Неценовая конкуренция — это методика борьбы за внимание и лояльность ЦА. Цена на товары или услуги используется бизнесменами как инструмент для привлечения потребителей и повышения конкурентоспособности предлагаемой рынку продукции. Однако эта стратегия работает не всегда безотказно. Ведь ключевой фактор выбора любого товара или услуги — высокое качество, безупречный сервис и бонусные программы.
Периодически цены по некоторым причинам приходится повышать, в результате чего нередко снижается конкурентоспособность продукции. В такой ситуации лояльность потребителей можно заслужить, применяя методы неценовой конкуренции. В статье узнаете про виды, какой бывает неценовая конкуренция и как ее стимулировать.
Содержание
- Неценовая конкуренция: что это такое
- Рациональность применения неценовой конкуренции
- Неценовая конкуренция: преимущества и недостатки
- Неценовая конкуренция
- Неценовая конкуренция: ключевые направления
- Основные стратегии
- Отрасли
- Методы
- Примеры
- Стимуляция неценовой конкуренции
- Неценовая конкуренция в рамках антимонопольного права
Неценовая конкуренция: что это такое
Это способ борьбы, позволяющий бизнесмену преодолеть конкуренцию, используя эффективные рыночные факторы, такие как:
- дифференциация ассортимента с учетом потребностей разных ЦА;
- повышение качества, долговечности и функциональности продукции;
- улучшение клиентского и гарантийного сервиса;
- внедрение инновационных технологий, новых проектов и бизнес-моделей;
- применение программ лояльности;
- предоставление гарантий, скидок, льгот или дополнительных услуг;
- разработка и создание торговой марки с позитивной репутацией;
- использование рекламы и маркетинговых приемов, чтобы продвинуть продукт и привлечь потребителей;
- совершенствование логистики и способов распределения товаров.
Ценовая и неценовая конкуренция отличаются использованием разных рыночных стратегий. В первом случае внимание потребителей привлекается за счет сниженной стоимости продукта. Такой способ позволяет предпринимателю сократить производственные расходы и увеличить количество продаж.
Неценовая конкуренция фирмы выстраивается по другому принципу. В этом случае учитывается, что некоторые потребители предпочитают качественный, а не дешевый продукт. Поэтому бизнесмены, не снижая затрат на производственные процессы, добиваются улучшения товарных характеристик и качества предоставляемых услуг.
Рациональность применения неценовой конкуренции
Использовать неценовую конкуренцию оптимально в случаях, когда:
- Невозможно снизить стоимости продукции. Такая ситуация может возникнуть из-за картельного соглашения или ограничений со стороны государственных надзорных органов.
- Покупательский спрос превышает возможный объем предложенных товаров или услуг. Это дает возможность фирме использовать неценовую конкуренцию для получения хорошей прибыли.
- Производство, продвижение и реализация товаров или услуг требует больших вложений. В этом случае снижение цен станет для компании убыточным.
- Высокая маржинальность, которая позволяет получать хорошую прибыль без снижения цен. Это дает возможность инвестировать часть денежных средств в развитие бизнеса.
Торговля дифференцированными товарами различных брендов, отличающимися друг от друга упаковкой, дизайном, качеством и долговечностью, служит идеальным поводом для применения неценовой конкуренции.
Если предпринимательская деятельность построена на производстве и продаже предметов роскоши, одежды, аксессуаров премиум-класса, то конкуренция с помощью регулирования цен практически невозможна.
Однако такой бизнес может быть вполне успешным. Финансово обеспеченный потребитель акцентирует внимание на бренде, эксклюзивности товара, качестве материала и исполнения.
Неценовая конкуренция: преимущества и недостатки
Эта методика в зависимости от вида стратегии и способов ее применения может иметь как плюсы, так и минусы.
Преимущества характеризуются следующими факторами:
- Возможность привлечь и удержать потребителя за счет реализации дифференцированных товаров, не прибегая к понижению цен.
- Доступные предпринимателям рыночные инструменты для ведения конкурентной борьбы.
- Возможность с помощью этой стратегии завоевать лояльность покупателей, увеличить прибыль и расширить границы бизнеса.
Характеристика неценовой конкуренции кроме позитивных факторов содержит и некоторые недостатки:
- Отказ от снижения цен приводит к потере группы покупателей, для которых в первую очередь важна стоимость товара, услуги.
- Чтобы грамотно реализовать рыночные методы могут понадобиться услуги опытных профессионалов.
- Гибкая ценовая стратегия, как правило, вызывает мощное противодействие конкурентов. Появляется необходимость в том, чтобы использовать дополнительные ресурсы и финансовые вложения.
Неценовая конкуренция
Неценовой рыночный инструмент имеет несколько видов. При этом методы такой стратегии для более высокой продуктивности бизнеса используются чаще всего не по отдельности, а комплексно.
Сервисная
Этот рыночный инструмент помогает улучшить работу с покупателями. Для удовлетворения их потребностей необходимо грамотно организовать диспетчерскую службу / техподдержку, бесплатную доставку товаров.
Читайте по теме:
Стратегия и методы борьбы с конкурентами в бизнесе
Как остановить нездоровую конкуренцию между руководителями
Продуктовая
Такая стратегия заключается в расширении ассортимента для привлечения и удержания потребителей. С этой целью увеличивается выпуск дифференцированной продукции или закупка товаров.
Функциональная
Такой инструмент неценовой конкуренции предполагает расширение диапазона дополнительных услуг, которые не относятся к основной сфере деятельности компании. Например, можно установить в торговом зале:
- автоматов для продажи газет,
- журналов,
- сладостей,
- выпечки,
- газированных/горячих напитков,
- копировальной техники, банковских терминалов.
Инновационная
Неценовая конкуренция этого вида характеризуется оперативным внедрением передовых технологий. В рамках стратегии предусмотрена возможность получить консультацию или заказать доставку продуктов в режиме онлайн. Для этого используются специальные мобильные приложения.
Коммуникативная
Эффективный в розничной торговле рыночный инструмент помогает увеличивать количество продаж, при этом нужно наладить контакт с покупателями и постараться найти к каждому свой подход.
Дифференциация продукции
Главная задача этой стратегии — производство и реализация оригинального товара, отличающегося габаритами, формой, упаковкой, позитивными характеристиками.
Реклама и продвижение
В этом случае на помощь неценовой конкуренции приходят эффективные маркетинговые приемы. Правильно организованная рекламная кампания позволяет потребителю выбрать оптимальный для него продукт.
Неценовая конкуренция: ключевые направления
Неценовая стратегия строится в 2 направлениях, которые на практике применяются по отдельности или комплексно. Первый вектор — конкуренция в области сырьевых рынков, а второй — борьба за нишу в сфере реализации услуг и сбыта продукции.
Основные стратегии
Благодаря политике неценовой конкуренции каждый предприниматель старается производить продукт, который будет обладать улучшенными или уникальными характеристиками.
Чтобы бизнес был успешным, большое внимание уделяется организации логистики и системе сбыта. Ключевые направления неценовой конкуренции являются важными стратегическими вехами, на которые следует ориентироваться.
Отрасли
Существуют 2 ключевые ветви неценового рыночного механизма. Обе на практике чаще всего применяются не по отдельности, а одновременно, взаимно дополняя друг друга.
Методы
Существующие способы применения неценовой конкуренции включают в себя следующие положения:
- улучшение качественных характеристик продукции с помощью расширения ассортимента и его дифференциации;
- грамотная реализация товаров, услуг с проведением сопутствующих мероприятий. Для этого внедряются программы лояльности, организуется проведение акций, лотерей, игр, бесплатной выдачи пробных экземпляров продукции;
- правильная организация маркетинга, рекламных мероприятий, коммуникаций с общественностью. Для этого проводятся презентации товаров, услуг и налаживается продуктивное сотрудничество с другими компаниями для новых разработок или редизайна существующего продукта и расширения ЦА.
Примеры
Наиболее распространенные методы внедрения рыночной стратегии осуществляются с помощью разных инструментов. В их число входят:
- Программы лояльности — применяются для привлечения и удержания потребителей. Для этого владельцы бизнеса запускают выпуск и реализацию дисконтных (клубных) карт, предоставляя покупателям или клиентам возможность получения скидки.
- Специализированные торговые пункты — организация таких павильонов направлена на привлечения широкого круга ЦА за счет уникального функционала. Эффективной работе бизнеса способствует стильный дизайн, большой ассортимент, хороший подбор персонала.
- Презентации — организация таких мероприятий привлекает внимание ЦА, дает возможность заслужить доверие покупателей, клиентов. Этот прием позволяет формировать положительные отзывы, стимулирующие других потребителей.
- Сервисное обслуживание — такая деятельность компании безусловно повышает лояльность ЦА. К тому же соблюдение гарантийных условий позволяет бизнесу успешно конкурировать с другими субъектами рынка.
Стимуляция неценовой конкуренции
Эффективная рыночная стратегия стимулируется несколькими способами:
- Регулирование цен — это инструмент влияния на формирование неценовой конкуренции. Такая стратегия позволяет владельцам бизнеса мониторить ситуацию и создавать собственную политику продвижения товаров, услуг с учетом ключевых рыночных факторов.
- Договоры, акты, картельные соглашения — заключение любой сделки подразумевает покупку или продажу продукта в рамках установленной цены. Заранее обговоренные и зафиксированные документально условия контракта позволяют регулировать объемы закупок/реализации продукции и устанавливать уровень цен. В условиях невозможности влиять на рыночные факторы другими методами, этот способ стимулирует внедрение неценовой конкуренции.
- Сотрудничество с другими компаниями — взаимодействие с конкурирующими фирмами не только стимулирует соревновательный дух, но и способствует созданию взаимовыгодных условий для обеих сторон.
Неценовая конкуренция в рамках антимонопольного права
Это неотъемлемая часть рыночных отношений, создающих благоприятные условия для применения имеющихся ресурсов. Законодательство, регулирующее антимонопольное право, не создает преград для использования такой стратегии, если она не вступает в противоречие с установленными нормами.
Читайте по теме:
Как неценовые факторы спроса и предложения влияют на бизнес-стратегию
Конкурент использует незаконные методы давления: как защитить бизнес
В противном случае выполнение антимонопольных правил регулируется следующими действиями:
- поощряется производство и реализация взаимозаменяющих продуктов;
- оказывается всемерная поддержка формам малого и среднего бизнеса;
- поощряется создание совместных предприятий, в том числе с привлечением инвестиций.
Кроме того, финансируется организация мероприятий по расширению и улучшению качества ассортимента. Этот прием позволяет изменить в рамках рыночных отношений положение главенствующего субъекта.
Политика неценовой конкуренции дает широкие возможности предпринимателям успешно развивать бизнес с помощью оптимальных рыночных инструментов. Для этого необязательно прибегать к снижению стоимости продукта. Грамотная организация работы, обеспечивающая производство и поставку на рынок обширного ассортимента дифференцированных товаров/услуг, позволит расположить к себе значительную часть ЦА.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
14 декабря 2024
15 декабря 2024