизнесу пережить кризис


Подумайте, как четко и последовательно донести свои идеи, чтобы заинтересовать функциональное руководство и заручиться его поддержкой, а также стимулировать вовлеченность и мотивацию среди персонала. Все заинтересованные стороны должны понимать, как и по каким причинам меняются ваши приоритеты.

Шаг 9. Подготовьтесь к изменениям

После того как стратегический план будет принят и начнет реализовываться, крайне важно оценивать прогресс в выполнении задач. Отслеживайте ход выполнения плана и пересматривайте его, чтобы он сохранял эффективность, а также адаптируйте стратегию по мере изменения бизнес-условий.

Для этого потребуется следующее.

  • Контролировать триггеры, чтобы отслеживать эффективность стратегического плана.
  • Быстро закрывать проекты, показывающие низкие результаты.
  • Регулярно отслеживать и проверять прогнозы.

И наконец, не забудьте составить согласованный план действий, в котором перечислены шаги и решения, позволяющие увеличить шансы на успех при возникновении непредвиденных ситуаций.

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Холодный старт: как начать бизнес, когда данных нет
  2. 2 PDCA или цикл Деминга: этапы по улучшению процессов в бизнесе в целом, и в IT-сфере в частности
  3. 3 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
  4. 4 Управление качеством продукции на предприятии
  5. 5 Как найти персонального ассистента
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти