Истории
Спецпроект

Бесконтактные чаевые — как устроен рынок в России

Истории
Полина Есакова
Полина Есакова

Редактор — RB.RU

Ирина Печёрская

RB.RU представляет новую версию карты российской FinTech-индустрии. Здесь мы собрали все ключевые стартапы рынка в различных направлениях — вместе с информацией о корпоративных инноваторах. Партнер карты — банк ВТБ. Отдельный раздел посвящен решениям для бесконтактного приема чаевых.

Бесконтактные чаевые — как устроен рынок в России
Присоединиться

Потребность в решениях для бесконтактных чаевых появилась во второй половине 2010-х: с массовым распространением платежей картами суммы чаевых значительно сократились — клиенты либо использовали отсутствие наличных как предлог отказаться от чаевых, либо же удобный способ оставить чаевые картой попросту отсутствовал.

Одним из первых в России появился сервис Platius, позволяющий переводить чаевые через приложение (сегодня он называется СберЧаевые). Однако такие решения не приобрели популярность: устанавливать приложение оказалось слишком неудобно. Другой формат — перевод с помощью QR-кода — оказался успешнее из-за простоты использования. Именно этот способ использует большинство компаний, хотя есть и исключения: так, Tips+ использует терминалы, которые устанавливаются на кассе.

Сейчас, по мнению основателя «НетМонет» Георгия Высоцкого, на рынке четыре основных игрока: это сама «НетМонет», «Яндекс.Чаевые», DeliveryTips и CloudTips.

Практически все сервисы, как отмечает Высоцкий, в основном работают с общепитом, и, по его словам, очень привязаны к проблемам индустрии. «Когда у ресторанов все хорошо — все хорошо и у нас, но любые ограничения в этой отрасли сказываются на нас».

По словам CEO CloudPayments Дмитрия Спиридонова, сейчас на рынок безналичных чаевых активно выходят банки и ИТ-компании. В этом году прошло несколько сделок: одного из первых и крупных игроков купил «‎Альфа-Банк‎‎»‎, другого — «Яндекс»‎, свои сервисы для безналичных чаевых также теперь есть у Сбербанка и ВТБ.

«Сейчас уже понятно, что онлайн-чаевые востребованы во многих сегментах бизнеса, иметь такой сервис в портфеле приоритетно, если компания стремится комплексно закрыть все потребности бизнеса», — Дмитрий Спиридонов, CEO CloudPayments.

Многие сервисы стараются расширять сферы применения, сотрудничая с бьюти-индустрией, курьерами и другими областями, где могут быть уместны чаевые и другие переводы на сравнительно небольшие суммы.

 

Зарубежный рынок бесконтактных чаевых

За рубежом сервисы, позволяющие быстро перечислить небольшую сумму, работают достаточно давно: подобные услуги предоставляет, например, PayPal, Venmo, Cash.me и Ko-Fi. Перечислять чаевые также можно через популярные системы для оплаты — например, Square.

Перечисление чаевых по QR-коду — тренд, наиболее распространенный в азиатском регионе, однако последние несколько лет он набирает популярность и в странах Европы и США. Так, такие сервисы как Tippy, помимо решения в виде отдельно стоящего терминала, позволяют переводить чаевые с помощью QR.

Другие популярные решения, работающие на этой технологии — YouTip и Strikepay. Часть приложений собирают вместе все «заработанные» чаевые, после чего менеджмент может распределить их между участниками смены.

 

Бесконтактные чаевые на карте FinTech RB.RU

В карту FinTech редакции RB.RU вошли девять проектов. Из них семь — сервисы, принимающие оплату по QR-кодам. Помимо оплаты чаевых в ресторанах, многие сервисы также работают с курьерами, салонами красоты, таксистами и другими сферами услуг. Tips+ — сервис, который переводит чаевые через специальные терминалы.

 

«Нетмонет»

Один из самых популярных и распространенных в столице сервисов для оплаты чаевых, «НетМонет» появился ещё в 2018 году и родился из необходимости. Основатель сервиса, выпускник Физфака МГУ и аналитик McKinsey Георгий Высоцкий и его приятель часто обедали в ресторанах — но оставлять чаевые картой им было неудобно. Сам Высоцкий в студенчестве подрабатывал официантом и понимал, насколько важны чаевые в этой сфере.

Так появилась идея создания сервиса по простому переводу чаевых с карты. В его основу легла технология сканирования QR-кода смартфоном. На создание самого сервиса у Высоцкого и Володина ушло около полугода — приложение было готово быстрее, но потребовалось время для подключения эквайринга. В августе 2019 года «НетМонет» запустился.

Сейчас сервис состоит из нескольких элементов. Работает он следующим образом: когда клиент просит счёт, ему приносят пречек с QR-кодом. Этот код ведет на страницу оплаты, где клиент может перевести чаевые. Тут же можно оставить отзыв о заведении, поставить ему оценку и выделить отдельно понравившиеся моменты.

Перечисленная сумма попадает в личный кабинет официанта, а информация — на страницу подключенного заведения. Так руководство получает информацию о том, как посетители оценивают заведение. В кабинете официант может видеть все переведенные ему средства и перевести их на свою карту.

В начале 2021 года «НетМонет» был приобретён ‎«Альфа-Банком». Сумма сделки не раскрывается, однако ее оценивают примерно в $3-5 млн.

 

CloudTips

CloudTips — сервис, запущенный банком «Тинькофф» и CloudPayments. Как и предыдущий сервис, он работает через сканирование QR-кода.

Сервис запустился в 2019 году, когда на рынке уже присутствовало несколько решений. Однако разработка сервиса, по словам CEO CloudPayments Дмитрия Спиридонова, началась еще до выхода конкурентов на рынок.

На данный момент к сервису CloudTips подключены сотрудники более 1 000 партнеров, среди которых курьерские службы IGoods, Достависта, DPD, сервис заказа такси Gett, интернет-магазин Lamoda, сети ресторанов Novikov Group, Ginza Project, Gourmet Alliance, FRANK и FRANK BY BASTA, Додо пицца, Суши WOK, сети барбершопов и парикмахерских Бородач, Франт и MUTE и др. Всего в сервисе на данный момент зарегистрировано более 340 тыс. пользователей — получателей чаевых и донатов.

CloudTips заходит и на другие рынки — с его помощью можно поддержать блогеров, подкастеров, стримеров и так далее. Также предусмотрена и работа с агентами, которые могут подключать к системе как заведения, так и инфлюенсеров. Сервис использует технологию NFC, для которой достаточно поднести телефон к визитке или наклейке с NFC-чипом, перейти по ссылке и отправить чаевые.

«Мы активно развиваем чаевые не только по QR-коду, но и через интеграцию в мобильное приложение и на сайт наших партнеров. Это очень актуально для доставок готовой еды и продуктов, курьерских служб, сервисов заказа такси и многих других компаний, реализующих своих товары и услуги онлайн», — отмечает Дмитрий Спиридонов.

 

Ytips

Сервис Ytips перечисляет чаевые через QR-код и работает как с ресторанами, так и с другими компаниями сферы услуг — в частности, с барбершопами и парикмахерскими. Получить QR-код можно в нескольких форматах — на карточке, наклейке или вкладке для тейблтопа. Также возможна печать QR-кода в чеке.

Сейчас к сервису подключено около 200 заведений, в том числе сеть барбершопов Top Gun. Средний размер чаевых составляет 140 рублей. Комиссия сервиса — от 7 до 10%.

В октябре 2021 года стартап Ytips был куплен «Контуром», искавшим готовое решение для выхода на рынок бесконтактных чаевых. Стоимость сделки не разглашается.

 

«ЧаЧаЧай»

«ЧаЧаЧай» — еще один сервис по оплате чаевых с помощью QR-кода, на этот раз — родом из Петербурга. Стартап основали Дмитрий Костяхин, в послужном списке которого хостинг PeterHost (сейчас принадлежит РБК) и несколько питерских заведений общепита. В частности, Костяхин указан как один из основателей франшизы дискаунт-баров Killfish. Александр Воскобойников, директор по развитию, ранее работал в финансах и хорошо знает платежные системы.

Идея сервиса безналичных чаевых появилась у команды во второй половине 2010-х. По словам Воскобойникова, на тот момент на рынке существовали такие сервисы, как Plazius и Tips+, ни один из которых не использовал QR-коды. Однако запустился «ЧаЧаЧай» приблизительно в одно время с «НетМонет» и «Чаевые.Просто».

Отличительная черта «ЧаЧаЧая» — в системе баллов фудбэка, которые пользователь получает при каждом заказе — их сумма составляет четверть от оставленных чаевых. Этими баллами можно расплачиваться за заказанную еду в тех ресторанах, которые подключены к программе. При этом ресторан получает 2,5% от всех чаевых в виде рекламных бонусов, которые можно потратить, например, на привлечение новых клиентов.

Но если «Нет.Монет» ориентируются в первую очередь на рестораны, то «ЧаЧаЧай» быстро начал наращивать базу среди другой аудитории — например, таксистов, мастеров клининга и курьеров доставки. В марте 2021 года сервис запустил совместную программу с «Самокатом». К сервису подключено уже более половины работающих с ним курьеров.

 

2tip

Продукт новосибирской «Сиб Софт Артели», 2tips предоставляет возможность переводить чаевые по QR-коду. Сервис работает не только с общепитом, но и с салонами красоты, клининговыми сервисами, заправками и гостиничным бизнесом. В настоящий момент к услуге подключены около 500 предприятий, а в сервисе оставляют чаевые около 9 тысяч человек.

 

Cashnomore

По словам основателя компании Максима Камалетдинова, идея создания сервиса пришла ему в голову после успеха «НетМонет». Как и многие другие из представленных сервисов, Cashnomore принимает оплату чаевых через QR-коды.

Однако сервис работает не только с ресторанами и мастерами: команда пытается развивать различные направления одновременно и активно работает с блогерами и НКО. В целом, по словам Камалетдинова, Cashnomore нацелен в первую очередь на развитие за пределами России — в ОАЭ и США.

Согласно заявлениям Cashnomore, компания работает с тысячью предприятий сферы обслуживания, а также с такими фондами, как «Мечети России», «Фонд Амурского Тигра» и РПЦ. Всего к сервису подключено более 3 тысяч клиентов. Оборот компании, по данным на сентябрь 2021, составляет 1,6 млн рублей.

 

YClients

YClients — платформа для автоматизации в сфере услуг. Она позволяет записываться к мастерам, оставлять отзывы и тому подобное. К системе подключено более 30 тысяч организаций в 53 странах.

Оставлять чаевые через платформу можно с помощью сервиса ЮKassa. Разместить QR-код со ссылкой предлагают на тейбл-тентах или наклейках.

 

Tips+

Большая часть сервисов безналичных чаевых, представленных на карте RB.RU — это сервисы, работающие с технологией сканирования QR-кода. Однако есть и иные технологии — например, Tips+. Это физические терминалы, которые устанавливаются рядом с кассами. На терминале есть три кнопки — на первых двух выводятся средние суммы чаевых: одна небольшая, другая — крупнее.

Суммы можно настроить удаленно, подобрав их под средний чек заведения. Третья кнопка позволяет посетителю назначить сумму чаевых в диапазоне от 10 до тысячи рублей. Таким образом, терминал заменяет банку на кассе в кофейнях и барах. Именно на кофейни приходится более половины всех клиентов Tips+.

Сервис — детище бывшего сотрудника «Яндекса» Юрия Вечера. В ИТ-гиганте Вечер проработал более 10 лет, отвечая за бизнес-девелопмент: в частности, он разрабатывал панель инструментов для браузеров «Яндекс.Бар» и сервис локальных новостей «Яндекс. Район». Вечер хотел заняться собственным бизнесом и ушел из компании, а Tips+ родился из идей, которые предприниматель собирал и записывал.

«Раньше в кофейнях чаевые оставляли из сдачи. Но в современном мире сдача как явление отсутствует, а “платежное настроение” в таких заведениях у клиента длится недолго, не более 10 секунд. Именно здесь и работает терминал», — говорит Юрий Вечер.

Tips+ работает с терминалами VENDOTEK — их производит компания «Терминальные решения», резидент фонда «Сколково». Подключение для самого заведения бесплатно, а аренда терминала будет стоить от 1000 рублей в месяц. Также заведения платят Tips+ комиссию, из которой сервис оплачивает эквайринг.

Первыми клиентами сервиса были участники гастромаркета «Даниловский рынок». Сегодня он работает не только с общепитом, но и с другими услугами — например, к сервису могут подключиться салоны красоты. По словам Вечера, терминалы хорошо показывают себя в тех заведениях, где есть ощущение личной связи с посетителями, а решение о чаевых принимается спонтанно — в отличие от QR-кодов, которые больше подходят для ресторанов.

 

Tipbox

Казанский сервис Tipbox работает не с QR-кодами, а через терминалы. Решение состоит из четырех элементов: это сам терминал, интерфейс для пользователя, страницы для заведения и официанта, а также раздел с аналитикой — здесь можно посмотреть статистику по чаевым в целом, узнать, как работают отдельные сотрудники и так далее. Сервис позволяет не только оплачивать чаевые, но и оставлять отзывы о заведении.

У сервиса есть три модели сотрудничества с заведениями: эконом, стандарт и бизнес. Они различаются ценой аренды аппарата и суммой комиссии, которую получает сервис. Tipbox работает исключительно с юридическими лицами и не подключает официантов или мастеров отдельно.

Сейчас сервис сотрудничает с «Азбукой Вкуса», «Mятой Lounge» и другими партнерами. 

Фото на обложке: Dejan Dundjerski / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пять причин доверить бухгалтерию онлайн-сервису
  2. 2 Как ВТБ меняет подход к онлайн-банкингу для бизнеса
  3. 3 ​​Каким будет финтех в мире и России: тренды и прогнозы
  4. 4 Карта российского рынка FinTech
  5. 5 10+ идей для ИТ-стажировки весной и летом 2023 года
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!