Top.Mail.Ru
Истории

Все говорят «найти работу по знакомству». Как на самом деле это сделать?

Истории
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Объясняет эксперт по нетворкингу и ведущий World Business Channel Максим Чернов в книге «Из связей в князи, или современный нетворкинг по-русски».

Все говорят «найти работу по знакомству». Как на самом деле это сделать?

По статистике портала SuperJob, девять из десяти человек осознают важность связей при построении карьеры.

Недавно я общался с приятелем, который занимает позицию менеджера в McKinsey в Сингапуре (это довольно высокий уровень для консалтинга — с зарплатой от $20 тысяч в месяц). Вот несколько основных мыслей о процессе подбора персонала после разговора с ним.

Самое слабое звено в процессе — сотрудник отдела кадров (HR-специалист). Он принимает резюме от кандидатов, но, как правило, не знает ни критериев отбора, ни запросов руководителя отдела. Соответственно, большая часть резюме не выкидывается, а отобранные для следующего этапа кандидаты не соответствуют требованиям.

Чтобы поднять свои шансы в несколько раз, нужно найти человека в компании, который порекомендует вас на должность. Делается это так: резюме отправляется через стандартную процедуру (попадает в отдел кадров), параллельно пишется письмо (или делается звонок) знакомому сотруднику с просьбой вас порекомендовать (либо хотя бы убедиться, что ваше резюме пойдет дальше на рассмотрение в нужный отдел). С сотрудником можно быть знакомым лично, через кого-то, иметь другую связь (закончили один вуз, работали в смежной индустрии и т.д.).

Хотите попасть в известную компанию на высокую позицию — изучайте, как устроена структура компании и процесс рекомендаций, и занимайтесь нетворкингом.

Упражнение. Прямо сейчас запишите 10 компаний мечты, в которых вам очень хотелось бы работать. А теперь сделайте то, что практически никто никогда не делает: начните искать людей, которые там уже работают или работали раньше.

Как правило, 70–80% вакансий не выкладываются в открытый доступ. Это значит, что о большинстве вакансий вы сможете узнать только через своих знакомых.

Выходить на нужных людей можно по-разному:

  • через своих знакомых или родственников;
  • Facebook, можно искать по компаниям среди друзей и их знакомых;
  • LinkedIn, ваша задача — найти сотрудника компании, в которой вы хотели бы работать. Дальше нужно установить с ним контакт. Начинаете с письма или сообщения. В идеале вам нужно мотивировать человека с вами созвониться, а еще лучше — встретиться. Отвечать на ваши запросы будут, конечно, не все. Но если вы на первом шаге напишите хотя бы десятерым, то трое-четверо из них, скорее всего, отзовутся. А с одним-двумя вы встретитесь или созвонитесь.

Важно: не нужно сразу же просить нового знакомого порекомендовать вас отделу кадров или нанимающему менеджеру. Эту ошибку допускают многие.

Что стоит сделать на первом этапе:

  1. рассказать о своей мечте работать в этой компании;
  2. разузнать информацию о компании, которой нет на работных порталах, а именно:
  • тип людей, интересующих работодателя: лидеры, исполнительные, «пробивные», командные игроки, индивидуалисты;
  • качества, которые особо ценятся в компании (конкретном отделе);
  • нынешняя ситуация с набором в компанию (на работных сайтах вы видите только верхушку айсберга);
  • что сейчас происходит в компании (реальная зарплата, сокращения, расширение);
  • как себя чувствует конкретный отдел (бренд,команда).

Вам нужно собрать максимум сведений, чтобы понять, хотите ли вы работать в этой компании. На основе полученных данных вы сможете адаптировать резюме и сопроводительное письмо и лучше подготовиться к собеседованию. 

Кстати, когда вас позвали на собеседование, не забудьте собрать досье на человека, который будет его проводить, чтобы лучше подготовиться к встрече.

В некоторых компаниях существует официальная система рекомендаций. То есть вы с гораздо большей вероятностью можете получить работу, если вас порекомендует сотрудник. Подобную систему используют такие гиганты, как Google, Facebook, Uber, Airbnb, Dropbox, Credit Suisse, British American Tobacco, JTI, SuperJob, Softline, Hewlett Paccard, KupiVip. Citibank, SAP, IBS, Microsoft, 3M и многие другие компании.

Как получить повышение?

Один мой знакомый банкир недавно рассказал такую историю. Во время сокращения уволили его коллегу с 20-летним стажем работы. Знакомый вполне справедливо заметил, что это было не совсем справедливо, так как человек — один из самых опытных специалистов в компании. На что я резонно заметил: значит, наработанного опыта не хватило для того, чтобы остаться в компании. Либо он с кем-то не нашел общий язык, либо не смог себя «продать», либо не понял, кто принимает важные решения. То есть опыт непосредственно в работе — лишь одна составляющая успеха.

Расскажу о трех обязательных составляющих деловой коммуникации, актуальных для любой компании.

  1. Необходимо понять правила игры: какие существуют связи (формальные и неформальные), кто с кем общается, кто принимает решения. Собрав нужную информацию, вы поймете, как себя следует вести дальше.

    Карьера в большой компании — не важно, российской или зарубежной — это всегда политика. Хотите добиться успехов — примите правила игры. Поймите, кто ЛПР — лица, принимающие решения. Не всегда эти люди занимают высокие позиции. Это могут быть «серые кардиналы». Вам нужно понять для себя — кто они.

  2. Определите цели компании, руководства, отдела. Например, какие проекты здесь наиболее важны. Всегда есть куча вещей, которые нужно делать, но мы не успеваем. Но есть и фокусные проекты. И если вы занимаетесь тем, что по каким-то причинам особенно важно вашему руководству, шансов продвинуться будет гораздо больше. Это не значит, что вы должны забрасывать всю остальную работу, вам необходимо правильно расставлять приоритеты.

    Разузнайте, что в данный момент важно для вашего руководства. Это может быть некая структуризация или организация процессов в компании, деньги и все, что их приносит. У вашего директора есть любимый бренд или отдел? Значит, двигайтесь в этом направлении!

  3. Несколько слов для тех, кто все-таки считает, что важнее иметь глубокие знания и опыт, а не только связи выстраивать.

    Определите ваши нынешние слабые стороны в профессии. Это может быть нехватка навыков управления или недостаточная техническая квалификация, неумение продавать, нежелание вести презентации. Вы должны выявить свои «минусы» и расписать план по их устранению на ближайший год. 

    Мы ведь не говорим о том, что нужно сразу продвинуться в карьере и стать большим начальником. Задача вполне реалистична: за год «закрыть» свои профессиональные пробелы. Способов море — полноценное образование, курсы, книги. Главное — понять, что именно подтягивать и двигаться в этом направлении!

Если все эти три вещи вы будете делать правильно, ваши шансы на успех в карьере будут выше, чем у 99% людей.


Материалы по теме:

Карьера в технологиях — не единственный способ добиться успеха

«Мой лучший клиент работает на Белый дом»

Когда новые знакомые спрашивают: «Чем ты занимаешься?», я регулярно впадаю в ступор

Бывший пиарщик Maxfield Capital рассказал о своей карьере и переезде в Германию

Cover photo by Redd Angelo on Unsplash.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Люди хотят общаться с людьми, а не с навязчивыми баннерами»: главные ошибки онлайн-нетворкинга и как их избежать
  2. 2 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
  3. 3 Деловой нетворкинг в Америке: главные советы
  4. 4 Не ДМС единым: как проявить заботу о сотрудниках, чтобы они точно оценили
  5. 5 «Продуктивность заметно выросла»