Стратегическое планирование — выбор целей организации и способов их достижения — не должно происходить в вакууме. Особенно в текущих, порой непредсказуемых условиях важно учитывать различные сценарии и иметь возможность изменять план вместе со стратегией компании. Эти девять шагов помогут выстроить эффективный и гибкий процесс стратегического планирования.
Шаг 1. Определите ожидания
Следует заранее четко сформулировать корпоративный и бизнес-контекст для всех заинтересованных сторон. Это позволит избежать ситуаций, при которой менеджеры и руководители сталкиваются со взаимным недопониманием.
Изложите обязанности, график осуществления процесса и ожидаемые результаты для каждого участника, особенно для тех случаев, когда планирование и составление бюджета пересекаются. Определите, кто из стейкхолдеров подпишет стратегические и бюджетные планы.
Шаг 2. Добавьте бизнес-контекст
Сотрудники должны понимать, как миссия и видение компании влияют на их работу.
- Корпоративная миссия определяет причину существования компании и ее цели, к которым она непрерывно стремится.
Пример. Миссия одного производителя электромобилей — «ускорить переход мира к устойчивой энергии» — отражает его стремление переходить на экологичные практики и напоминает сотрудникам о более широкой цели компании.
- Корпоративное видение отражает абстрактные, но реалистичные устремления организации, в том числе основные ценности, принципы и убеждения, которые учитываются при принятии решений.
Пример. Видение одной аэрокосмической компании — «стать ведущей международной организацией в области обороны, космоса и безопасности» — звучит реалистично и более привлекательно, чем ее текущее положение.
Шаг 3. Установите цели и задачи
Корпоративная стратегия преобразует стремления бизнеса в следующие категории.
- Цели — индивидуальные или совместные обязательства, которые при достижении приносят дифференцированную ценность в долгосрочной перспективе.
Пример. «Стать крупнейшим поставщиком возобновляемого электричества в Европе».
- Задачи — отдельные и измеримые шаги, описывающие способ достижения определенной цели.
Пример. «В течение трех лет повысить ветрогенерирующие мощности на 200% с помощью 10 новых ветропарков в пяти регионах Европы».
Когда корпоративный план будет определен, можно оценить текущее и планируемое состояние функциональной деятельности, а затем с учетом этого установить цели и задачи.
Шаг 4. Разработайте план действий
Теперь общую оценку целей и задач нужно превратить в подробный план действий, распределив обязанности между заинтересованными сторонами.
Читайте по теме: Создание мобильных приложений — что важно учесть в нынешних условиях?
Этот план должен представлять собой официальный документ, в котором приведена последовательность шагов и инициатив, необходимых для решения задач. Он станет основным источником информации о том, как их выполнять, отслеживать и закрывать. В случае непредвиденных обстоятельств план действий может быть изменен.
Шаг 5. Оцените свои возможности
Определите ключевые функциональные возможности, необходимые для выполнения плана действий. Попросите бизнес-партнеров оценить сильные и слабые стороны выбранного вами направления.
Ваша оценка и оценка бизнес-партнеров должны примерно совпадать. Затем на основе полученных результатов составьте приоритетный список функциональных возможностей и пробелов, которые нужно восполнить.
Шаг 6. Определите меры и метрики
Термины «мера» и «метрика» часто используются как взаимозаменяемые, но они имеют разное значение.
- Мера (measure) — наблюдаемый результат деятельности, например вовлеченность сотрудников. Этот показатель помогает оценивать эффективность плана действий.
- Метрика (metric) — фактические данные, собранные для количественной оценки меры, например процент «довольных» сотрудников по результатам ежегодного опроса.
Меры и метрики должны быть достаточно полными, чтобы учитывать целый ряд переменных. К примеру, чтобы измерять вовлеченность, не стоит использовать лишь показатель удовлетворенности клиентов. Также отслеживайте такие факторы, как собственные инициативы и намерение оставаться в рамках организации.
Шаг 7. Изложите стратегию на одной странице
Просто и понятно распишите основные элементы стратегического плана: на каком этапе находится организация, к чему она движется и каким образом придет к будущему состоянию.
Изложите на одной странице общую картину, которая покажет, как вы повышаете ценность сегодня и как планируете повлиять на бизнес в течение следующего года. Включите в нее следующие пункты:
- изложение стратегии;
- описание состояния направления до и после;
- 1-2 ключевых прогноза, лежащих в основе стратегии;
- 5-7 инициатив, необходимых для выполнения функциональных задач, разработанных для поддержки бизнес-целей.
Шаг 8. Объясните положения плана
Одностраничный шаблон стратегии — полезный инструмент, благодаря которому другим людям будет легче понять предложенный план. Тем не менее понадобятся и прочие усилия, чтобы разъяснить его содержимое так, чтобы заинтересованные стороны поняли его и согласились с ним.
Читайте по теме: Поменяли планы: какие стратегии помогают бизнесу пережить кризис
Подумайте, как четко и последовательно донести свои идеи, чтобы заинтересовать функциональное руководство и заручиться его поддержкой, а также стимулировать вовлеченность и мотивацию среди персонала. Все заинтересованные стороны должны понимать, как и по каким причинам меняются ваши приоритеты.
Шаг 9. Подготовьтесь к изменениям
После того как стратегический план будет принят и начнет реализовываться, крайне важно оценивать прогресс в выполнении задач. Отслеживайте ход выполнения плана и пересматривайте его, чтобы он сохранял эффективность, а также адаптируйте стратегию по мере изменения бизнес-условий.
Для этого потребуется следующее.
- Контролировать триггеры, чтобы отслеживать эффективность стратегического плана.
- Быстро закрывать проекты, показывающие низкие результаты.
- Регулярно отслеживать и проверять прогнозы.
И наконец, не забудьте составить согласованный план действий, в котором перечислены шаги и решения, позволяющие увеличить шансы на успех при возникновении непредвиденных ситуаций.
Фото на обложке:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусство переговоров»
- 1 Что такое планерка и как провести планерное совещание эффективно
- 2 В Gloria Jeans второй раз за полгода сменился гендиректор — «Ъ»
- 3 Фестиваль для лидеров нового поколения LEAD FEST пройдет 30 января
- 4 Восемь уровней развития бизнеса по спиральной динамике: вызовы, возможности и тест на самодиагностику
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025