«Мой лучший клиент работает на Белый дом»

Мария Соснина
Мария Соснина

Корреспондент

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

Один из своих первых интернет-магазинов Кирилл Морозов сделал во время студенческой подработки в Штатах. Спустя несколько лет он уже сотрудничал с такими брендами как Ford, TOMS Shoes и Bragard, а в 23 года стал автором технологии, которую запатентовал eBay.

Морозов начал карьеру программиста в киевском офисе компании Magento, после чего не расставался с платформой, ставшей популярной на мировом рынке eCommerce. Сегодня он возглавляет компанию Morozov Group и собирается стать официальным российским партнером Magento.

Корреспондент Rusbase Мария Соснина расспросила Морозова о том, чем западные клиенты отличаются от российских, сколько платят за работу над большими проектами и зачем нужны магазины столичным аэропортам. 

О начале карьеры

Я закончил факультет кибернетики и прикладной математики Киевского университета. На третьем курсе начал заниматься Magento, а в конце года уехал в Нью-Йорк по программе Work&Travel. Было лето 2009 года, мои сокурсники носились по заправкам и фастфудам, а я сидел в офисе и делал сайт для ювелирного магазина. Платили мне за это 500 долларов в неделю. С учетом того, что жилье мне оплачивали, это были неплохие деньги.

Вернувшись в Киев, я понял, что хочу не просто разбираться в коде Magento, а хочу работать в этой компании. Я пришел в их киевский офис, сказал, что знаком с системой и уже делал проект с eCommerce платформой. Меня взяли сначала на позицию стажера, а на пятом курсе я попал в штат, став самым молодым разработчиком в команде.

В 2009 году еще не было бума интернет-магазинов, тогда они считались экзотикой. Но волна надвигалась, и я решил ее оседлать.

Тогда же я, к своему удивлению, узнал, что половина Magento написана в Киеве, где сидела довольно большая команда разработки. Я работал программистом в отделе Professional Services, который занимался внедрением платформы для крупных клиентов.

Это была потрясающая школа – мы столкнулись с проблемами роста платформы: шли сотни заказов, регулярно что-то ломалось, и приходилось постоянно обтачивать функционал. Помню, что за пять месяцев я сделал 270 правок блоков кодов в Magento и изучил систему, как свои пять пальцев. Нас с коллегами стали звать на конференции в США, Австрию и Россию в роли экспертов на различных проектах. Платформа семимильными шагами шла вперед и применялась на самых крупных интернет-магазинах в мире. Мы были первые, и у нас все учились.

Кирилл Морозов. Здесь и далее: фото Маши Парфитт.

Из Киева меня начали отправлять в командировки в Штаты. В Лос-Анджелесе я несколько недель оптимизировал систему для TOMS Shoes, а в Небраске помогал внедрять платформу компании Gallup, которая продает статистические отчеты и социологические исследования. Помню, был поражен работоспособности американцев, когда случайно заглянул в офис одной из компаний во время февральского Presidents' Day. Почти все сотрудники находились на своих рабочих местах, хотя это был официальный праздник, и вся страна отдыхала.

О eBay и Google

В 2011 году eBay купил акции Magento, и это позволило платформе получить кредит доверия от будущих клиентов и выйти на крупный промышленный сегмент, на холдинги. После этой сделки большой бизнес стал серьезнее относиться к Magento. В итоге я и мои коллеги стали сотрудниками eBay, и началась массовая миграция: кто-то переехал в Штаты, кто-то перешел в PayPal, который был подразделением eBay.

Лично для себя я увидел классную возможность реализовать идеи внутри большой компании. Так, в 2015 году eBay запатентовал мою технологию использования прямого соединения сервера с платежным шлюзом напрямую из браузера клиента.

Обычно при оплате картой вы переходите с сайта магазина на другую страницу. Я придумал, как сделать, чтобы покупатель вводил данные карты прямо на странице оформления товара и чтобы они не попадали на сервер к продавцу.

eBay заплатил за регистрацию этого патента 20 тысяч долларов. Позже eBay и Magento расстались, поэтому дальнейшая судьба патента мне, увы, неизвестна.

Когда я работал в eBay, мной начали активно интересоваться ребята из Google. Я сходил на встречу, где мне предложили развитие в роли админа/DevOps. Подумав, я отказался. Мне нравилось работать с клиентами и крупными проектами, ездить в командировки. Администрирование после этого, пусть даже в Google, выглядело довольно унылой перспективой. Позже я запустил Magento на Google App Engine и сейчас в том числе занимаюсь обновлением этого проекта для Magento 2. 

В Штаты жить я так и не уехал, зато на несколько месяцев отправился в Австралию. Агентство eWave хантило людей, хорошо знающих Magento, и я был в их числе. Я уволился из eBay и полетел на разведку в Сидней. Коллеги из агентства там как раз запустили локальные интернет-магазины Nike и Canon, и мне было приятно поработать над большими проектами.

В целом все было классно, но после США мне показалось, что у австралийцев какой-то замедленный ритм жизни. А еще у меня забеременела жена, которой не очень подходил местный климат. Она из Москвы, поэтому мы решили, что пришло время пожить в России.  

О Magento

Уход из большой компании редко дается легко. Ты начинаешь думать – а как же страховка и соцпакет, а как же зарплата, в конце концов. Но если хочется самостоятельности, ты просто себя пересиливаешь и не обращаешь на эти мысли внимания. Для меня карьерный уровень определяется не позицией в большой компании, а тем, насколько сильно мои решения влияют на других людей. То есть на работу десятков магазинов и действия тысяч покупателей. 

После возвращения из Австралии я начал сотрудничать с различными компаниями и студиями (например, Komplizierte Technologien). Так, в августе 2015 года под моим техническим руководством был запущен магазин Tvoe.ru. Позже, когда в России вступили в силу поправки к ФЗ-152 о персональных данных, я помог перевезти «Снежную королеву» – то есть сайт snowqueen.ru – из Германии в московский дата-центр. Мы также запустили версию этого сайта на китайском языке.

В 2016 году я понял, что хочу глубже погрузиться в технический консалтинг и сосредоточиться на реализации масштабных eCommerce-проектов. Я запустил компанию Morozov Group. Это небольшая команда из четырех человек, включая меня и жену. Жена занимается всей маркетинговой частью и продажами, я отвечаю за разработку. Клиентов находим по знакомству и через LinkedIn, во время пресейлов, используем контекстную рекламу. Скоро будем участвовать в тендерах.

Мы не гонимся за большим количеством маленьких клиентов, наша цель – стать официальным партнером Magento. Это позволит вести драку за крупный сегмент – например, розничные сети, заводы, B2B-сектор.

Я готов сделать магазины для всех  московских аэропортов. Например, интернет-магазин франкфуртского аэропорта, который обслуживает 61 млн человек,  работает на Magento. Пока вы летите в самолете или едете в такси, можно заказать покупки в duty free, и к трапу все принесут. Насколько знаю, в России о подобном задумывается только «Шереметьево».

Я работаю в промышленном сегменте и берусь за проекты с каталогами от ста тысяч позиций и тысячами ожидаемых клиентов. Обычно за такие проекты платят не меньше миллиона рублей. Это не такая уж заоблачная сумма: контракты долгосрочные, и деньги уходят на зарплаты хорошим программистам.

В России у меня несколько десятков клиентов, за границей из самых крупных – Bragard и Royal Robbins. Bragard шьет именную форму, компания существует на рынке 80 лет и сосредоточена на люкс-сегменте. Ее клиенты – отели, авиакомпании, казино, рестораны и Белый дом. Тот самый, который в Вашингтоне. Я стал работать с Bragard благодаря старым связям в Нью-Йорке. Мой приятель пришел туда техдиром и перевез их онлайн-магазин на Magento. До этого там все было по старинке: сидели операторы, получали факсы, вручную вбивали в компьютеры заказы.

До знакомства с Magento я испробовал десятки разных платформ – Joomla, WordPress, Битрикс и так далее. Битрикс очень популярна в России, но она, конечно, попроще Magento и при этом у нее проблемы со стройностью архитектуры. Совсем недавно ребята из Битрикс хвастались своей технологией композитного дизайна. У Magento она была с 2014 года. Просто компания акцентировала внимание не на этом, а на своем маркетинговом функционале.

Сегодня в сегменте электронной коммерции Magento занимает солидную долю мирового рынка (смотрите статистику – прим. Rusbase). На ее платформе работают Nike, Coca Cola, Burger King, Samsung, Canon, Gucci и другие известные бренды. Из Киева я плотно работал с компанией Ford. Там была уникальная ситуация – надо было реализовать решение, когда каждый из 4000 автодилеров заходит в систему, ставит цену со скидкой на любой из 2000 товаров, а клиент, попадая на сайт магазина, видит цены конкретного дилера в конкретном штате. То есть все региональные офисы Ford получили возможность выставлять свои цены. Тогда мы впервые реализовывали крупнейшую в мире настраиваемую платформу Magento eCommerce, часть которой я писал сам. Оптимизировали базы данных и калькуляцию цен. 

На российском рынке на Magento работают магазины «Ашан», «ТВОЕ», «Снежная королева», L'Oreal. С этой же платформы, насколько мне известно, начинала Lamoda. В России Magento не очень популярна примерно по той же причине, почему не все здесь ездят на «мерседесах» (смотрите статистику по российскому рынку – прим. Rusbase). Это просто другой класс, а не какая-то одна из многочисленных CMS. По сути, это серьезное промышленное решение, рассчитанное на крупных клиентов, которые хотят гибкий продукт «под себя». Жаль, что  Москве до сих пор нет официального представительства компании, и на всю страну – лишь три-четыре компании-интегратора, которые делают интернет-магазины на Magento. 

Я был поражен, когда узнал, что никто в России не умеет нормально готовить хостинг для таких систем, как Magento. Эта платформа рассчитана на большие нагрузки, объемный каталог, тяжелые маркетинговые кампании. Magento довольно прожорливая, любит «поесть» процессор. И хостинг должен быть к этому готов. Сейчас я решаю эту проблему и уже договорился о партнерстве с с одной из московских хостинговых компаний. Уверен, что с хорошим хостингом дела у Magento пойдут вверх.

О eCommerce в России

Отличия в подходах к созданию интернет-магазинов в России и на Западе довольно существенные. Там люди охотнее вкладываются в интернет, понимают, что это важная часть бизнеса. Здесь же eCommerce – далеко не приоритетное направление. Можно делать, а можно и не делать.

Для офлайна бывает странно, почему конверсия из интернет-магазина ниже. Часто сталкиваюсь с завышенными ожиданиями – хотим миллион продаж в год. То есть несколько тысяч продаж в день! На Западе для меня открылось все многообразие решений в плане отношения к электронной коммерции. Некоторые компании интегрируют ее так глубоко, что начинают принимать все заказы только через интернет. Частично это объясняется особенностями градостроения.

В России розница пока прекрасно может существовать без интернета: квартал высоток подняли, магазин открыли, и он не знает отбоя от покупателей. В Штатах или в Австралии, где города растут вширь, до ближайшего торгового центра надо ехать полчаса-час на машине. Поэтому всегда проще заказать что-то в интернете.

Официальных партнеров у Magento в России всего два. Быть партнером – это значит в основном продавать платную платформу Magento Enterprise и помогать магазинам усиливать ее в плане функционала, внедрять интеграции с корпоративными системами. Не все в России готовы покупать Enterprise. Во-первых, это дорого (от 16 тыс долларов в год – прим. Rusbase). Во-вторых, иногда действительно лучше взять бесплатную Magento Community и нанять человека, который доведет ее до ума. Важно только понимать, что Magento – сложная система, и нанимать для работы с ней нужно сертифицированных специалистов. Далеко не все команды могут их потянуть. Поэтому берут людей подешевле, после чего начинаются вздохи из серии «ой, какая эта платформа сложная и тяжелая, давайте переедем на другую».

Мой совет маленькому бизнесу – работайте с бесплатной Magento 2.0. Ее запаса прочности хватит на ближайшие 8-10 лет. Если нужен магазин без серьезных выкрутасов, то сумеете разобраться в коде. И не будет ни головняков, ни желания переехать на другую платформу.

26-27 сентября в Москве пройдет международная выставка технологий в образовании EdTech Alley. Для участия приглашаются проекты с решениями из области VR/AR, Робототехника, Оборудование, Развивающие игрушки, LMS (в том числе ПО), Контент, AI. Узнать подробности можно тут.



Материалы по теме:

Полезная инструкция: как выбрать технологию для веб-проекта

Как стартап с русскими корнями интегрирует VR и 3D-технологии в ведущие международные компании

Ошибка при использовании ПО может стоить вам дорого. Как себя обезопасить?



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
BigData Conference (ICBDA'2017)
15 сентября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase