Мобильные приложения сегодня помогают компаниям автоматизировать процессы, упрощать работу сотрудников и партнеров, привлекать клиентов и увеличивать продажи.
Но как бизнесу оптимизировать затраты на их создание в текущих условиях? О возможных вариантах реализации приложений рассказывает руководитель направления мобильной разработки IT-компании SimbirSoft Ринат Шамшутдинов.
По данным РБК Исследования, в 2021 году 74% респондентов совершали онлайн-покупки через смартфон: при этом в 2020 году об этом говорили только 59%.
Сегодня все больше товаров и услуг, которые потребители готовы приобретать, сосредотачиваются в онлайне — на маркетплейсах и в отдельных мобильных приложениях. Кроме этого, в компаниях сохраняется курс на развитие и управление корпоративной мобильностью, автоматизацию производственных и бизнес-процессов.
Осознавая эффективность этих каналов, бизнес не планирует отказываться от таких решений, но ищет разные варианты их реализации, в том числе, из-за рисков, связанных с санкциями.
7 способов реализации мобильных приложений для бизнеса
Рассмотрим несколько способов создания мобильных приложений, их возможности и ограничения, а также для каких задач и какому бизнесу могут подойти.
№ 1. Платформы 1С Mobile и Bitrix Mobile
Подходит:
- Для создания кроссплатформенных мобильных решений для iOS и Android по автоматизации бизнес-процессов и других внутренних задач компании. Например, приложение для проведения проверок безопасности и диагностики оборудования.
- Компаниям, работа которых построена на системных продуктах 1C или «1С-Битрикс».
Возможности и ограничения
Технологию 1C Mobile можно использовать, когда бизнес-процессы компании завязаны на продуктах 1C и нужно сделать мобильное приложение для сотрудников.
1C предоставляет несколько готовых решений. Аналогично и по Bitrix Mobile. Также на нем можно создать и электронный магазин.
Чтобы IT-продукт не тормозил, важна быстрая отработка запросов сервером. Для массового пользователя такой вариант мобильного приложения не совсем подходит: кастомизация потребует особого внимания, поскольку их дизайн может отличаться от привычных людям нативных приложений
№ 2. Социальные сети и телеграм-боты
«ВКонтакте» и Telegram продолжают расти, открывая новые возможности для бизнеса, например, создание мини-аппов.
Часть функционала приложения могут брать на себя и телеграм-боты. Например, ВТБ планирует реализовывать таким способом цифровой мобильный банк.
Подходит:
- Для сервисов покупок, заказа еды, развлечений и прочего.
- Компаниям из сферы услуг и досуга.
Возможности и ограничения
У этого способа есть ряд преимуществ: низкая стоимость разработки и привлечения клиентов, небольшая конкуренция, высокая виральность и трафик: при попадании в каталог можно получить 100-300 тысяч посещений в первый день запуска приложения.
Хотя геолокация в мини-аппах доступна, возможностей ее использования меньше, чем у нативных.
К тому же такие приложения имеют небольшой вес — до 10 Mб, а значит, упрощенный интерфейс и ограниченный набор функций. Подобные приложения существуют только внутри соцсети и только сужают аудиторию возможных пользователей.
№ 3. Адаптация сайта под мобильную версию и PWA
Технология PWA (Progressive Web App) позволяет добавить сайт из браузера на экран смартфона как приложение.
Подходит:
- Компаниям, у которых есть сайт с большой аудиторией.
Например, у вас есть электронный магазин. Вы хотите, чтобы пользователи могли просматривать и совершать покупки с телефона.
В этом случае сначала можно сделать удобную мобильную версию сайта, а затем доработать до PWA. Причем адаптация действующего интернет-ресурса будет дешевле, чем разработка приложения с нуля.
Возможности и ограничения
Пользователям PWA-приложения доступны push-уведомления и автономная работа в офлайн-режиме. При этом остаются все возможности сайта — упрощенное обновление информации и привлечение пользователей через оптимизацию ресурса под поисковики, запуск рекламы и распространение опубликованного контента.
По сравнению с мобильной версией PWA имеет много преимуществ. Однако при настроенной поддержке офлайн-режима фронтовый bundle (сборка сайта) берется из кэша, а значит, приложение может несвоевременно обновляться.
Читайте по теме:
Часы и кошельки не нужны: топ трендов мобильной разработки в 2022 году
Как мобильные приложения помогают бороться с хроническими заболеваниями
С мобильной версией сайта при правильной настройке стратегии инвалидации кэша у пользователя всегда будет актуальная информация.
Кроме того, у PWA-приложений ограничено использование некоторых фич (Touch ID, Bluetooth и прочих функциональностей, связанных с конкретной операционной системой) и объем хранимых данных/файлов (максимум — 50 Мб).
Отсутствует и доступ к личной информации на устройстве пользователя.
№ 4. No Code и Low Code-платформы
В последнее время растет популярность разработки No Code (без написания программного кода) и Low Code (с минимальным кодингом). Таких платформ на рынке очень много.
Заполнив шаблон, вы можете получить готовое приложение, впоследствии оплачивая ежемесячное обслуживание или стоимость лицензии.
Подходит:
- Для проверки гипотез, если у вас нет команды для разработки собственного приложения или клиентам достаточно стандартной функциональности, где дизайн не предполагает сложностей вроде 3D-анимации.
- Малому бизнесу, особенно нишевым сервисам, для которых не будут критичными ограничения платформы.
Возможности и ограничения
Многое в успехе такого решения зависит от поставленной задачи и глубины ее проработки.
Например, если ваш бизнес связан с перевозками, вам потребуется: два мобильных приложения (для пассажира и водителя) и рабочее web-место диспетчера, совмещенное с функционалом CMS для сайта. если вы планируете добавить несколько городов присутствия, условия усложняются.
Найти решения на No Code/Low Code можно, но это потребует времени. И все же они могут быть неполными: где-то придется обойтись без дополнений или подобрать плагины (зачастую с платной подпиской) на замену отдельным функциям.
Выбирайте плагины, которые:
- совместимы между собой;
- вписываются в текущую архитектуру;
- могут поддерживать масштабируемость.
No Code зачастую не подходит:
- высокотехнологичным решениям (например, приложение для наземного управления беспилотниками);
- финтех-продуктам (например, ДБО для юрлиц);
- большим проектам при планируемом масштабировании сервиса;
- если планы по развитию продукта туманны.
№ 5. Платформы с открытым исходным кодом — Xamarin, React Native
Подходит:
- Для создания корпоративных приложений для iOS и Android разной сложности, направленных на решение внутренних потребностей.
- Xamarin в основном выбирают компании, где есть штат C#-разработчиков. На React Native бизнес разрабатывают с собственным штатом JavaScript-специалистов.
Возможности и ограничения
Поскольку в Xamarin для верстки используются нативные компоненты, по времени разработки можно выиграть обычно не более 15-30%.
У React Native есть проблемы с производительностью пользовательского интерфейса и безопасностью, поэтому могут возникнуть трудности с приложениями для массовой аудитории. Плюс на рынке мало экспертов по React Native и они стоят дорого.
№ 6. Кроссплатформенные фреймворки
В текущих реалиях важное преимущество — безболезненный переход в альтернативные магазины приложений и в перспективе в web.
Кроссплатформенные фреймворки — Kotlin Multiplatform Mobile (KMM) и Flutter — помогают создавать один и тот же интерфейс вне зависимости от особенностей платформы.
Подходит:
- Для разработки приложений любой сложности — от MVP до мобильных банков.
- Большим продуктовым компаниям и стартапам.
- Если есть риск, что ваше приложение на iOS могут заблокировать, но при этом вы хотите сохранить нативный дизайн.
Возможности и ограничения
В отличие от React Native, у Flutter нет проблем с производительностью пользовательского интерфейса.
Наш опыт показывает, что экономия часов при разработке под iOS/Android на Flutter может составить от 20 до 50%.
По KMM сейчас на рынке пока мало экспертизы, трудно корректно оценить профит. На Flutter можно создавать desktop-приложения и сайты. единственное — есть проблемы с SEO.
Читайте также:
Девять проблем мобильной разработки
Держать код при себе: как обезопасить ИТ-инфраструктуру в условиях ограничений рынка
Такой способ разработки лучше не использовать, если основной функционал приложения завязан на оборудовании. В этом случае одну часть экранов, где требуется работа с аппаратной частью, нужно делать нативно, другую — на кроссплатформенной технологии.
№ 7. Нативная разработка для iOS и Android
Популярность разработки на нативных языках (Kotlin/Java для Android и Swift/Objective-C — для iOS) связана с накопленной экспертизой, большим рынком специалистов и проработанными рисками.
Такие приложения дают бизнесу уверенность в том, что его задачи будут решены, а риски технологических проблем окажутся минимальными.
Подходит:
- Для большинства уникальных приложений для бизнеса, когда не подходят коробочные решения.
- Для высокопроизводительных приложений, например, видеоплеера, рекомендуем выбрать нативную разработку.
- Если планируете создавать решение только под одну платформу.
Возможности и ограничения
Если есть ресурсы, стоит выбрать нативную разработку и получить нужный результат. Даже в случае блокировки его можно будет разместить в RuStore или на сайт.
Для создания push-уведомлений можно использовать сторонние сервисы. Покупки цифровых товаров проводить через интернет-ресурс компании и виртуальные монеты.
Когда есть высокие риски, что ваше iOS-приложение могут заблокировать, стоит посмотреть в сторону мобильной версии сайта или PWA. если риски такого развития событий невысокие, можно использовать Flutter.
Как действовать в текущей ситуации
Сегодня спрос на мобильные приложения в целом стабилен, но бизнес рассматривает разные варианты.
Одни компании сохраняют бюджеты на заказную разработку, другие ищут способы экономии, третьи — готовые решения. Правда, на мобильном рынке их не так много, в приоритете — создание собственных продуктов.
Чтобы понять, как действовать вам, предлагаем выполнить эти шаги:
- Определите цель, зачем вам приложение.
Возможно, вы его уже создавали, но поняли, что оно устарело. Или, например, у вас если есть только идея продукта, но нет технического задания или четких требований — тогда начните с дискавери-фазы. - На основе цели рассчитайте потенциальный «доход».
Например, у вас бизнес по продаже товаров и собственный сайт. Посчитайте, сколько дополнительных покупок принесет мобильное приложение, оправдается ли его разработка и через какой срок. Не забудьте оценить влияние внешних факторов. - Оцените затраты, ресурсы и соотнесите их с реальностью.
Просчитайте, сколько будет стоит разработка приложения тем или иным способом: запросите коммерческое предложение у подрядчиков и сравните их, чтобы понимать, не пропущены ли в оценке те или иные важные этапы работ.
Это поможет исключить вероятность, что на начальном этапе вам могут обозначить минимальную стоимость, а потом за счет дополнительных работ бюджет возрастет. - Еще раз убедитесь, стоит ли разрабатывать мобильное приложение в данный момент. После получения КП удостоверьтесь в правоте принятого решения. Возможно, в вашей ситуации будет выгоднее оставить как есть.
- Принимайте решение, на чем разрабатывать и у кого, заключайте договор и запускайте проект.
При выборе способа реализации мобильного приложения важно исходить из имеющихся ресурсов, планируемых целей и потенциальных результатов.
Любое IT-решение должно окупиться и принести выгоды для вашего бизнеса.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 Нейросети уничтожат «ноукодинг»? Интервью с сооснователем Zerocoder
- 2 «Ростелеком» запустил платформу для создания приложений без привлечения разработчиков
- 3 10 красных флагов при выборе продукта для работы с данными
- 4 Заказная разработка или коробочное решение: о чем важно помнить при выборе
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025