Аналитики «Анабара», системы для мониторинга конкурентов и ниш на российских маркетплейсах, изучили, как меняется спрос и предложение на бытовую технику и электронику и в какие товары сейчас стоит вкладываться, чтобы заработать.
В исследовании использованы данные о маркетплейсах «Вайлдберриз» и «Озон» аналитической системы, а также информация о «Яндекс.Маркете» и «Сбермегамаркете»* из открытых источников ( *представители сервиса отметили, что эти данные не являются официальными). Результатами поделился старший аналитик сервиса.
Внешние факторы — курс валют, перебои в поставках и параллельный импорт
Спрос и предложение на товары из категории «Бытовая техника и электроника» подвержены влиянию сразу нескольких сильных факторов:
- В 2021 году продажи бытовой техники и электроники росли. Особенно быстро — объём продаж техники под СТМ. Таких товаров за 11 месяцев 2021 года было продано на 42% больше, чем годом ранее.
- Аналитики «Роиф Эксперт» подсчитали, что объем российского рынка бытовой электроники по результатам первых месяцев 2022 года увеличился на 64 млрд рублей по отношению к прошлому году, а наибольшим спросом пользовалась китайская техника.
- В марте-апреле популярные бренды прекратили поставки в Россию. Об этом заявляли Sharp, LG Electronics, Bosch, Mitsubishi Electric, Samsung и другие.
- В мае утверждён список товаров, которые могут поставляться в Россию без согласия правообладателя, бытовая техника и электроника вошли в него. А в июне подписан указ о легализации процедуры параллельного импорта. Это означает, что поставки техники в страну будут продолжаться, но цены на неё будут выше из-за издержек на логистику и курс валют.
- Маркетплейсы «Озон» и «Вайлдберриз» поддержали продажу товаров, поставляемых по схеме параллельного импорта.
Люди всё чаще покупают технику на онлайн-площадках
АКИТ приводит данные, что по итогам 2021 года 24,9% всех покупок в интернете приходились на бытовую технику и электронику, а средний чек на покупку таких товаров в онлайн-каналах вырос до 11 260 рублей в 2021 году (в 2020 году — 8 817 рублей).
Читайте по теме:
Спрос меняется. Какие товары для дома сейчас стоит продавать на маркетплейсах?
7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
Среди российских маркетплейсов лидеры по объёму продаж — «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», «Вайлдберриз» и «Озон». Выручка от продаж бытовой техники и электроники в 2022 году росла на всех маркетплейсах, наибольший рост — в 5 раз — в продажах на «Яндекс.Маркете».
Сильнее всего росли продажи встраиваемой и крупной бытовой техники, а также климатического оборудования
Среди всей бытовой техники и электроники на маркетплейсах весной 2022 года больше всего прибавили в объёме продаж встраиваемая, климатическая и крупная бытовая техника.
В категориях, показывающих наибольший рост год к году, есть спрос, значит, в них можно зарабатывать. Чтобы это сделать, селлерам нужно искать в растущих нишах узкие подкатегории, в которых есть значительный рост спроса и выручки, а также нет явных продавцов-лидеров по количеству заказов.
Растущий неудовлетворённый спрос можно отследить, если обратить внимание на показатель «упущенная выручка» в подкатегориях. В перспективных нишах упущенная выручка больше 20-30%, а прирост относительно прошлого года больше 100%.
Данные об упущенной выручке и селлерах-монополистах можно получить в аналитических системах. Для примера рассмотрим подкатегории крупной бытовой техники на «Вайлдберриз».
В категории «Сушильные машины» всего 33 продавца, один из которых получает 60% всей выручки. В нише также есть несколько других крупных поставщиков. Лидер по выручке сейчас работает с перебоями — упущенная выручка по его заказам составляет 72%. Значит, спрос в нише есть, но он не удовлетворён. Селлеры, которые смогут наладить поставки товаров этой категории по конкурентной цене, создадут выгодный бизнес.
В нише «Холодильники» на «Вайлдберриз» есть два доминирующих бренда — «Атлант» и Haier. На них приходится больше трети от всей выручки. За год продажи такой техники выросли в 10 раз, при этом упущенная выручка составила 43%, что говорит о недостатке товара на складах, а значит, и возможности успешно работать в этой подкатегории.
Новым игрокам нужно проанализировать популярные модели и найти те, которых часто не бывает в наличии.
Запчасти для стиральных машин — достаточно узкая категория. За год выручка в ней выросла в 177 раз из-за низкой базы и притока покупателей. В нише есть только один крупный поставщик, упущенная выручка составляет 34%. Если вы продаете технику и у вас есть доступ к запчастям, то это — перспективная ниша.
Больше всего денег тратят на крупную технику, но конкурировать в этой категории сложно
Подкатегориями-лидерами по объёму продаж за первые 5 месяцев 2022 года стала крупная техника для кухни на «Яндекс.Маркете» и встраиваемая техника на «Сбермегамаркете», техника для кухни на «Озоне» и техника для красоты и здоровья на «Вайлдберриз».
Самая высокая выручка в тех подкатегориях, где высокий средний чек и большой объем заказов. Чтобы начать продажи в такой нише, нужно ориентироваться на средних игроков в нише, внимательно изучить их ассортимент, цены и способы продвижения.
Разберёмся, какие подкатегории на маркетплейсах могут быть привлекательными для селлеров, не готовых конкурировать с лидерами рынка.
На «Сбермегамаркете» выгодно продавать технику для дома
На этом маркетплейсе среди встраиваемой техники — в самой быстрорастущей и крупной по выручке категории — покупатели больше всего тратили деньги на встраиваемые варочные панели, духовые шкафы и вытяжки.
Конкурировать в нише встраиваемой техники на «Сбермегамаркете» будет достаточно сложно, так как техника дорогая, продавцов в нишах много, есть крупные игроки. Например, Maunfeld, Electrolux и Bosch занимают 37% рынка. Но так как иностранные производители покидают рынок, их нишу могут занять продавцы техники, поставляемой по параллельному импорту, и российские производители.
Второе место по выручке после встраиваемой техники на «Сбермегамаркете» заняла категория «Техника для дома»: выручка в ней выросла на 22%. Мы отобрали более узкие подкатегории техники для дома и выбрали ниши с хорошими темпами прироста и большой выручкой — те, в которых селлерам проще начать выгодный бизнес.
Сильный рост выручки показывает, что спрос растёт, а «Сбермегамаркет» уже стал привычной площадкой для покупки техники. Еще один показатель — количество и качество отзывов. Изучив их, можно найти нишу, в которой покупатели чаще не удовлетворены продающимися товарами и предложить что-то лучше.
На «Яндекс.Маркете» выгодно продавать технику для кухни
На «Яндекс.Маркете» больше всего выручки пришлось на встраиваемые духовые шкафы, варочные панели и холодильники. Встраиваемую технику на этом маркетплейсе также продают крупные поставщики. Тем не менее, если решаться на работу в ней, стоит рассмотреть работу на «Яндекс.Маркете» и «Сбермегамаркете».
Читайте также: Продвижение на «Яндекс.Маркете»: полезные инструменты
Мелкая техника для кухни выросла в выручке на 34% и стала второй темпу роста за 5 месяцев 2022 года. Такие товары легко найти на китайском рынке и закупить по привлекательной цене.
В подкатегории «Кухонные приборы для приготовления блюд» наибольший прирост показали электрические грили и шашлычницы, которые выросли на 26%, яйцеварки, прибавившие 18%, и электросушилки для овощей, фруктов, грибов, выросшие на 10%.
Среди кухонных приборов для приготовления напитков быстрее всего росли продажи кофемолок, на 25%, и электрочайников, прибавивших 15% в выручке. Самой быстрорастущей мелкой техникой стали вакуумные упаковщики, +26% к выручке, и электрокипятильники — их покупали на 11% больше.
На «Озоне» выгодно продавать печи и грили
Здесь больше всего выручки в подкатегории «Техника для кухни», из пяти крупнейших подкатегорий в ней рост выручки относительно прошлого года был только только в двух — «Печах и грилях» и «Миксерах, блендерах и измельчителях».
В нише «Печи и грили» рост выручки за год составил 26%. В ней нет крупных игроков и есть упущенная выручка 18%. Это значит, что заходить туда с новыми конкурентными товарами выгодно.
Читайте также: Продвижение на Ozon: полезные инструменты
В подкатегории «Миксеры, блендеры и измельчители» прирост выручки за год составил 39%, а упущенная выручка — 31%. Но в подкатегории есть крупный бренд Marcat», который забирает 55% всех заказов и 63% выручки всей ниши, с ним будет сложно конкурировать.
В прочих нишах, хотя они и ведущие по объёму выручки за год, случилось снижение выручки относительно 2021 года. Есть вероятность, что оно продолжится, а значит, выходить в них рискованно.
В этом году средние цены на большинство товаров выросли на 20% и больше, несмотря на то, что официальная годовая инфляция по данным ЦБ в 2021 году составила 8,4%. В дальнейшем текущий рост может замедлиться или остановиться. Это нужно учитывать в расчете экономики, так как в будущем цены могут упасть и «съесть» маржу.
На «Вайлдберриз» выгодно продавать фены и зубные щетки
Лидером по объёму выручки среди всех подкатегорий техники на «Вайлдберриз» стала категория «Здоровье и красота». Поэтому маркетплейс будет интересен только продавцам мелкой техники. Часто такие товары не надежны, поэтому конкурировать можно за счёт более высокого качества продукции.
Читайте по теме: Продвижение на Wildberries: инструменты и стратегии
Среди всей техники для красоты и здоровья на «Вайлдберриз» лидерами по выручке и росту в 2022 году стали пять подкатегорий, в которых нет ярких монополистов.
В этих подкатегориях высока доля выкупа, а значит, у продавцов низкие издержки на обратную логистику. В подкатегории «Зубные щётки и ирригаторы» был наибольший процент упущенной выручки. Это значит, что в мае 2022 года покупатели могли потратить на 18% больше денег на товары этой подкатегории, чем потратили по факту.
Это происходит, так товаров не было в наличии. Значит, что зубных щеток и ирригаторов все еще не хватает и стоит работать в этой нише.
В нише работают два крупных поставщика — ООО «Вайлдберриз» и ООО «Колорс груп». Они получают 32% и 19% выручки всей категории и продают товары под брендами Oral-B, Philips и Xiaomi. Остальной рынок делят между собой частные поставщики, чаще всего — индивидуальные предприниматели.
В подкатегории «Косметические аппараты» выручка распределилась между небольшими игроками, самая крупная доля поставщика — 8%. В основном селлеры перепродают успешные китайские товары. Например, наборы для депиляции и лампы для маникюра.
В категории «Медицинские приборы» аналогичная ситуация. В этих подкатегориях также высокая доля выкупа и большая упущенная выручка, поэтому стоит начинать работать с такими товарами.
В категории «Бритвы и триммеры» 45% выручки принадлежит ООО « Вайлдберриз», но в ней есть небольшие продавцы, которые продают уникальные товары под брендами Philips, Braun и Xiaomi. Они успешно конкурируют с ООО «Вайлдберриз». В этих нишах тоже есть большая упущенная выручка, и можно успешно продавать товары российского и китайского производства с уникальными потребительскими характеристиками.
Бытовая техника и электроника традиционно очень конкурентные ниши, где играют роль и бренд, и цена. С сокращением поставок из-за ухода компаний с рынка и нарушением логистических цепочек весной возникал дефицит. Он постепенно и не полностью будет перекрываться параллельным импортом. Селлерам необходимо замещать их аналогами из других стран или запускать СТМ.
При выборе новой ниши в категории «Бытовая техника» важно понимать, что «Сбермегамаркет» и «Яндекс.Маркет» традиционно более популярны среди покупателей техники. А перед стартом продаж нужно ознакомиться с условиями работы — явными и неявными штрафами, стоимостью логистики, и принимать решение только на основе точно рассчитанной экономической модели.
Фото на обложке: Shutterstock / hedgehog94
Иллюстрации предоставлены автором.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Продажи умных колонок выросли в России на четверть в 2024 году
- 2 Манго, косухи и мужская косметика — названы главные тренды на российских маркетплейсах в 2024 году
- 3 «Яндекс Маркет» объявил о прекращении работы всех ПВЗ 1 января
- 4 «Яндекс» подал в Роспатент заявку на регистрацию логотипов «Яндекс Фабрики»
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025