Top.Mail.Ru
Истории

Неценовая конкуренция — что это и как работает

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Неценовая конкуренция — это методика борьбы за внимание и лояльность ЦА. Цена на товары или услуги используется бизнесменами как инструмент для привлечения потребителей и повышения конкурентоспособности предлагаемой рынку продукции. Однако эта стратегия работает не всегда безотказно. Ведь ключевой фактор выбора любого товара или услуги — высокое качество, безупречный сервис и бонусные программы.

Периодически цены по некоторым причинам приходится повышать, в результате чего нередко снижается конкурентоспособность продукции. В такой ситуации лояльность потребителей можно заслужить, применяя методы неценовой конкуренции. В статье узнаете про виды, какой бывает неценовая конкуренция и как ее стимулировать.

Неценовая конкуренция — что это и как работает
  1. Истории

 

Неценовая конкуренция: что это такое

Это способ борьбы, позволяющий бизнесмену преодолеть конкуренцию, используя эффективные рыночные факторы, такие как:

  • дифференциация ассортимента с учетом потребностей разных ЦА;
  • повышение качества, долговечности и функциональности продукции;
  • улучшение клиентского и гарантийного сервиса;
  • внедрение инновационных технологий, новых проектов и бизнес-моделей;
  • применение программ лояльности;
  • предоставление гарантий, скидок, льгот или дополнительных услуг;
  • разработка и создание торговой марки с позитивной репутацией;
  • использование рекламы и маркетинговых приемов, чтобы продвинуть продукт и привлечь потребителей;
  • совершенствование логистики и способов распределения товаров.

Ценовая и неценовая конкуренция отличаются использованием разных рыночных стратегий. В первом случае внимание потребителей привлекается за счет сниженной стоимости продукта. Такой способ позволяет предпринимателю сократить производственные расходы и увеличить количество продаж.

Неценовая конкуренция фирмы выстраивается по другому принципу. В этом случае учитывается, что некоторые потребители предпочитают качественный, а не дешевый продукт. Поэтому бизнесмены, не снижая затрат на производственные процессы, добиваются улучшения товарных характеристик и качества предоставляемых услуг.

Рациональность применения неценовой конкуренции

Использовать неценовую конкуренцию оптимально в случаях, когда:

  1. Невозможно снизить стоимости продукции. Такая ситуация может возникнуть из-за картельного соглашения или ограничений со стороны государственных надзорных органов.
  2. Покупательский спрос превышает возможный объем предложенных товаров или услуг. Это дает возможность фирме использовать неценовую конкуренцию для получения хорошей прибыли.
  3. Производство, продвижение и реализация товаров или услуг требует больших вложений. В этом случае снижение цен станет для компании убыточным.
  4. Высокая маржинальность, которая позволяет получать хорошую прибыль без снижения цен. Это дает возможность инвестировать часть денежных средств в развитие бизнеса.

Торговля дифференцированными товарами различных брендов, отличающимися друг от друга упаковкой, дизайном, качеством и долговечностью, служит идеальным поводом для применения неценовой конкуренции.

Если предпринимательская деятельность построена на производстве и продаже предметов роскоши, одежды, аксессуаров премиум-класса, то конкуренция с помощью регулирования цен практически невозможна.

Однако такой бизнес может быть вполне успешным. Финансово обеспеченный потребитель акцентирует внимание на бренде, эксклюзивности товара, качестве материала и исполнения.

Неценовая конкуренция: преимущества и недостатки

Эта методика в зависимости от вида стратегии и способов ее применения может иметь как плюсы, так и минусы.

Преимущества характеризуются следующими факторами:

  1. Возможность привлечь и удержать потребителя за счет реализации дифференцированных товаров, не прибегая к понижению цен.
  2. Доступные предпринимателям рыночные инструменты для ведения конкурентной борьбы.
  3. Возможность с помощью этой стратегии завоевать лояльность покупателей, увеличить прибыль и расширить границы бизнеса.

Характеристика неценовой конкуренции кроме позитивных факторов содержит и некоторые недостатки:

  1. Отказ от снижения цен приводит к потере группы покупателей, для которых в первую очередь важна стоимость товара, услуги.
  2. Чтобы грамотно реализовать рыночные методы могут понадобиться услуги опытных профессионалов.
  3. Гибкая ценовая стратегия, как правило, вызывает мощное противодействие конкурентов. Появляется необходимость в том, чтобы использовать дополнительные ресурсы и финансовые вложения.

Неценовая конкуренция

Неценовой рыночный инструмент имеет несколько видов. При этом методы такой стратегии для более высокой продуктивности бизнеса используются чаще всего не по отдельности, а комплексно.

Сервисная

Этот рыночный инструмент помогает улучшить работу с покупателями. Для удовлетворения их потребностей необходимо грамотно организовать диспетчерскую службу / техподдержку, бесплатную доставку товаров.


Читайте по теме:

Стратегия и методы борьбы с конкурентами в бизнесе

Как остановить нездоровую конкуренцию между руководителями


Продуктовая

Такая стратегия заключается в расширении ассортимента для привлечения и удержания потребителей. С этой целью увеличивается выпуск дифференцированной продукции или закупка товаров.

Функциональная

Такой инструмент неценовой конкуренции предполагает расширение диапазона дополнительных услуг, которые не относятся к основной сфере деятельности компании. Например, можно установить в торговом зале:

  • автоматов для продажи газет,
  • журналов,
  • сладостей,
  • выпечки,
  • газированных/горячих напитков,
  • копировальной техники, банковских терминалов.

Инновационная

Неценовая конкуренция этого вида характеризуется оперативным внедрением передовых технологий. В рамках стратегии предусмотрена возможность получить консультацию или заказать доставку продуктов в режиме онлайн. Для этого используются специальные мобильные приложения.

Коммуникативная

Эффективный в розничной торговле рыночный инструмент помогает увеличивать количество продаж, при этом нужно наладить контакт с покупателями и постараться найти к каждому свой подход.

Дифференциация продукции

Главная задача этой стратегии — производство и реализация оригинального товара, отличающегося габаритами, формой, упаковкой, позитивными характеристиками.

Реклама и продвижение

В этом случае на помощь неценовой конкуренции приходят эффективные маркетинговые приемы. Правильно организованная рекламная кампания позволяет потребителю выбрать оптимальный для него продукт.

Неценовая конкуренция: ключевые направления

Неценовая стратегия строится в 2 направлениях, которые на практике применяются по отдельности или комплексно. Первый вектор — конкуренция в области сырьевых рынков, а второй — борьба за нишу в сфере реализации услуг и сбыта продукции.

Основные стратегии

Благодаря политике неценовой конкуренции каждый предприниматель старается производить продукт, который будет обладать улучшенными или уникальными характеристиками.

Чтобы бизнес был успешным, большое внимание уделяется организации логистики и системе сбыта. Ключевые направления неценовой конкуренции являются важными стратегическими вехами, на которые следует ориентироваться.

Отрасли

Существуют 2 ключевые ветви неценового рыночного механизма. Обе на практике чаще всего применяются не по отдельности, а одновременно, взаимно дополняя друг друга.

Методы

Существующие способы применения неценовой конкуренции включают в себя следующие положения:

  • улучшение качественных характеристик продукции с помощью расширения ассортимента и его дифференциации;
  • грамотная реализация товаров, услуг с проведением сопутствующих мероприятий. Для этого внедряются программы лояльности, организуется проведение акций, лотерей, игр, бесплатной выдачи пробных экземпляров продукции;
  • правильная организация маркетинга, рекламных мероприятий, коммуникаций с общественностью. Для этого проводятся презентации товаров, услуг и налаживается продуктивное сотрудничество с другими компаниями для новых разработок или редизайна существующего продукта и расширения ЦА.

Примеры

Наиболее распространенные методы внедрения рыночной стратегии осуществляются с помощью разных инструментов. В их число входят:

  1. Программы лояльности — применяются для привлечения и удержания потребителей. Для этого владельцы бизнеса запускают выпуск и реализацию дисконтных (клубных) карт, предоставляя покупателям или клиентам возможность получения скидки.
  2. Специализированные торговые пункты — организация таких павильонов направлена на привлечения широкого круга ЦА за счет уникального функционала. Эффективной работе бизнеса способствует стильный дизайн, большой ассортимент, хороший подбор персонала.
  3. Презентации — организация таких мероприятий привлекает внимание ЦА, дает возможность заслужить доверие покупателей, клиентов. Этот прием позволяет формировать положительные отзывы, стимулирующие других потребителей.
  4. Сервисное обслуживание — такая деятельность компании безусловно повышает лояльность ЦА. К тому же соблюдение гарантийных условий позволяет бизнесу успешно конкурировать с другими субъектами рынка.

Стимуляция неценовой конкуренции

Эффективная рыночная стратегия стимулируется несколькими способами:

  1. Регулирование цен — это инструмент влияния на формирование неценовой конкуренции. Такая стратегия позволяет владельцам бизнеса мониторить ситуацию и создавать собственную политику продвижения товаров, услуг с учетом ключевых рыночных факторов.
  2. Договоры, акты, картельные соглашения — заключение любой сделки подразумевает покупку или продажу продукта в рамках установленной цены. Заранее обговоренные и зафиксированные документально условия контракта позволяют регулировать объемы закупок/реализации продукции и устанавливать уровень цен. В условиях невозможности влиять на рыночные факторы другими методами, этот способ стимулирует внедрение неценовой конкуренции.
  3. Сотрудничество с другими компаниями — взаимодействие с конкурирующими фирмами не только стимулирует соревновательный дух, но и способствует созданию взаимовыгодных условий для обеих сторон.

Неценовая конкуренция в рамках антимонопольного права

Это неотъемлемая часть рыночных отношений, создающих благоприятные условия для применения имеющихся ресурсов. Законодательство, регулирующее антимонопольное право, не создает преград для использования такой стратегии, если она не вступает в противоречие с установленными нормами.


Читайте по теме:

Как неценовые факторы спроса и предложения влияют на бизнес-стратегию

Конкурент использует незаконные методы давления: как защитить бизнес


В противном случае выполнение антимонопольных правил регулируется следующими действиями:

  • поощряется производство и реализация взаимозаменяющих продуктов;
  • оказывается всемерная поддержка формам малого и среднего бизнеса;
  • поощряется создание совместных предприятий, в том числе с привлечением инвестиций.

Кроме того, финансируется организация мероприятий по расширению и улучшению качества ассортимента. Этот прием позволяет изменить в рамках рыночных отношений положение главенствующего субъекта.

Политика неценовой конкуренции дает широкие возможности предпринимателям успешно развивать бизнес с помощью оптимальных рыночных инструментов. Для этого необязательно прибегать к снижению стоимости продукта. Грамотная организация работы, обеспечивающая производство и поставку на рынок обширного ассортимента дифференцированных товаров/услуг, позволит расположить к себе значительную часть ЦА.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти