Истории

Книги будущего уже давно с нами. Но они выглядят не так, как мы ожидали

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Редактор

Анна Самойдюк

Прогнозы о том, как технологии повлияют на печатные книги, делались столетиями. Представлялось, что каждое новое открытие изменит их форму: газеты, фотография, радио, фильмы, телевидение, видеоигры, интернет.

Конечно, практически никакие футуристические предположения наших предков не сбылись. Изменилась не книга, а индустрия. Журналист Wired Крэйг Мод рассказал, как именно.

Книги будущего уже давно с нами. Но они выглядят не так, как мы ожидали

Многие фантасты представляли, что книга будущего будет интерактивной, живой, меняться в зависимости от того, где вы находитесь и как себя чувствуете, включать вашу окружающую среду в свою историю – например, на ее страницах может появиться название кофейни, в которой вы сидите, или день рождения друга.

Кто-то с нетерпением ждал воплощения этих прогнозов в жизнь, кто-то их боялся.

В 1990 году «книжный футуризм» достиг своего рода прекрасного предела. Профессор Брауновского университета Роберт Кувер в 1992 году написал в New York Times: «Печатная среда – обреченная и устаревшая технология, простое любопытство давно минувших дней, которое скоро нужно отправить в пыльные, необслуживаемые музеи, которые мы называем библиотеками».

Нормальные книги? Скукота! Книги будущего? Классно!

На нашу полку попадают книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты. Получите месяц на Bookmate бесплатно по промокоду RUSBASE.

Тем не менее, к середине 2000-х у нас все еще не было настоящих цифровых книг. Sony запустила платформу Librie в 2004 году, и она мало кому понравилась. Интерактивные CD-ROM исчезли с радаров. У нас были блоги, «Википедия» и интернет, но мифологическая книга будущего пока так и не появилась.

В 2007 году все изменилось. В свет вышли iPhone и Kindle. Затем, в 2010 году, нам представили iPad. Экраны с высоким разрешением были у каждого в руках или в сумке. И в какой-то момент можно было подумать, что это и есть книги будущего.

Фото: Крэйг Мод

Крик в пустыне

Перенесемся в 2018 год. Физические книги сегодня выглядят как физические книги прошлого века. А современные цифровые книги выглядят и функционируют почти так же, как цифровые книги десять лет назад, когда выпустили Kindle. Самое большое изменение заключается в том, что большинство конкурентов Amazon потеряли свою актуальность и ушли с рынка.

Amazon победила. В конце 2017 года около 83% продаж цифровых книг и  45% печатных происходят через каналы Amazon.

И вот в чем сюрприз: мы ищем книгу будущего не там. Эволюционировать должна не ее форма, а сущность. Вместо этого технологии изменили все, благодаря чему появляются книги – финансирование, печать, построение сообщества – проведя таким образом тихую революцию. Книги, которые мы держим сегодня в руках, и являются книгами будущего, хоть они такими и не кажутся.

Революция публикации

Что нужно было для создания книги двадцать лет назад? Конечно, словарный запас, но также фонтан денег. Даже если у вас они были, вам нужен был издатель. После печати книг вам нужно было место для их хранения. А затем компания, которая поставляла бы их по всему миру. Вам нужен был маркетинговый бюджет и множество связей.

Чтобы опубликовать цифровую книгу сегодня, вам все еще нужен словарный запас, но вы можете пропустить все остальные шаги.

С печатными книгами сегодня все также довольно просто, поскольку появилось множество инструментов для финансирования, производства и распространения. Blurb, Amazon, Lulu, Lightning Source и Ingram Spark – лишь несколько таких компаний, к которым у нас есть доступ. Многие из них возьмут на себя продажи и доставку. Сегодня почти любой, кто умеет обращаться с компьютером, может опубликовать свою книгу.

Технологические достижения также изменили и экономику автора. Почти половина всего его заработка поступает независимо от опубликованных книг. Впервые – возможно, с момента изобретения печатного станка – у авторов и небольших изданий есть надежные независимые варианты помимо «традиционных» путей публикации.  

Фото: Unsplash

Как краудфандинг все изменил

Kickstarter был запущен в 2009 году. Он не был первой краудфандинговой платформой, но быстро стал самой большой и влиятельной. С момента запуска Kickstarter помог финансировать более 14 тысяч проектов, связанных с публикацией, было собрано $134 млн. Многие популярные писатели впервые получили финансирование на этой платформе.

Ключевым примером книги, появившейся благодаря Kickstarter, является работа предпринимательниц Елены Фавилли и Франчески Кавалло "Good Night Stories for Rebel Girls". Проект по сбору средств на издание книги собрал $457098, что превышает заявленную цель проекта в десять раз. Во всем мире было продано более миллиона копий. Книга стала брендом. Издательство Timbuktu Labs выпустило "Goodnight Stories for Rebel Girls 2" в 2018 и подняло еще $866 тысяч.

В истории успеха книги опускается одна важная деталь. Работа не родилась за один день; авторы начали тестировать ее за шесть месяцев до запуска кампании на Kickstarter при помощи самой простой технологии: электронной почты.

Важная технология для любого автора: электронная почта

В 2014 году на новостную рассылку The New York Times были подписаны 6,5 млн человек. К 2017 году это число удвоилось. Компании вроде Mailchimp предлагали услуги новостной рассылки на протяжении двадцати лет, но они никогда не были такими популярными, как сегодня.

В ответ на бум новостных рассылок появился стартап Substack, который помогает писателям зарабатывать деньги. Большинство платформ для рассылок плохо интегрировано с системами платежей. Сбор платы за подписку может быть обременительной задачей. С помощью системы Substack издатель может легко настроить доступ к новостной рассылке за абонентскую плату.

Почти каждый писатель пользуется новостной рассылкой. В этом вся суть в собственности. Мы понимаем, что владеем списками рассылки; они портативны, их можно распечатать, хранить в безопасности; ими не управляют непонятные алгоритмы.

Фото: Крэйг Мод. Книги, которые автор опубликовал сам при помощи кампании на Kickstarter.

Первое тестовое письмо "Rebel Girls" было отправлено 25 людям; список сильно увеличился за полгода, что и привело к кампании на Kickstarter. Сила платформы заключается в том, что когда человек поддерживает проект, он делится новостями с друзьями и создает таким образом эффект сети. Чем больше сеть, тем мощнее эффект. У Kickstarter она огромна.

Новостные рассылки как книги

Проблема с жестким определением книги привела к тому, что иногда что-то, что не очень похоже на книгу, является книгой в самом ярком ее проявлении.

Бен Томпсон ведет новостную рассылку Stratchery. За $100 в год вы получаете мысли Томпсона о технологиях и стартапах четыре раза в неделю. В этом есть определенная изюминка. Кроме того, если вы действительно будете прислушиваться к его анализу, он принесет вам деньги. Поэтому это отличная сделка. Согласно публичным заявлениям, в 2014 году на его статьи были подписаны 1000 человек.

Люди вроде Томпсона эффективно пишут книги. Соберите все его эссе за год, отредактируйте их для большей ясности и у вас получится отдельная книга «Этот год в технологиях». И в каком-то смысле Stratechery – такая же книга будущего, как и Kindle.

Следует также отметить, что позиция Томпсона защищена: никто не может отнять у него подписчиков или помешать ему общаться с ними. Электронная почта – простая, скучная, старая технология. В отличие от социальных сетей ее пока не захватили алгоритмы. Это предсказуемый маркетинговый канал.

Есть в электронной почте что-то почти историческое, существующее вне обычного технологического прогресса. Она надежно работает на протяжении десятилетий. Она децентрализована. Ее использует большинство писателей. Сегодня можно открыть издательскую компанию, не создавая веб-сайт и страницу в Facebook, только при помощи электронной почты. Если же все-таки совмещать имейлы с социальными сетями, лучше всего делать это с Instagram.

Взлет аудиокниг

За последние несколько лет аудиокниги завоевали значительную долю издательского рынка. В 2017 году они принесли $2,5 млрд выручки – на 22% выше, чем в 2016.

Пусть смартфон и не является лучшим устройством для чтения, при помощи него можно легко слушать аудиокниги – нужно просто включить трек и положить телефон в карман по пути на работу.

Фото: Unsplash

С каждым годом аудиокниги становятся все более предпочтительным способом поглощения информации; это делать проще и дешевле. Рынок заполонили сильные аккумуляторы и дешевые беспроводные наушники.

В 2005 году издание The New York Times заявило, что слушать аудиокниги далеко не то же самое, что их читать. Когда-то для того, чтобы послушать литературное произведение нужно было отправиться в библиотеку, зарядить CD-плеер. Сейчас же в современном мире не нужно прикладывать никаких усилий; достаточно просто сказать «Алекса, прочитай мне “Властелин колец”». Так оно и есть. Поэтому The New York Times выпустило в марте список самых продаваемых аудиокниг.

Заключение

«Мемекс» Вэнивара Буша буквально описывал «Википедию».

Путеводитель в книге «Автостопом по галактике» – это айфон.  

В «Книге песка» Борхес писал о безграничной книге: «Тогда незнакомец сказал мне: “Хорошо изучи страницу, ты никогда ее больше не увидишь”». Это напоминает современный Twitter.

Наша книга будущего состоит из имейлов, твитов, видео на YouTube, списков рассылки, краудфандинговых кампаний, конвертаций PDF в .mobi и складов Amazon.

Ведь «книга» – это всего лишь конечная точка решетки сложной инфраструктуры, которая становится все более доступной. Даже если конечный продукт не меняется – это либо издание Kindle, либо простая книга в мягком переплете – вселенная, которая производит, вдыхает в книги жизнь и поддерживает их, меняется из года в год. Книга будущего уже с нами, она продолжает развиваться. Вы держите ее в руках. Она увлекательна. Она скучна.

Но не стройте ложных и футуристических ожиданий. Она все еще проста и примитивна.

Источник.


Материалы по теме:

Дональд Кнут – Йода Кремниевой долины

Люди верили, что технологии вредят здоровью еще 200 лет назад

50 лет назад «Мать всех демонстраций» Дугласа Энгельбарта навсегда изменила технологии

Люди производят дроны, копируя птиц. Но птицам это не по нраву

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ВОЗМОЖНОСТИ

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

ВОЗМОЖНОСТИ

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

21 октября — 9 декабря 2019

Управление проектами

21 — 22 октября 2019

NIFI: Кластер Apache NiFi

21 — 22 октября 2019

NIFI: Кластер Apache NiFi