Программа цифрового взаимодействия предприятий с госорганами, финансовыми и другими организациями, запущенная Постановлением Правительства №23 71, начала функционировать в конце 2023 года. Это совместный проект Минцифры и Банка РФ.
Программа стартовала и продолжает работать в формате эксперимента. Механизмы по совершенствованию коммуникации бизнеса с поставщиками услуг посредством компьютерных технологий постоянно развиваются и расширяются. В основе их действия лежит Цифровой профиль организации. В статье узнаете, что такое цифровой профиль организации, какие цели и задачи ЦПО и в чем его преимущества.
Содержание:
- Что такое ЦПО?
- Участники программы
- Определение целей и задач цифрового профиля организации
- Правила взаимодействия с ЦПО
- Как можно получить информацию из инфраструктуры ЦП?
- Какие сведения можно трансформировать из цифрового профиля организации?
- Преимущества цифрового профиля
Что такое ЦПО?
Весь главный запас сведений о юридических лицах и предпринимателях изначально имеется в:
- ЕГР,
- ресурсах Федеральной налоговой службы,
- исполнительной власти,
- казначействе и других органах.
Для удобства использования параметров организации в плане информативности и скорости доступа они собираются в среде Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) в виде цифрового профиля организации.
Цифровой профиль организации (ЦПО) — это набор данных о юридических лицах и ИП, выраженных в цифровой форме и содержащихся в ИС госорганов и организаций, который сосредоточен в ЕСИА.
Чтобы получить доступ к цифровому профилю юридического лица или ИП, обязательно нужно пройти регистрацию учетной записи. Это осуществляется в ЕСИА руководителем компании либо представителем, утвержденным приказом, при наличии у них ранее созданной учетной записи физлица на «Госуслугах».
Бизнес может использовать данные как своего профиля, так и ЦП другой организации, но только при условии получения согласия с ее стороны. Например, банк может затребовать информацию о фирме при предоставлении кредита. Фирма при этом должна разрешить ее использовать.
Участники программы
Обязательными участниками программы взаимного контакта бизнеса посредством ЦП считаются:
- Минцифры,
- Банк России,
- Минэкономразвития,
- Министерство финансов,
- ФНС,
- исполнительная власть.
Эти объекты — основные источники информации о юрлицах и ИП. Все остальные организации участвуют в программе в добровольном формате.
Читайте по теме:
Держите мозг в чистоте: как организовать своё цифровое пространство
Цифровое наследие: как обеспечить передачу активов будущим поколениям
Министерство цифрового развития регулирует программу цифровизации. Ведомство вносит изменения в законодательные акты при необходимости, определяет количество и состав сведений в ЦП. Банк РФ формирует и вносит предложения в развитие цифрового профиля. Финансовые организации могут участвовать в эксперименте только с одобрения Центробанка и с его сопровождением.
Определение целей и задач цифрового профиля организации
Основные цели создания цифрового профиля в плане реализации программы развития МСП:
- Улучшить качество и увеличить скорость предоставления услуг, таких как регистрация бизнеса, получение электронной подписи, расчет рейтинга и статистика показателей деятельности фирмы, выбор налогового режима, проверка контрагентов, оформление банковских продуктов и других.
- Оптимизировать процедуру оказания мер государственной поддержки — льготного кредитования, социального контракта, содействия в импортозамещении, работе IT-компаний, предоставления субсидий, грантов. Оперативное информирование о всех возможных мерах господдержки.
- Предоставить различные сервисы для помощи в работе — обучения сотрудников, обеспечения каналов связи с государством путем обращений со стороны бизнеса о возникших проблемах («Сервис 360°») и других.
- Получить информацию об организациях, чтобы обеспечить адресную помощь.
Основными задачи цифрового профиля:
- повысить скорость и качество работы бизнеса;
- упростить работу государственных и финансовых учреждений, которые работают с данными других организаций, перевести все данные в электронный формат.
Решение этих задач требуют от участников эксперимента реализации различных мероприятий (п. 6 Постановления).
Правила взаимодействия с ЦПО
Цифровой профиль организации содержит в себе 3 составляющие.
- Реестровые записи — актуальные и проверенные сведения о ЮЛ или ИП, которые содержатся непосредственно ЕСИА.
- Распределенная структура данных — содержит ссылки на сведения, хранящиеся в госреестрах и ИС органов.
- Сервис по управлению согласиями бизнеса на предоставление сведений и документов из ЦП организации.
Использование цифрового профиля предпринимателя или ЮЛ при предоставлении государственных или иных услуг от третьего лица предусматривает сценарии, описанные в специальном документе, разработанном Минцифры. К ним относятся:
- запрос потребителем согласия организации на осуществление доступа к ее данным;
- получение потребителем согласия, информации и документов, хранимых в инфраструктуре ЦПО, с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Запрос потребителя на согласие формируется с обязательным указанием цели согласия. Цели согласия выбираются из списка, созданного разработчиками. Они считаются основой функционирования цифрового профиля.
Читайте по теме:
Что такое цифровая экосистема?
ГИСП: что это, как зарегистрироваться и подать заявку, чем полезна бизнесу
Выбор той или иной цели согласия зависит от того, какую услугу или другой объект использования инициирует клиент. Само согласие уже содержит список запрашиваемых сведений клиента как обязательных, так и тех, которые выбирает пользователь по желанию.
Так, например, под целью согласия «Заключение договора на предоставление услуг банком» определен перечень сведений для нее из тех возможных, которые законодательно установлены.
Как можно получить информацию из инфраструктуры ЦП?
Вся процедура доступа к цифровому профилю, принадлежащему юридическому лицу или ИП, производится в определенном порядке:
- Информационная система получателя направляет запрос, чтобы получить согласие организации на доступ к ее сведениям.
- Уполномоченное лицо фирмы через «Личный кабинет» «Единого портала Госуслуг» (ЕПГУ) выдает согласие.
- ИС получателя получает извещение об изменении согласия бизнеса в положительную сторону.
- Получатель запрашивает сведения из цифрового профиля поставщика.
- В среде ЦП интегрируются все необходимые данные. Запрашивается и обновляется информация от ГИС ведомств.
- Информация направляется получателю.
- В случае изменения данных получатель вовремя информируется.
Получатель, как правило, это финансовая или страховая организация, вправе получить только те сведения, которые определены ЦБ и Минцифры в зависимости от типа услуги.
Какие сведения можно трансформировать из цифрового профиля организации?
ЦП юридического лица или индивидуального предпринимателя содержит порядка 800 данных об этом лице. Список сведений, которые могут быть предоставлены при цифровой трансформации от клиента к поставщику, приведен в приложении к постановлению. В нем содержится 37 видов данных из 19 областей доступа. Области можно разделить на 4 типа.
Общие типы данных
К ним относятся:
- Выписка из ЕГР юр. лица или ИП.
- Характеристики из реестра МСП.
- Данные из ЕР МСП о получателях господдержки.
- Аккредитация IT-компаний.
- Информация о наличии лицензий у ЮЛ или ИП.
- Цифры среднесписочного числа сотрудников на предприятии за прошедший период.
- Наличие транспортных средств у компании.
Данные о налогах
Доступ к ним осуществляется по ссылкам к ИС ФНС, находящимся в цифровом профиле. В основном, это данные из налоговых отчетов и информация о текущей задолженности по уплате налогов и санкционных требований.
Финансовые типы данных
- Сведения обо всех открытых в банках счетах.
- Данные бухгалтерской отчетности банков по ИНН.
- Информация по решениям о приостановлении работы счетов фирмы.
- Данные об извещениях по исполнительному производству.
- Извещения о контрольных либо надзорных мероприятиях в ЛК ЦП МСП.
- Информация из соответствующих ресурсов по дисквалификации.
Блокировки и приостановления операций
Чтобы получить данные ЦП, пользователю достаточно один раз запросить согласие организации клиента на определенный срок. Максимальный срок действия согласия — 50 лет. В основном срок действия оговаривается с каждым потребителем самостоятельно. Минцифры разработало 49 типов согласий в зависимости от целей их выдачи. Например, получение услуг по страхованию или получение отчета о кредитах.
Преимущества цифрового профиля
С программой внедрения и применения цифрового профиля организации:
- Сокращается время и количество шагов для оформления услуги. Нет необходимости заполнять документы вручную, собирать справки, посещать учреждение поставщика. Для сложно структурируемых услуг, требующих оформления у нескольких поставщиков, вся процедура выполняется в режиме «одного окна».
- Имеется возможность в любое время отменить свое согласие. Клиенту в его профиле видны все согласия, которые он выдал, и все организации, которые обрабатывают его данные.
- Гарантируется достоверность и актуальность данных. Информация обладает полной юридической силой и не нуждается в проверке. Поставщику не требуется дополнительная проверка клиента.
- Отпадает необходимость оформлять документы на бумажных носителях.
Информационная защита данных цифрового профиля в ЕСИА и безопасность их передачи в среде Системы межведомственного взаимодействия строго соблюдается программистами при разработке ресурса и соответствует техническим и юридическим требованиям.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 В России появилась новая ассоциация представителей рынка геймдева
- 2 Сегодня истекает срок действия лицензии OFAC на сворачивание операций с Мосбиржей
- 3 Роскомнадзор предложил замедлять интернет-сервисы без публичной огласки
- 4 ВТБ и Сбербанк отменили комиссию для застройщиков при выдаче рыночной ипотеки
- 5 Чем субвенция отличается от субсидии и дотации
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024