Писатель и колумнист Forbes Стив Деннинг (Steve Denning) рассуждает об особенностях agile-подхода к управлению проектами и пытается разграничить понятия agile, scrum и kanban, которые в наше время нередко путают.
Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.
Вчера я видел, как профессор менеджмента без какого-либо стеснения произнес: «Agile? Не слышал о таком». Профессор менеджмента, не какой-то уличный прохожий!
Дело в том, что многим руководителям agile до сих пор кажется странной идеей. В самом деле, agile остается самым сокровенным секретом менеджмента на планете. Даже когда с этой методологией сталкиваются менеджеры высшего звена, им часто сложно понять ее суть.
Фото: ayesirally/Twenty20
Одна из причин – простая удовлетворенность текущим статусом кво и отсутствие желания узнать о доступных альтернативах, несмотря на все более убедительные доказательства несостоятельности традиционных приемов управления в условиях постоянно меняющейся экономики. Однако, осознают менеджеры это или нет, переход на agile – необходимое условие выживания.
Еще одна причина – слишком мало информации в журналах о бизнесе: до недавнего времени даже в Harvard Business Review можно было найти лишь крупицы информации об agile. Многим он до сих пор кажется чем-то из неведомого мира разработки ПО, способом организации рядовых низкоуровневых дел, не имеющим никакого значения для руководства высшего звена и менеджмента в целом.
Что вообще такое agile?
Дополнительная причина в том, что приверженцы agile из мира разработки ПО не способны влиять на вещи за пределами рынка ПО, и иногда не правильно понимают суть методологии, как отмечает Майкл Сахота (Michael Sahota) в своей книге «Руководство по переходу на agile и трансформации ради выживания» (An Agile Adoption and Transformation Survival Guide).
Энтузиасты agile часто не видят разницы между принятием и трансформацией. К сожалению, часто сторонники изменений говорят о принятии agile, а не о трансформации корпоративной культуры и способа мышления по принципам agile.
Печальное следствие такой ограниченности взглядов в том, что агенты изменений часто предпринимают попытки трансформации, не полностью понимая последствий этого для организации. В результате, часто их ждет неудача.
Существует путаница между agile как набор практик и agile как нечто большее. Сахота пишет:
В целом, что такое agile? Общепринятое определение приводится в «манифесте agile», которому уже десяток лет. Agile – это идея, подкрепленная набором ценностей и убеждений. Иными словами, agile задает целевую культуру для успешного создания ПО.
Agile, подчеркивает Сахота, это больше чем просто процесс.
Agile часто понимают как процесс или совокупность процессов. Это пусть и верная, но опасная и некорректная абстракция. К несчастью, по незнанию я и сам не раз транслировал эту позицию. Но если бы agile был просто совокупностью процессов, культурные проблемы не были бы так распространены.
Agile – это еще и больше, чем продукт.
Слишком часто agile подается как продукт. Компании испытывают свои проблемы – например, долгое время вывода на рынок или низкое качество – и ищут решение. Всем известны преимущества agile, и вот уже организуется проект, для которого в качестве решения берется agile. Дэйв Томас (Dave Thomas) предложил идею «зубной agile-феи», которая под видом agile-специалистов прилетает и с помощью волшебной пыли избавляет проблемные проекты от всех недостатков. Это миф: agile – не панацея.
Как я уже упоминал ранее, scrum как наиболее распространенная форма agile сочетает в себе и практики и ценности методологии. Сахота пишет:
Agile требует фундаментальных перемен в мышлении. Тобиас Майер (Tobias Mayer) писал, что scrum – это в намного большей степени новое мировоззрение, нежели процесс. Отличную мысль сказал в своей презентации Боб Хартман (Bob Hartman): «делать agile» и «быть agile» – это разные вещи. Мы «делаем agile», если выполняем советы agile, и «воплощаем в себе agile», когда в своих действиях руководствуемся принципами agile. Опытные практики знают, что советы помогают достичь нужной цели.
В результате scrum трудно реализовать в традиционной культуре как раз потому, что характерные для scrum, противоречат ценностям иерархической бюрократии подчинения и контроля. Сахота делает логичный вывод, что такие попытки внедрения scrum могут принести временный эффект, но кардинально ничего не изменит, пока традиционная культура будет сохранять свое главенство.
Фото: ribkhan/Depositphotos
В свою очередь, kanban-методика как набор практик привлекательна тем, что ее можно использовать в условиях традиционной культуры, иерархии и бюрократии. Такой подход позволяет адаптироваться к уже существующей культуре без необходимости ее менять.
Все потому, что главная идея kanban – визуализация рабочего процесса. Она заключается в создании физической панели, на которой можно наглядно отмечать прогресс. Ключевая идея в том, что задачи начинают с левой стороны доски и постепенно двигаются вправо по мере завершения промежуточных фаз работы к положению «завершено». Законченные задачи, готовые к запуску, скапливаются в конце. Kanban-доска используется для того, чтобы ограничить количество выполняемых задач и таким образом повысить общую продуктивность.
Соответствует ли kanban ценностям agile?
Возможность kanban уживаться с традиционной иерархической культурой наводит Сахоту на интересный вопрос: соответствует ли kanban принципам agile? Сахота пишет:
Раньше мне так казалось, но больше нет. Я осознал, что такая позиция (kanban – это agile) может быть опасна из-за различий в культурных ожиданиях.
Этот вывод интересен тем, что принято считать иначе, а именно kanban, scrum и XP являются главными способами реализации «манифеста agile».
Сахота рассматривает мнение, что kanban можно использовать в качестве «троянского коня» или «стартового наркотика».
Согласно теории стартовых наркотиков с более слабых веществ (kanban) зависимые переходят на более сильные (scrum, XP)… Известны случаи, когда благодаря kanban команды начинали без видимых причин сотрудничать друг с другом, обучаться, выявлять и решать проблемы. Такие случаи были и в моей практике, и они же подтверждают теорию использования kanban в качестве троянского коня (внутри которого спрятана идеология agile).
Хорошо, когда люди с постоянным темпом работают над улучшением своей рабочей среды. Многие организации не готовы к радикальным изменениям (пусть даже они необходимы). Для таких компаний kanban – отличный способ начать. Попытка встать с дивана и сразу пробежать марафон (scrum) может привести к сердечному приступу, и лучше начинать с пробежек по району (kanban). Исследовать эту тему далее лучше, анализируя процессы принятия и трансформации.
По мнению Сахоты, kanban + agile = agile. Если реализовать ценности agile на основе практик kanban, то понемногу вы придете к agile.
Для того, чтобы прийти к пониманию agile, можно начать с kanban и развиваться в процессе. В такой ситуации важно сосредоточиться на ценностях и принципах agile, согласно которым политики и процессы используются для поддержания работы. Такой подход может принести результат, когда scrum и XP будут неуместны.
Олаф Льюитц (Olaf Lewitz) убежден, что kanban можно и нужно использовать точно так же, как agile – в качестве противовеса статусу кво. Главная задача – обеспечить анализ ситуации, который поможет обосновать необходимость перемен. Льюитц утверждает, что «система – это люди», и именно они должны быть центральным элементом любой программы изменений.
В конце концов, ответ на вопрос, соответствует ли kanban ценностям agile – зависит от другого, более существенного вопроса: реализуются ли ценности agile? Если им уделяется должное внимание, методология будет работать. В противном случае – нет.
Материалы по теме:
Agile — это шанс переориентировать маркетологов с процесса на результат
Серьезному бизнесу нужен Agile – попрощайтесь с неэффективными сотрудниками
Как сделать так, чтобы agile работал в стартапах
6 заблуждений, которые мешают стартапам успешно перейти на agile
Фото на обложке: ayesirally/Twenty20
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025