Истории

«Многие компании тестируют самоуправляемые автобусы. Когда они появятся на улице — вопрос времени»

Истории
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM Владимир Смеркис поговорил о развитии интернет-бизнеса автобусных перевозок с одним из основателей компании Busfor — Ильёй Екушевским. 

Другие интервью из программы «Силиконовые Дали» читайте по тегу.

«Многие компании тестируют самоуправляемые автобусы. Когда они появятся на улице — вопрос времени»
Присоединиться

Владимир: Сегодня мы говорим о технологиях и интернет-бизнесе. В гостях — Илья Екушевский, сооснователь компании Busfor, которая занимается бронированием билетов на автобусы. Как в 21 веке обстоят дела с автобусными перевозками?

Илья: Автобусные перевозки ориентируются на все самые современные тренды. Есть довольно много компаний, которые тестируют самоуправляемые автобусы (в том числе — на электротяге). Это вопрос времени, когда они появятся на улице. На мой взгляд, автобус будет среди первых транспортных средств в режиме самоуправления. Всё потому, что автобусы чаще ездят по выделенным линиям, а там гораздо проще создать инфраструктуру.


Так выглядят беспилотные автобусы EZ10, разработанные стартапом EasyMile, которые появились на дорогах Хельсинки


На каком рынке вы работаете?

Мы занимаемся междугородними перевозками. К ним относятся и международные, и региональные. Мы не занимаемся продажей билетов на городские и пригородные маршруты, поскольку здесь совсем другая частота рейсов. Билеты на такие виды транспорта не продаются в интернете. Скорее всего — оплата происходит по специальной карте, которую можно пополнять. И, как я уже сказал, частота — автобусы следуют один за другим.

Мы фокусируемся на междугородних поездках: когда необходимо попасть из одной точки в другую (выехать на работу в какой-то другой регион, проведать родных и близких). Наши поездки — туристического и рабочего характера.


Сейчас активно развиваются сервисы совместных поездок (BlaBlaCar, BeepCar). Чувствуете ли вы конкуренцию с такими сервисами?

Конечно, мы ощущаем конкуренцию, поскольку работаем с одним и тем же пассажиропотоком. Автобусные перевозки уже давно отрегулированы: есть много законодательных инициатив, которые реализовались. На мой взгляд, тот рынок, о котором вы спрашиваете, существует только потому, что довольно слабо зарегулирован. Когда возникнут законодательные инициативы, тогда мы будем в равных условиях.


Какая регуляция необходима?

Прежде, чем вы окажетесь в автобусе, на вокзале нужно пройти все соответствующие мероприятия, связанные с досмотром. Кроме того, сегодня при междугородних перевозках пассажиры оставляют паспортные данные, которые мы передаём в соответствующие инстанции. Регуляция прежде всего связана с безопасностью.


Что из себя представляет бизнес компании Busfor?

Busfor — это не перевозчик, мы не оказываем услуги по перевозке. Это делают наши партнёры. Мы — сервис, который предоставляет нашим клиентам возможность забронировать услугу перевозки. Наша цель — создать сервис, в котором человек сможет выбрать самый удобный, самый дешёвый способ добраться до нужного места.


Появляются ли автобусы с повышенной комфортностью?

Я думаю, что сейчас качество автобусных перевозок примерно одинаковое, среднего уровня; есть, куда стремиться. Постепенно начинают появляться высококлассные автобусы с Wi-Fi. С таким партнёром мы тоже работаем с особым удовольствием, поскольку понимаем, что компания хочет расположить к себе клиента, сделать так, чтобы пассажир возвращался.


Вы агрегируете большое количество партнёров, которые предоставляют автобусные перевозки в разные города и страны. В чём ноу-хау? В чём была сложность создания сервиса?

Мы очень похожи на сервисы такси, которые сами не являются таксомоторными парками, а дают возможность этим паркам размещать свой инвентарь для клиентов. Наша задача — заключить как можно больше контрактов с партнерами, предоставить им софт по управлению инвентарём (чтобы продавать места на рейсе). Второе направление бизнеса — B2C, непосредственная работа с клиентом.


Сейчас вы на СНГ сосредоточены или уже вышли и на другие страны?

В основном — Восточная Европа и СНГ. В 5-6 странах мы представлены очень хорошо, а в остальных — развиваем свой бизнес. Эти два региона действительно «автобусные», здесь достаточно большой пассажиропоток.


Говорят, что автобусные междугородние перевозки актуальны для стран Третьего мира. Это правда?

В этих странах уже есть мощные конкуренты. В Индии вообще работает одна из лучших компаний, которая занимается подобным бизнесом, то есть сервис по бронированию автобусных перевозок RedBus. Сильные конкуренты есть и в Германии, и в США. Но в Восточной Европе, СНГ мы — лидеры, конкуренция пока довольно слабая.


Как вам пришла идея? Смотрели свободные ниши и поняли, что здесь можно заработать?

У нас был абсолютно прагматичный подход. Мы просто искали какие-то рынки, ниши. Нам нравился транспорт, хотели сделать бизнес в интернете. До этого были попытки создать кое-какие сервисы. В итоге наткнулись на автобусный рынок, хотя мы исследовали рынок авиации и железной дороги в 2010-11 годах. Понятно, что авиация очень привлекательна, там есть масса сервисов. Тем не менее, автобусный рынок захватил, потому что конкуренция была довольно низкая. Мы видели, что можно построить бизнес.


Какой опыт у вас был до автобусных перевозок? E-commerce?

Мы занимались разработкой сайтов. Была попытка в 2009-2010 году построить социальную сеть. Мы видели, как это всё развивается. Следили за «ВКонтакте», Facebook. Если помните, в то время было много разных социальных сетей с различными интересами аудитории. У нас тоже попытка была, полезная нам.


Кто второй создатель сервиса Busfor?

Это мой партнёр Артём Алтухов. С ним мы знакомы больше 13 лет. Решили объединить усилия и построить совместный бизнес. У нас были средства, с которых мы начали. Довели компанию до прототипа, до успеха на локальном участке. Было, что масштабировать, и куда привлекать инвестиции. Мы поняли, как развивать наш продукт, как распространять в рамках стран, которые нам были понятны. Привлекли первый венчурный раунд, нас проинвестировали три компании — Inventure Partners, Intel Capital, Finsight Ventures.


Илья Екушевский и Владимир Смеркис


Сколько времени вы потратили на переговоры, юридическое оформление?

Мы договорились буквально за пару месяцев. Юридические моменты немного затянулись. Сейчас проводить сделку в течение полугода — это нормальная практика.


Какие ещё венчурные раунды были у вас потом?

В прошлом году мы привлекли довольно большой раунд — около 20 миллионов долларов от известных фондов: Baring Vostok и Elbrus Capital. Общая сумма инвестиций на сегодняшний день — 25 миллионов долларов. Этот раунд — на масштабирование. Доказана наша бизнес-модель, были рельсы, по которым компания шла. Сейчас задача — начинать экспансию, этим мы и занимаемся. У нас несколько офисов в разных странах. В компании работает около 125 человек.


Какие проблемы существуют у вас, на автобусном рынке?

Мы стараемся создать электронный билет. На данный момент необходимо иметь при себе распечатку. В некоторых странах мы с этим справились, в некоторых — нет. На самом деле это основная проблема.


Почему так происходит? Автобусные перевозчики не хотят покупать QR Code Reader?

Здесь проблема, скорее, в законодательстве. Есть закон, в котором чётко прописано: при посадке нужно иметь билет. Все следуют этому положению. Мы боремся с проблемой, надеемся, что нас услышат. Кроме того, электронный документооборот очень важен, поскольку есть взаиморасчёты с нашими партнёрами.


Насколько сильно сейчас растут конкуренты именно в нашем регионе?

Когда компания привлекает большой раунд, то конкуренты буквально на следующий день появляются. До нас — были компании, они есть и сейчас развиваются. Вопрос в том, что, когда рынок уходит в онлайн, побеждает тот, кто активно ведёт маркетинг, поднимает инвестиционные деньги. К сожалению, многие хорошие сервисы, которые активно не занимаются продвижением, позиции теряют.


У меня есть данные, что всего два процента пассажиров пользуются онлайн-бронированием, покупают билеты в интернете. Почему так мало?

Об услуге покупки билета нужно сообщать, надо с ней знакомить клиентов. Мы это делаем. Два процента — это прошлогодняя статистика. В этом году ожидаем в пределах 4-5 процентов. В течение 3-4 лет мы сможем довольно внушительную долю получить.

Сама услуга покупки билета через интернет развивается, далеко не все о ней знают. Кроме того, сегодня идёт борьба с нелегальными перевозчиками. В некоторых регионах в последнее время около 50 процентов перевозок были именно нелегальными; работали с клиентом чуть ли не на улице. Это нарушает законодательство.

Пассажир должен садиться в транспорт на автовокзале. Мы — за это, поскольку там есть условия для ожидания автобуса.


Кто путешествует на автобусах? Есть ли какой-то общий портрет?

По статистике прошлого года — молодые люди 28-30 лет. Это и рабочая миграция, и туризм. Мы запустили мобильные приложения, буквально пару месяцев назад, уже несколько сотен тысяч скачиваний. Видим, что активно используется приложение.


С какими проблемами сталкиваются пассажиры?

Прежде всего — с качеством перевозок. Не все перевозчики, к сожалению, могут оказывать услугу качественно. Это связано ещё и с макроэкономическими проблемами. Большая часть техники — иностранная. За последние два года она подорожала практически в два раза, обслуживание тоже выросло. Для многих перевозчиков сменить автобус на более новый трудно.


В США Uber запустили грузовую беспилотную перевозку в тестовом режиме. А когда мы увидим на дорогах беспилотные автобусы в большом количестве?

Я думаю, что это наше ближайшее будущее. В перспективе 2-3 лет мы точно увидим тест-драйвы беспилотных автобусов. Повсеместно они начнут развиваться в течение 5-10 лет. Крупные города обновят сначала городскую технику, а потом и междугороднюю. В автобусе достаточно большая площадь, поэтому можно разместить много специальных батарей. Автобусы предрасположены к тому, чтобы на них проезжать более длительную дистанцию, чем на автомобиле.


А уже есть электробусы?

Есть, конечно. В Китае — около 100 тысяч. Они ездят в городах, серьёзные тесты проходят.


Каким вы видите рынок? Что именно ваша компания может сделать для развития?

Мы следим за всеми трендами. Первая задача — сделать сервис покупки билетов на автобусы. Требования клиента таковы, что он хочет приобретать билет удалённо, оплачивать удобными способами. Мы думаем, как двигаться дальше.


Вы смотрите на Индию, Африку?

Да, смотрим. Там у нас уже много партнёров. Например, в Таиланде, Африке. Сегодня мы общаемся с Латинской Америкой. Достаточно много игроков, которые появляются на этих рынках. Строить систему нашего уровня им сложно. Есть контакты. Возможно, будем развиваться через франшизу. Основные рынки — Восточная Европа и СНГ. Здесь люди привыкли экономить, автобус — самый дешёвый и доступный вид транспорта.



Материалы по теме:

3 любимые книги основателя Busfor

«Мы запустились в Таиланде, но были там чужаками. Пришлось начинать с нуля в России»

Busfor привлек $20 млн от «Бэринг Восток», «Эльбрус Капитал» и других инвесторов

Создатели российского беспилотного автобуса Matrёshka получат от властей до 200 млн рублей

Беспилотные автобусы стали работать в Хельсинки наравне с обычным транспортом

Фото на обложке:  leungchopan/Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Поезд блокчейн-проектов точно еще не ушел»
  2. 2 «Надеюсь, что у наших людей хватит мудрости, чтобы научиться правильно договариваться с представителями бизнеса и зарегулировать сферу майнинга»
  3. 3 «Маркетплейс — это локальная история»
  4. 4 «От искусственного интеллекта до искусственного сознания — пропасть»
  5. 5 «Отсутствие удобного инструмента для оплаты — основная причина, по которой люди становятся неплательщиками»