Как работают игры на блокчейне

Никита Стаценко
Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

Автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM Владимир Смеркис поговорил о блокчейн-технологиях с Евгением Глариантовым — основателем игровой блокчейн-платформы Freed.

Другие интервью из программы «Силиконовые Дали» читайте по тегу.

Владимир: Сегодня мы поговорим про интернет-технологии и бизнес. У меня в гостях эксперт по вопросам монетизации игровых проектов и основатель игровой блокчейн-платформы Freed — Евгений Глариантов.

Монетизация игр: нужен ли нам блокчейн?

Как взаимосвязаны игры и блокчейн?

Евгений: Блокчейн — та технология, которую ждал игровой рынок. Блокчейн решает многие проблемы, особенно в играх free-to-play.

 

Что это за игры?

Те, в которые можно играть бесплатно, но покупать какие-то ценности — золото, кристаллы, предметы, чтобы получить конкретные преимущества над другими игроками. Есть, конечно, проблема читерства — когда люди пытаются каким-то неправомерным способом получить ресурсы или артефакты. Разработчики с этим постоянно борются, как правило, на уровне серверов, но в этом случае всегда возникает проблема с чистоплотностью админов, с теми, кто следит за надзорными органами.

Блокчейн позволяет сделать весь  рынок прозрачным, хранить данные в распределённом виде, что сильно усложняет возможность подмены.

 

Мы можем следить за перемещениями ценностей, которые существуют в разных играх, при помощи блокчейна: смотреть кому и от кого перешли. Если что-то произошло, то можно вычислить конкретного нечистоплотного человека. Так?

Да. И ещё можно вести более расширенный реестр по всем действиям игрока.

 

Куда это всё может развиться? Как блокчейн может быть применён в играх?

Сейчас уже существуют игры, в которых блокчейн является спекулятивной вещью: когда ты что-то можешь заработать в играх, а потом обменяться этим с другими игроками или даже менять предметы между разными играми.

 

Вопрос по монетизации. Понятно, что казуальные игры в Apple Story можно купить за деньги (или показывается реклама). Какие ещё модели монетизации в играх существуют?

Основная модель — когда ты покупаешь игру сразу, одноразовый платёж. Есть модель монетизации, которая подразумевает подписку (нужно платить регулярно). Самый популярный вариант — free-to-play, когда можно играть бесплатно, но периодически приходится платить, чтобы получить какие-то преимущества.

 

Я вижу, что некоторые мои друзья уже в зрелом возрасте играют в футбол на приставках, покупают эту игру за достаточно большие деньги, потом ещё членство в клубе покупают, чтобы играть онлайн с кем-то. В игры сейчас льется огромное количество денег?

По словам Евгения Глариантова, основной драйвер для роста рынка — аудитория. Сейчас по миру около 2,2 млрд игроков, и каждый год эта цифра увеличивается.

Да, объем игрового рынка более 100 миллиардов в год. Он постоянно растёт, это очень большая индустрия.

 

Какие проблемы с монетизацией есть в индустрии?

Если мы говорим про игру, которую нужно купить, то основная проблема — в привлечении пользователей, отсеивается большая часть аудитории. В среднем по рынку где-то процентов 5-7 платят, все остальные не хотят этого делать.  Именно поэтому популярна модель free-to-play. Там есть платящие и неплатящие игроки, и те, кто не платит, превращается в планктон, не имеют шансов выйти в некую элиту. Идёт большое разделение между игроками, возникает ненависть между теми, кто платит, и теми, кто не платит.

 

Кто и кого ненавидит?

В большей степени те, кто завидует. Они говорят: «Как можно платить такие деньги за игры?».

 

Почему до сих пор нет какой-то унифицированной монеты, которая могла бы распределяться между играми? 

Конечно, идея универсальной монеты давно ходит, мы это обсуждали ещё в самом начале 2000-х, но рынок был не готов. Кроме того, технологии не позволяли сделать это так, чтобы избежать различных проблем безопасности. Кроме того, издатели не всегда заинтересованы в том, чтобы люди, заработав что-то в этой игре, переходили в другую и там могли что-то оплачивать.

 

Как движение денежных средств может быть унифицировано, улучшено?

Блокчейн позволяет упростить движение средств между игроками и фиксировать те ценности, которые заработал игрок. В реестре хранятся все данные о том, что он за всю жизнь в игре заработал.

 

Имеется в виду — межигровое пространство? Не только в конкретной игре?

Я думаю, что про межигровое пространство говорить пока преждевременно. Для начала всё это должно заработать в одной игре, а потом уже всё заработает как объединение некое.

 

Как игровой мир видит идеальную картину монетизации?

Я вообще считаю, что игры должны быть бесплатными, нужно зарабатывать на чём-то другом. Тот же самый токен может быть обеспечен действиями игроков в игре, игровыми ценностями, просмотрами рекламы и т.д.

Могут ли игры быть бесплатными 

Слоган вашей компании: making games free again. Почему игры должны быть бесплатными?

В эту сторону игровой рынок движется давно. Разработчики хотят зарабатывать не только на тех людях, которые платят, но и на тех, которые не платят. Так как эта аудитория гораздо больше, то и потенциал выше. Давно используется система рекламной монетизации: ты должен посмотреть какое-то видео и получить бонус в игре.

 

Фактически человека заставляют посмотреть видео, которое ему не очень-то интересно. Или технологии сейчас подстраиваются таким образом, что ролик будет актуальным для такого пользователя?

Конечно, в первую очередь показывается игровое видео. Рекламодатели ориентируются на аудиторию конкретной игры, ставят то, что может быть интересно.

 

Что из себя представляет Freed?

Freed предлагает монетизировать пользователей, которые не платят, дать им возможность получить всё, за что им пришлось бы заплатить.

Всё очень просто. Например, ты оставляешь свой компьютер, сдаёшь его в аренду нам для вычислений. За это ты получаешь некие игровые ценности. Наиболее удобный для нас и для игрока режим — когда оставляют компьютер на ночь включённым, допустим, захотев какой-то, допустим, меч. Утром он проснулся, подошёл к компьютеру, а меч уже у него.

 

Ваша компания схожа с некими облачными вычислениями. В вашем случае — игровые вычисления. Нужно это тем людям, у которых компьютеры не такие сильные, они берут в аренду мощные игровые компьютеры для других игроков, так?

У нас в основном распределённые вычисления. Это можно сравнить с неким суперкомпьютером или облачными вычислениями, когда тебе нужно что-то быстро посчитать на большом количестве компьютеров, всё это очень быстро.

Геймеры и распределённые вычисления 

Несколько похожих проектов уже было — SONM, Golem... В чём отличие вашей компании? Я думал, что вы берёте вычислительные мощности у игроков и даёте тем же игрокам, потому что многим не хватает мощности своих компьютеров, они могут брать внешние игровые серверы, чтобы играть на своих «слабеньких» машинах. Но оказалось, что это не совсем так.

Не совсем так. Такая модель тоже присутствует на рынке, например, Playkey. У нас просто распределённые вычисления, огромный суперкомпьютер, которому мы можем отдавать задачи.

Само решение существует ещё с 90-х годов. Некоторые подобные системы до сих пор живут. Но там основная проблема — мотивация пользователя. Если мы ему ничего не платим, то это может быть только идейная мотивация. Если мы ему платим за то, что он делает, то довольно сложно обеспечить выгоду для пользователей. У него есть определённые расходы и на электричество, и на интернет, которые нужно как-то компенсировать. Если платим деньгами, то можем дать доллар.

Если же платим за ту же самую работу игровыми ценностями, то можем отсыпать такое количество, за которое ему пришлось бы заплатить 20 долларов, а то и все 50. Это уже совершенно другая мотивация.

 

Аудитория, которая будет сдавать свои компьютерные мощности, наиболее мотивирована это делать?

Конечно, для них есть прямая мотивация. Когда я рассказывал это одному инвестору, который был со своим ребёнком, малыш сказал: «Папа, можно мы оставим на ночь свой компьютер включённым, а завтра в Minecraft у меня будет такой-то предмет?».

 

С какими технологическими сложностями вам придётся столкнуться?

Мы ничего своего, в плане суперкомпьютера и распределения данных, не придумываем. Мы берём решения, которые уже есть на рынке, они зарекомендовали себя и уже испытаны. Я не буду раскрывать подробности технологии, но один из наших технологических партнёров — IBM, кроме того, мы берём решения от Университета Висконсина.

 

Не все понимают, для чего нужны эти суперкомпьютеры — в частности тот, который вы будете строить. Какие вычисления будут на них происходить?

Чтобы «зарендерить» десятиминутный отрывок видео, могут потребоваться часы и дни работы обычных серверов – в зависимости от их мощности и сложности задачи.

В первую очередь — это, конечно, кинопродакшн: рендеринг 3D-анимации, постпродакшн, накладывание эффектов. Например, при создании фильма «Властелин колец» тысячи серверов работало несколько месяцев, чтобы всё обработать. Кроме того, работа с машинным обучением, нейросетями. Огромный рынок, который требует больших вычислений.

 

Говорят, что когда-нибудь Ethereum перейдёт на proof-of-stake, майнинг будет неактуален. Соответственно, все мощности, которые существуют у майнеров, тоже можно будет каким-то образом применить. Не подорвёт ли это рынок суперкомпьютинга?

Нет, потому что потребности в вычислениях на данный момент сильно превышают то, что есть на рынке. Конечно, майнинг и те фермы, которые сделаны на видеокартах, переходят от майнинга к тому, чтобы рендерить.

 

Какие ещё вычисления будут происходить?

Медицинские вычисления — там тоже огромные объёмы работ, связанные с генетикой, фармацевтикой.

 

Почему экономически децентрализованный подход будет более выигрышным, чем централизованный? Почему бы компаниям, которые владеют дата-центрами, не встать в этот бизнес и не зарабатывать?

Компании, которые владеют дата-центрами, уже активно играют на этом рынке. Например, IBM, с которыми мы сотрудничаем. Но каждый день объёмы работ значительно растут. Если мы говорим про то же самое видео, сегодня стандарт уже 4K, завтра будет 8K, а это уже десятки дней рендеринга.




Материалы по теме:

Видео: Зачем нужен блокчейн на выборах

Треть мобильной рекламы показывается не людям, а ботам — как ситуацию меняет блокчейн

Почему к 2027 году каждая компания будет использовать блокчейн

Бросить постоянную работу из-за благотворительности на блокчейне – реальная история

Cover photo by Glenn Carstens-Peters on Unsplash


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase