Истории

Почему в аграрном секторе так и не появилось стартапов-единорогов?

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Светлана Зыкова

Сфера сельского хозяйства – одна из важнейших. В конце концов, именно она определяет то, что мы едим. Тем не менее масштабы и темпы внедрения инноваций в ней не так велики, как можно было бы ожидать. Почему так происходит — рассуждает Кирк Хэйни, управляющий партнер венчурного фонда Radicle.

Почему в аграрном секторе так и не появилось стартапов-единорогов?

Аграрный и продовольственный сектор ждут коренные перемены

Этого требует рынок: в конце концов, 7,5 миллиардам людей нужно что-то есть. Сейчас можно выделить две главных инновационных отрасли в сельскохозяйственных технологиях:

  1. Меняется то, как фермеры собирают и распространяют информацию. Инновационные технологии вроде дистанционного зондирования от известного игрока Planet Labs или стартапа SaraniaSat, который дает сельхозпроизводителям виртуальные «глаза в небе», помогают людям следить за ростом и общим состоянием урожая. Геномика и селекция, технологии обработки семян, биологически активные вещества для защиты и регуляции урожая, применение данных и аналитики для точного контроля процессов и новейшие системы постройки ферм – все это тоже преобразовывает сельское хозяйство, с момента посадки семян и до момента, когда покупатель берет товар с полки магазина.
  2. Потребители и розничные продавцы стали требовать больше прозрачности о том, где и как произведены продукты, насколько они вредны или полезны и как процесс их производства повлиял на окружающую среду. Сельхозпроизводители должны раскрывать эти данные, и в ходе работы получать больше при меньших затратах.

Даже с учетом спада в 2016 году, сельскохозяйственные технологии показали себя как вполне самостоятельный класс активов. Общая деловая активность достигла рекордных показателей в 580 сделок и $3,23 млрд инвестиций в США. Особенно популярны в прошедшем году были сделки на этапе посевных инвестиций – их доля составила 57%, что на 16% выше показателей 2015 года, хотя объем инвестиций вырос еще сильнее – на 77% до $230 млн.

Фото: MIT

Согласно отчету об инвестициях в аграрный сектор за 2016 год, причиной такого роста стало расширение списка ресурсов, к которым имеют доступ стартапы на ранних стадиях.

Но миллениалы все так же продолжают запускать новые приложения из собственной спальни и уже через несколько лет получать оценку в $1 млрд, в аграрном секторе мы так и не увидели ни одного единорога.

Учитывая, что к 2050 году производство еды продуктов питания должно вырасти вдвое, можно ожидать, что сельское хозяйство станет крайне привлекательным направлением инвестиций. Но как сильно может вырасти компания в этом секторе? Появится ли когда-нибудь стартап-единорог в агротехе?

Почему модель Кремниевой долины не подходит для аграрных технологий

Сравнение единорогов Долины и модели сельскохозяйственных компаний позволяет понять, почему модель роста разработчика ПО нельзя применять к аграрному сектору:

Прежде всего, дело в скорости. Возьмем для примера стандартную демонстрацию программного продукта. Команда стартапа приезжает в офис и получает полчаса на то, чтобы показать все возможности своего детища. Чтобы доказать эффективность инноваций в сельском хозяйстве, стартапу нужно провести полевые испытания – в настоящем поле!

Большинство культур дает урожай лишь раз в год, и для полного развития растениям требуется три-четыре месяца. Это в буквальном смысле то же самое, что и смотреть, как растет трава.

Не менее важно и расположение. Сельскому хозяйству нужны площади. Поэтому предприниматели, инвесторы и покупатели рассеяны по странам и континентам. Сравните это с Кремниевой долиной, где невероятно много игроков сосредоточены в одном районе протяженностью не больше ста километров. Тем не менее с развитием технологий физические преграды для роста аграрных технологий уже не будут мешать обмену идеями и прогрессу так сильно, как было раньше.

Ключевой момент – взаимоотношения. В этой индустрии, где так много зависит от личных контактов, многие фермеры с осторожностью относятся к любым новшествам и всегда оценивают риски внедрения инноваций.

На протяжении многих лет – или даже поколений – они вели дела и получали информацию от одних и тех же партнеров. Понемногу это меняется, поскольку фермеров все больше настораживает отсутствие прозрачности в цепях поставок и информационных каналах.

Люди постепенно решаются на то, чтобы выйти из своей зоны комфорта и найти новые источники информации и технологий, такие как HarvestMark, Farmer’s Business Network или CropX, чтобы иметь больше данных при принятии решений по самым разным вопросам, от посадки семян и орошения до агрономики и утилизации мусора.

Крайне важно успешно провести стадию посевных инвестиций.

Сельскохозяйственным стартапам в начале пути требуется больше денег из-за того, что для внедрения аграрных инноваций нужно больше времени и взаимопонимания сторон, чем в случае программных продуктов.

Тем не менее, какой бы крупной ни была сумма, она не поможет ускорить 90- или 120-дневный период созревания или получить доверие фермера. Пусть $100 тысяч и достаточно для того, чтобы написать приложение, которое взлетит или прогорит за четыре месяца, но этой суммы и близко не хватит на полугодовые полевые испытания в сельском хозяйстве.

Таким образом, инвесторы при заключении сделок на начальных стадиях должны руководствоваться достижениями, а не суммами. И если инвестор не готов поддерживать компанию на протяжении хотя бы одного года, ей будет очень сложно собрать данные, необходимые для перехода к следующему раунду.

Фото: Verizon

Несмотря на то, что в самом начале игры, пожалуй, главное – это запас терпения, есть и хорошие новости. Обычно на последующих этапах аграрные стартапы развиваются по правилам, привычным для стартапов во многих других секторах технологий.

В чем аграрные стартапы могут допустить ошибку

Подобно многим предпринимателям из технологий широкого спроса и промышленности, в сельском хозяйстве инноваторы могут растерять концентрацию и пытаться делать все и сразу. Вот почему необходимо сразу установить реалистичные ожидания и конкретные этапы их реализации.

Все заинтересованные стороны – предприниматели, инвесторы и потенциальные покупатели – должны понимать, что они намерены получить и когда. Только после этого можно разрабатывать план действий и инвестиций, в рамках которых будут прописаны все важные этапы.

Для аграрных стартапов на посевной стадии нормальной скоростью считается реализация одного пункта плана в год.

Наконец, предприниматели в сфере агротехнологий должны уделять пристальное внимание налаживанию контактов. Здесь все происходит немного не так, как в обычных стартапах.

В сельском хозяйстве налаживать контакты с опытными инвесторами не менее важно, но также надо задействовать в работе фермеров и партнеров, которые помогут в реализации вашей стратегии. Одно из решений – создать экспертный совет. Такой орган нужен каждому стартапу на ранних этапах, но для аграрного стартапа его важность еще выше.

Правильно выстроенная сеть контактов может оказаться очень кстати, когда вы будете реализовывать свои инновации.

Так как насчет стартапа-единорога?

Сделки по покупке Climate Corp ($960 млн) корпорацией Monsanto и покупке Athenix ($365 млн) и AgraQuest ($425 млн) компанией Bayer формально и не дают стартапам статуса единорогов, но их можно считать предвестниками более крупных сделок.

Аграрные предприниматели понимают, что консолидация крупных сельскохозяйственных компаний мешает развитию инноваций внутри них и открывает широчайшие возможности для стартапов.

Кремниевой долине потребовалось 50 лет на то, чтобы стать конвейером по производству единорогов. Чем активнее будут сотрудничать специализированные инвесторы, клиенты и предприниматели, тем быстрее будут появляться новые перспективные технологии. Когда-нибудь мы точно увидим стартап-единорог в сельскохозяйственной отрасли. Однако, как с ней всегда бывает, нужно немного подождать – по крайней мере, еще пять лет.

Источник


Материалы по теме:

Кушать хочется всем: как поднять food-стартап

5 главных бизнес-моделей в фудтехе

Как цифровые технологии меняют наше меню

Эти 9 компаний производят практически все, что вы едите

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Отрывок из книги «50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов»
  2. 2 Единороги: как стартапы ими становятся
  3. 3 27 побед: главные достижения российских фаундеров за рубежом
  4. 4 Есть стабильный бизнес? Вот как построить стартап внутри него
  5. 5 Сейчас лучшее время для стартапа, чтобы поднимать инвестиции — мнение
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта