Информация бессмысленна — и эти исследования тому доказательство

Никита Стаценко
Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

Интернет полностью изменил наш образ жизни. Мозгу приходится обрабатывать огромное количество информации: мы заходим в интернет и с головой погружаемся в новости, шутки, истории, сообщения, рекламу. Еще два десятилетия назад такое невозможно было себе представить! Но автор книги «Преломление» Бо Лотто считает, что информация не имеет никакого значения. Если понять и принять этот факт, можно научиться по-другому смотреть на мир.

Наш мозг — это машина

Информация, которая всюду обрушивается на нас, не более чем энергия. Глазами мы воспринимаем фотоны, ушами — передающиеся по воздуху колебания, разрушение межмолекулярных связей создает трение о кожный покров, химические элементы оседают на языке, а носом мы втягиваем сложные химические соединения.

Сами по себе эти источники энергии ничего не значат. Их можно сравнить с атомом или молекулой воды: понимание, как устроены эти частицы, не создаст общую картину происходящего вокруг. Взять, к примеру, то, как мы интерпретируем цвета светофора или улыбки (либо нахмуренные брови) прохожих на улице.

Наш мозг — это быстрая и удивительно натренированная машина для создания смыслов: определенный запах говорит о какой-то конкретной еде, определенная мимика соответствует какому-то настроению и так далее. Заметьте: все это — интерпретация.

Красный цвет светофора останавливает нас не сам по себе, а только потому, что мы сами наделили его такой способностью: красный — это опасность, начиная с огня и заканчивая цветом ручки у учителя в школе. Хотя на его месте вполне мог быть, например, синий или желтый.

Идея о бессмысленности информации не нова

Согласно представлениям ирландского философа и епископа англиканской церкви XVIII века Джорджа Беркли, реальность — это просто «идеи... отпечатывающиеся в чувствах».                 

Беркли изложил свои убеждения на тему восприятия в одной из самых известных работ — «Трактате о принципах человеческого знания».

Он пишет: «Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, как их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим согласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий смелость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошибаюсь, что он заключает в себе явное противоречие. Ибо что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не собственные идеи и ощущения?» Сотни лет спустя мы знаем, что он был прав: мы видим не реальность, а только то, что наш мозг выдает, обрабатывая проходящее через «промежуточное пространство».

Применяя к мыслям Беркли современные понятия нейрофизиологии, мы можем выделить четыре причины, согласно которым люди не воспринимают реальность.

1. Мы не воспринимаем всего, что можно воспринимать

Представьте, что наши чувства (зрение, обоняние, слух, осязание и вкус) — это окна. У человека эти окошки очень маленькие, тогда как у некоторых животных — широченные, от пола до потолка. Эволюция расширяет или сужает эти окошки, наделяя уникальными способностями те или иные биологические виды.

К примеру, у многих животных есть интересные особенности, связанные со зрением. У человека зрение стандартно, хотя он и смог расширить границы возможностей, благодаря изобретению прибора ночного видения. Но биологию он не поменял. Наши окошки остались маленькими, потому что эта особенность не нужна нам в борьбе за выживание. А вот северному оленю, чтобы выжить, необходимо видеть в ультрафиолетовом диапазоне. В суровой тундре благодаря уникальному зрению он замечает лишайник, который не отражает УФ-лучи. Для оленя это главный источник пищи, и природа наделила животное такой особенностью.  

Подобных явлений можно насчитать сотни. Представьте, как мало из всего этого дано человеку. 

2. Получаемая информация находится в постоянном движении

Весь мир — это движение, хаос, начиная с атомов и заканчивая явлениями природы. Все постоянно меняется. Нестабильное состояние — это основной параметр нашего мира. Сегодня мы одиноки, а через некоторое время у нас появляется большая семья. Новые возможности приходят на место новых опасностей и так далее.

Другими словами, наша «реальность» все время в состоянии изменения. Однако мы привыкли информацию воспринимать как нечто статичное. Это особенно явно проявляется в характеристиках, которые мы даем людям, забывая, что все в мире нестабильно. 

3. Все входящие сигналы очень неоднозначны

Этот тезис можно проиллюстрировать историей, которая произошла с автором книги Бо Лотто. Несколько лет назад программа BBC Coast попросила его объяснить свойства света в графстве Корнуолл, в местечке Сент-Айвс. Этот приятный прибрежный городок с пляжами и крутыми обрывами известен также благодаря исключительной красоты небу пастельных оттенков, которое просто невозможно не сфотографировать и тут же не опубликовать в Instagram. Поэтому Бо с удовольствием принял их предложение, попросив год на исследования: нужно измерить характеристики света в разные времена дня и года. «Отлично! — сказал продюсер BBC. — Но у нас только один день». Ученый немедленно приступил к работе и обнаружил: есть простой способ в такой спешке найти ответ на вопрос, поставленный передачей.

Если свет в Корнуолле выглядел иначе, то проблема была не в том, что он был другим. Нужно было найти источник, причину этой особенности. В связи с этим Бо решил сравнить воздух в графстве и в Лондоне рядом с его офисом в Институте офтальмологии. Он купил фильтр для очистки воцздуха и надел на него насос, который работал на всасывание. Через час использования этого оборудования стало совершенно ясно, что не так с лондонским воздухом, — огромное количество загрязняющих твердых примесей. Когда Бо проделал то же самое в графстве, — в фильтре осталось намного меньше грязи. Его заключение: небо Корнуолла приобретает необычный оттенок благодаря чистоте воздуха и отражению света от воды.

Источником информацией в этой истории служит небо. Оно так или иначе одинаково во всем мире, но под воздействием различных факторов трансформируется, и мы видим нечто совершенно иное. Так происходит и с другими сигналами, достаточно вспомнить зрительные иллюзии или солнечные лучи, которые также искажаются под воздействием различных факторов.

4. Руководства по использованию не существует

Представьте, что перед вами лежит камень. Он никогда не скажет вам, что с ним делать. Он может быть инструментом, оружием или прессом для бумаги. У камня нет никакого свойственного ему от природы значения, цели или применения. Другими словами, камень, как и любой другой объект, не дает никакого руководства к действию. Реальность не указывает нам, как себя вести, это мы решаем сами.                       

Может показаться, что эти рассуждения к людям не относятся. Но посмотрите: человек тоже подает только лишь сигнал, интерпретация которого полностью зависит от других людей. Для одних улыбка — это доброжелательность, для других — насмешка. Человек — всего лишь такой же предмет реального мира: то есть источник, по сути, бесполезной информации.                      

Что дает нам это знание? Порой мы слишком много внимания уделяем попыткам заведомо придумать верный ответ в той или иной ситуации. Но другой человек — не фурнитура с инструкцией из IKEA. Верного ответа не существует, потому что наши сигналы бессмысленны. И как именно распознает сигнал тот или иной человек, — игра в «угадайку», не более того.

Мы разобрали четыре причины, почему информация бессмысленна. Вывод: в конечном счете информация не имеет значения. Тогда как познавать мир? Ответ простой: методом проб и ошибок. Этот механизм заложен в нас, он позволяет нам выживать. И именно действие — самое важное, что двигает нас вперед.

На нашу полку попадают книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты. Получите месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE.

Материалы по теме:

Игорь Рыбаков выделил три фактора, определяющих успех компании

Билл Гейтс назвал лучшие книги 2017 года

Эти книги о вирусах и эгоизме помогли решить проблемы с HR, маркетингом и клиентским сервисом

Все говорят «найти работу по знакомству». Как на самом деле это сделать?

Фото на обложке: Nick Hillier / Unsplash


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Volga Angels 2018
7 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase