Колонки

Создание мобильных приложений — что важно учесть в нынешних условиях?

Колонки
Ринат Шамшутдинов
Ринат Шамшутдинов

Руководитель направления мобильной разработки SimbirSoft

Алина Алещенко

Мобильные приложения сегодня помогают компаниям автоматизировать процессы, упрощать работу сотрудников и партнеров, привлекать клиентов и увеличивать продажи.

Но как бизнесу оптимизировать затраты на их создание в текущих условиях? О возможных вариантах реализации приложений рассказывает руководитель направления мобильной разработки IT-компании SimbirSoft Ринат Шамшутдинов.

Создание мобильных приложений — что важно учесть в нынешних условиях?

По данным РБК Исследования, в 2021 году 74% респондентов совершали онлайн-покупки через смартфон: при этом в 2020 году об этом говорили только 59%.

Сегодня все больше товаров и услуг, которые потребители готовы приобретать, сосредотачиваются в онлайне — на маркетплейсах и в отдельных мобильных приложениях. Кроме этого, в компаниях сохраняется курс на развитие и управление корпоративной мобильностью, автоматизацию производственных и бизнес-процессов.

Осознавая эффективность этих каналов, бизнес не планирует отказываться от таких решений, но ищет разные варианты их реализации, в том числе, из-за рисков, связанных с санкциями. 

 

7 способов реализации мобильных приложений для бизнеса

Рассмотрим несколько способов создания мобильных приложений, их возможности и ограничения, а также для каких задач и какому бизнесу могут подойти.

 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

№ 1. Платформы 1С Mobile и Bitrix Mobile

Подходит:

  • Для создания кроссплатформенных мобильных решений для iOS и Android по автоматизации бизнес-процессов и других внутренних задач компании. Например, приложение для проведения проверок безопасности и диагностики оборудования.
  • Компаниям, работа которых построена на системных продуктах 1C или «1С-Битрикс». 

Возможности и ограничения

Технологию 1C Mobile можно использовать, когда бизнес-процессы компании завязаны на продуктах 1C и нужно сделать мобильное приложение для сотрудников.

1C предоставляет несколько готовых решений. Аналогично и по Bitrix Mobile. Также на нем можно создать и электронный магазин.

Чтобы IT-продукт не тормозил, важна быстрая отработка запросов сервером. Для массового пользователя такой вариант мобильного приложения не совсем подходит: кастомизация потребует особого внимания, поскольку их дизайн может отличаться от привычных людям нативных приложений

 

№ 2. Социальные сети и телеграм-боты

«ВКонтакте» и Telegram продолжают расти, открывая новые возможности для бизнеса, например, создание мини-аппов.

Часть функционала приложения могут брать на себя и телеграм-боты. Например, ВТБ планирует реализовывать таким способом цифровой мобильный банк

Подходит:

  • Для сервисов покупок, заказа еды, развлечений и прочего. 
  • Компаниям из сферы услуг и досуга. 

Возможности и ограничения

У этого способа есть ряд преимуществ: низкая стоимость разработки и привлечения клиентов, небольшая конкуренция, высокая виральность и трафик: при попадании в каталог можно получить 100-300 тысяч посещений в первый день запуска приложения. 

Хотя геолокация в мини-аппах доступна, возможностей ее использования меньше, чем у нативных.

К тому же такие приложения имеют небольшой вес — до 10 Mб, а значит, упрощенный интерфейс и ограниченный набор функций. Подобные приложения существуют только внутри соцсети и только сужают аудиторию возможных пользователей. 

 

№ 3. Адаптация сайта под мобильную версию и PWA

Технология PWA (Progressive Web App) позволяет добавить сайт из браузера на экран смартфона как приложение. 

Подходит:

  • Компаниям, у которых есть сайт с большой аудиторией.

Например, у вас есть электронный магазин. Вы хотите, чтобы пользователи могли просматривать и совершать покупки с телефона.

В этом случае сначала можно сделать удобную мобильную версию сайта, а затем доработать до PWA. Причем адаптация действующего интернет-ресурса будет дешевле, чем разработка приложения с нуля.

Возможности и ограничения 

Пользователям PWA-приложения доступны push-уведомления и автономная работа в офлайн-режиме. При этом остаются все возможности сайта — упрощенное обновление информации и привлечение пользователей через оптимизацию ресурса под поисковики, запуск рекламы и распространение опубликованного контента.

По сравнению с мобильной версией PWA имеет много преимуществ. Однако при настроенной поддержке офлайн-режима фронтовый bundle (сборка сайта) берется из кэша, а значит, приложение может несвоевременно обновляться.


Читайте по теме:

Часы и кошельки не нужны: топ трендов мобильной разработки в 2022 году

Как мобильные приложения помогают бороться с хроническими заболеваниями


С мобильной версией сайта при правильной настройке стратегии инвалидации кэша у пользователя всегда будет актуальная информация.

Кроме того, у PWA-приложений ограничено использование некоторых фич (Touch ID, Bluetooth и прочих функциональностей, связанных с конкретной операционной системой) и объем хранимых данных/файлов (максимум — 50 Мб).

Отсутствует и доступ к личной информации на устройстве пользователя. 

 

№ 4. No Code и Low Code-платформы

В последнее время растет популярность разработки No Code (без написания программного кода) и Low Code (с минимальным кодингом). Таких платформ на рынке очень много.

Заполнив шаблон, вы можете получить готовое приложение, впоследствии оплачивая ежемесячное обслуживание или стоимость лицензии.

Подходит:

  • Для проверки гипотез, если у вас нет команды для разработки собственного приложения или клиентам достаточно стандартной функциональности, где дизайн не предполагает сложностей вроде 3D-анимации. 
  • Малому бизнесу, особенно нишевым сервисам, для которых не будут критичными ограничения платформы.

Возможности и ограничения

Многое в успехе такого решения зависит от поставленной задачи и глубины ее проработки.

Например, если ваш бизнес связан с перевозками, вам потребуется: два мобильных приложения (для пассажира и водителя) и рабочее web-место диспетчера, совмещенное с функционалом CMS для сайта. если вы планируете добавить несколько городов присутствия, условия усложняются.

Найти решения на No Code/Low Code можно, но это потребует времени. И все же они могут быть неполными: где-то придется обойтись без дополнений или подобрать плагины (зачастую с платной подпиской) на замену отдельным функциям. 

Выбирайте плагины, которые:

  • совместимы между собой;
  • вписываются в текущую архитектуру;
  • могут поддерживать масштабируемость.

No Code зачастую не подходит:

  • высокотехнологичным решениям (например, приложение для наземного управления беспилотниками);
  • финтех-продуктам (например, ДБО для юрлиц);
  • большим проектам при планируемом масштабировании сервиса;
  • если планы по развитию продукта туманны. 

 

№ 5. Платформы с открытым исходным кодом — Xamarin, React Native 

Подходит:

  • Для создания корпоративных приложений для iOS и Android разной сложности, направленных на решение внутренних потребностей. 
  • Xamarin в основном выбирают компании, где есть штат C#-разработчиков. На React Native бизнес разрабатывают с собственным штатом JavaScript-специалистов. 

Возможности и ограничения

Поскольку в Xamarin для верстки используются нативные компоненты, по времени разработки можно выиграть обычно не более 15-30%.

У React Native есть проблемы с производительностью пользовательского интерфейса и безопасностью, поэтому могут возникнуть трудности с приложениями для массовой аудитории. Плюс на рынке мало экспертов по React Native и они стоят дорого.

 

№ 6. Кроссплатформенные фреймворки 

В текущих реалиях важное преимущество — безболезненный переход в альтернативные магазины приложений и в перспективе в web.

Кроссплатформенные фреймворки — Kotlin Multiplatform Mobile (KMM) и Flutter — помогают создавать один и тот же интерфейс вне зависимости от особенностей платформы. 

Подходит:

  • Для разработки приложений любой сложности — от MVP до мобильных банков. 
  • Большим продуктовым компаниям и стартапам. 
  • Если есть риск, что ваше приложение на iOS могут заблокировать, но при этом вы хотите сохранить нативный дизайн. 

Возможности и ограничения

В отличие от React Native, у Flutter нет проблем с производительностью пользовательского интерфейса.

Наш опыт показывает, что экономия часов при разработке под iOS/Android на Flutter может составить от 20 до 50%.

По KMM сейчас на рынке пока мало экспертизы, трудно корректно оценить профит. На Flutter можно создавать desktop-приложения и сайты. единственное — есть проблемы с SEO.


Читайте также:

Девять проблем мобильной разработки

Держать код при себе: как обезопасить ИТ-инфраструктуру в условиях ограничений рынка


Такой способ разработки лучше не использовать, если основной функционал приложения завязан на оборудовании. В этом случае одну часть экранов, где требуется работа с аппаратной частью, нужно делать нативно, другую — на кроссплатформенной технологии.

 

№ 7. Нативная разработка для iOS и Android

Популярность разработки на нативных языках (Kotlin/Java для Android и Swift/Objective-C — для iOS) связана с накопленной экспертизой, большим рынком специалистов и проработанными рисками.

Такие приложения дают бизнесу уверенность в том, что его задачи будут решены, а риски технологических проблем окажутся минимальными.

Подходит:

  • Для большинства уникальных приложений для бизнеса, когда не подходят коробочные решения.
  • Для высокопроизводительных приложений, например, видеоплеера, рекомендуем выбрать нативную разработку. 
  • Если планируете создавать решение только под одну платформу.

Возможности и ограничения

Если есть ресурсы, стоит выбрать нативную разработку и получить нужный результат. Даже в случае блокировки его можно будет разместить в RuStore или на сайт.

Для создания push-уведомлений можно использовать сторонние сервисы. Покупки цифровых товаров проводить через интернет-ресурс компании и виртуальные монеты.

Когда есть высокие риски, что ваше iOS-приложение могут заблокировать, стоит посмотреть в сторону мобильной версии сайта или PWA. если риски такого развития событий невысокие, можно использовать Flutter. 

 

Как действовать в текущей ситуации 

Сегодня спрос на мобильные приложения в целом стабилен, но бизнес рассматривает разные варианты.

Одни компании сохраняют бюджеты на заказную разработку, другие ищут способы экономии, третьи — готовые решения. Правда, на мобильном рынке их не так много, в приоритете — создание собственных продуктов.

Чтобы понять, как действовать вам, предлагаем выполнить эти шаги:

  1. Определите цель, зачем вам приложение.
    Возможно, вы его уже создавали, но поняли, что оно устарело. Или, например, у вас если есть только идея продукта, но нет технического задания или четких требований — тогда начните с дискавери-фазы.
  2. На основе цели рассчитайте потенциальный «доход».
    Например, у вас бизнес по продаже товаров и собственный сайт. Посчитайте, сколько дополнительных покупок принесет мобильное приложение, оправдается ли его разработка и через какой срок. Не забудьте оценить влияние внешних факторов. 
  3. Оцените затраты, ресурсы и соотнесите их с реальностью.
    Просчитайте, сколько будет стоит разработка приложения тем или иным способом: запросите коммерческое предложение у подрядчиков и сравните их, чтобы понимать, не пропущены ли в оценке те или иные важные этапы работ.
    Это поможет исключить вероятность, что на начальном этапе вам могут обозначить минимальную стоимость, а потом за счет дополнительных работ бюджет возрастет.
  4. Еще раз убедитесь, стоит ли разрабатывать мобильное приложение в данный момент. После получения КП удостоверьтесь в правоте принятого решения. Возможно, в вашей ситуации будет выгоднее оставить как есть. 
  5. Принимайте решение, на чем разрабатывать и у кого, заключайте договор и запускайте проект. 

При выборе способа реализации мобильного приложения важно исходить из имеющихся ресурсов, планируемых целей и потенциальных результатов.

Любое IT-решение должно окупиться и принести выгоды для вашего бизнеса. 

Фото на обложке: LDprod/Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Революция отменяется»: почему сервисы no-code далеко не всегда полезны бизнесу
  2. 2 «Мы докажем, что можно построить миллиардный ИТ-бизнес без кода». Интервью с основателем WeLoveNoCode
  3. 3 Конструкторы сайтов: на что ориентироваться при выборе платформы
  4. 4 Заменят ли no-code-проекты разработку
  5. 5 Самая большая подборка сервисов и инструментов zero-code и low-code
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти