Top.Mail.Ru
Истории

Диджеи будущего не крутят пластинки – они пишут код

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Последние несколько лет все большую популярность набирают так называемые алгорейвы – дискотеки, на которых диджеи в реальном времени пишут код и создают таким образом музыку. Журналист Wired Майкл Калоре побывал на одном из таких мероприятий и поделился своими впечатлениями.

Диджеи будущего не крутят пластинки – они пишут код

Реник Белл стоит перед своим компьютером за небольшим столом в центре танцпола. Музыкант что-то быстро печатает, его глаза сфокусированы на мониторе. Вокруг него толпа танцует под его музыку. В зале темно, свет излучают только монитор, клавиатура Белла и проекция его экрана на стене.

Почти все пристально следят за тем, что происходит у него на экране. Но на нем показана не какая-нибудь психоделическая анимация или что-то в этом роде. Все смотрят на строчки кода.

Кодинг на дискотеках – недавнее явление в культуре электронной музыки. В Сан-Франциско технологический и DJ-ландшафты слились воедино, и появились такие шоу, как у Белла. В то время как на традиционных дискотеках диджей включает подготовленные звуки или сэмплы на ноутбуке, диджеи на кодинговых выступлениях используют компьютеры для совершенно иного воспроизведения музыки и создания новых звуков.

При помощи кода выступающий управляет алгоритмами ПО. Музыкант синтезирует отдельные шумы (удары, бас) на своем компьютере, а затем говорит ПО объединить эти звуки. Результат отражает стиль диджея, но он полностью формируется алгоритмами. Это апофеоз электронного творения – наполовину человек, наполовину машина. Такие технологические дискотеки уже даже получили свое название: алгорейвы.

Фото: Mariah Tiffany

Компьютерный мир

Выступление Реника Белла было частью Algorithmic Art Assembly – двухдневного фестиваля в Сан-Франциско, посвященного алгоритмической музыке и искусству. Днем проходили конференции и демонстрации; ночью отовсюду звучала музыка.

Некоторые темы на конференциях касались в основном математики и информатики: одно дело – код на стене, другое – алгоритм Евклида. Но все они были информативными. Адам Флорин, создатель алгоритмического аудио-плагина Patter, рассказал историю генеративной музыки от Средневековья до сегодняшнего дня. Музыкант Джулс Литман-Клепер объяснила параллели между закономерностями природы и компьютерных систем. Продюсер Марк Фелл провел сессию вопросов и ответов.

Было представлено и визуальное искусство. Программист Оливиа Джек продемонстрировала Hydra – свою систему кодинга в реальном времени, которая генерирует триповые визуальные эффекты в браузере. Художница Челли Шерман показала свою «кинетическую VR-скульптуру звука» Dispersion.

Ближе к вечеру все сидения из зала вынесли, заполнили бар и начался алгорейв. Некоторые музыканты работали в приложениях iOS и использовали традиционное оборудование. Другие – например, Kindohm, DVO, Kit Clayton и Algobabez – делали музыку в системах ПО вроде Max/MSP, SuperCollider и TidalCycles. Учитывая технологическую природу алгорейва, распространены были самодельные системы. Почти каждый использует механизмы синтеза с открытым исходным кодом, скопилированный код и готовые библиотеки. Почти у всех MacBook Pro, но некоторые работают на кастомизированной аппаратуре. Белл использует Intel NUC mini PC на Linux и собственную музыкальную программу Conductive.

Сама по себе музыка обладает общей эстетикой, своего рода общим языком. Большая часть опирается на хаотичный и агрессивный стиль электроники, популяризированный британским дуэтом Autechre, но некоторые исполнители движутся и в других направлениях.

Продолжение следует

Место проведения конференции, Gray Area, за последние пять лет стало центром технологического искусства и музыкального сообщества в Сан-Франциско. Во время фестиваля участники заполнили главный зал. Кто-то сидел на скамейках на улице, кто-то общался за чашкой кофе и обменивался ссылками на SoundClound. Это было настоящее собрание сообщества.

Фото: Livecode Festival - TOPLAP

Мероприятие организовал шотландский музыкант и программист Thorsten Sideb0ard, который изначально участвовал на алгорейвах в Шеффилде и Лондоне. В Сан-Франциско все началось именно с его возвращения в США.

«Я подумал, что раз я уже делаю алгорейвы, можно провести целый фестиваль», – говорит он. Он начал общаться с артистами, с которыми познакомился в Великобритании, а они познакомили его со своими друзьями. Желающих выступить было много. Sideb0ard обещает, что в следующем году обязательно проведет еще один такой фестиваль. «Некоторые уже сказали мне, что хотят выступить. Это было так весело, я просто обязан это повторить», – говорит он.

Источник.


Материалы по теме:

Стримы кодеров — зачем их смотрят и почему они популярны

Люди больше не нужны: роботы тоже займутся искусством. Что делает искусственный интеллект на арт-рынке

Как ИИ помогает по-новому интерпретировать историю

Любовь во времена ИИ: как люди влюбляются в виртуальных персонажей

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сам себе Моцарт и Дрейк: подборка музыкальных нейросетей
  2. 2 Где слушать музыку в России: список музыкальных сервисов
  3. 3 Кому принадлежит нейромузыка и как её использовать в коммерческих целях, чтобы не попасть в суд
  4. 4 Правила аудиобрендинга, которые помогут компаниям избежать штрафов
  5. 5 «Прыжок на несколько поколений назад»: что происходит с российскими стримингами
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта