Top.Mail.Ru
Истории

«Каждый решает сам, насколько готов на сделку с совестью». Пиарщики – о любви к продукту

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

PR-специалист – неотъемлемая часть любой компании. Они неустанно рассказывают журналистам о продукте, его преимуществах и пользе для общества. А что же они сами думают о нем? Любят, терпят или ненавидят, но продолжают выполнять свои обязанности?

Мы спросили об этом самих пиарщиков. Вот что они ответили.

«Каждый решает сам, насколько готов на сделку с совестью». Пиарщики – о любви к продукту

Иван Дробышев, основатель агентства Grechka Media


Помните концепцию нулевых «Если продавец хороший – он может продать что угодно»? Так было в эпоху постмодерна и иронии, но сегодня эта идея доживает свой век. 


Циничное здравомыслие помогает, но искренность — новая валюта коммуникатора. 

Да, вы не обязаны отдавать жизнь за клиента, но должны верить в выполнимость своих задач, доверять команде и клиенту, а главное – осознавать ответственность за свои поступки.

Искренняя любовь к стартапам заставила меня отказаться от зарплаты и открыть свое агентство, она же помогает мне не останавливаться. Хорошие кейсы случаются, когда ты работаешь с любимым продуктом, но лучшие – когда ты проникаешься к (на первый взгляд) невзрачному проекту. При этом я уверен, что, если он совсем не нравится или не совпадают ценности, то ничего путного не выйдет. 


Иногда ко мне приходят новые клиенты, которые спрашивают, «могу ли я занести "кому следует", чтобы гарантировать статью?». Надо ли объяснять, что после такого вопроса разговор не клеится? 

Чтобы определиться, стоит ли браться за проект или нет, нужно сделать несколько шагов.

  • Потратьте время на брифинг: выясните как можно больше, используйте заранее подготовленные вопросы.
  • Напишите на бумаге, что вам нравится в этом проекте, а что нет. Затем добавьте, что вы можете изменить, а на что – повлиять не в силах. Так у вас сложится трезвое понимание проекта.
  • Постарайтесь построить отношения с клиентом, чтобы вы могли открыто обмениваться идеями и мнением о происходящем. Таким образом вы сможете быстрее гасить конфликты и устранять недопонимание.
  • Ну и, наконец, подумайте: если текущий проект вас полностью не устраивает, поймите, зачем он нужен сегодня, и когда вы будете готовы с ним попрощаться.

Касаясь вопроса о степени погружения в проект – тут все зависит от конкретной ситуации. Например, пиарщик внутри организации должен стремиться стать экспертом. Без этого не будет эффективно работать агентство-подрядчик, да и журналисты уважать не будут. 


Даже если компания занимается очень сложными технологиями, вы просто обязаны быть центром экспертизы по мере своих гуманитарных сил. 

Для разовой работы в рамках PR-проекта такой уровень не обязателен.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Дина Мостовая, PR-консультант


Я считаю, что симпатия к продукту и компании в целом — это обязательное условие для начала сотрудничества. 


Прежде чем подписать договор с компанией я провожу несколько встреч, знакомлюсь с командой, провожу с ней как минимум день и только потом принимаю решение, готова ли я подписать контракт. 

Это обоюдное решение – меня тоже выбирают. Любовь приходит позже, в процессе работы и тесном взаимодействии с основателями компаний. 

Я не буду работать с людьми, с которыми мы не сошлись по mindset. В моей практике было немало случаев, когда я отказывалась от проекта, или мы быстро расходились с компанией, поспешно приняв решение о сотрудничестве. 

Именно благодаря таким случаям, я приняла решение не спешить и как можно дольше изучать компанию. С последним моим клиентом мы встречались четыре раза и находились в переписке почти пять месяцев, прежде чем начать работу. 


Я уверена, что невозможно рассказывать журналистам о компании без любви и искреннего интереса к отрасли. Только вера в продукт помогает мне достигать отличных результатов в работе и убеждать журналистов писать о проекте. 

По сути, каждый пиарщик продает информацию представителям медиа, а искусство продаж начинается с глубоких знаний о предмете. Коммуникации со СМИ не получится, если: 

  1. во-первых, ты сам не пользуешься продуктом, 
  2. во-вторых, плохо знаешь историю отрасли и компании, 
  3. в-третьих, не следишь за трендами и новостями. 

Вот несколько советов для максимально эффективной работы.

  1. Помните, что крутой результат можно сделать, только работая со «своими» людьми. Не стоит брать проект в работу только из-за денег или потому что это – известный бренд, который хорошо ляжет в ваше портфолио.
  2. Всегда честно высказывайте мнение на стадии переговоров и рассказывайте о своем подходе в работе (до подписания контракта), не пытайтесь понравиться и представить себя не тем, кем являетесь. 
  3. Помните, что ваша задача – не давить и настаивать, а консультировать клиента. Объяснять, как работает пиар, как происходит взаимодействие с журналистами, проговаривать риски и последствия действий или высказываний, обсуждать будущие шаги. И не забывайте, что окончательное решение всегда остается за клиентом.
  4. Учитесь эффективно коммуницировать: от банального исключения негативных эмоций в работе до соблюдения своих границ и четкого формулирования запросов.
  5. Любите свое дело и постоянно учитесь новому (неважно, сколько вам лет).  

Дарья Бондаренко, PR-менеджер в Alef Development и Inbase

Пиарщик не должен любить продукт, который он продвигает. Можно даже допустить, что он случайно его возненавидит, но это не помешает ему хорошо выполнять свои задачи. 

Для успешной работы пиарщику нужно знать продукт и его аудиторию, а еще – быть профессионалом. 

Под последним я подразумеваю обладание релевантными контактами или навык на них выходить, умение выстроить стратегию и реализовать ее. И где здесь любовь к продукту? Правильно, ее нет.

Если же пиарщик хочет быть не просто профессионалом, а счастливым профессионалом – тут уже важна любовь к продукту. Если любви нет, то с огромной вероятностью будет рабочее выгорание через полгода-год.

Юлия Перевезенцева, старший менеджер по работе с клиентами, Vinci PR Agency

В начале моей карьеры в международном PR-агентстве у нас с коллегами разгорелся спор на тему «Должен ли пиарщик уметь продвинуть любой продукт, независимо от того, нравится он ему или нет?». Большинство ответили, что да, должен, «он же профессионал». И действительно, настоящий профи сумеет найти способы для продвижения всего чего угодно, но, как мне кажется, вопрос глубже.

Простой пример: часто бывает так, что предлагают классный проект, но не за те деньги, на которые ты рассчитывал, или, наоборот, проект так себе, а денег – в разы больше. 

Я убеждена в том, что браться за проекты, которые тебе совсем не нравятся, не стоит. Но это вопрос выбора. Каждый решает сам, насколько готов на сделку с совестью.

Всегда стоит хорошо изучить проект/продукт перед тем, как принимать решение о том, будешь ты с ним работать или нет. Если меня ничего не зацепило, а что-то, может, даже смутило, я скорее откажусь. Но это, повторюсь, вопрос индивидуального выбора. 

Будучи максималистом, я считаю, что если ты взял проект, то должен изучить его досконально. Без этого ты, конечно, сможешь выполнить минимальные KPI, но взорвать рынок — вряд ли. А стоит ли браться, если нет цели выстрелить?

Если поступило предложение о сотрудничестве, то мой совет – сначала детально изучить ценности и цели компании, основные направления деятельности/продукты и познакомиться с ключевыми спикерами, а после все взвесить и понять, хочешь ли этим заниматься. Затем вместе с клиентом расставить приоритеты: 

  • что важно сделать «вчера», 
  • в краткосрочной перспективе, 
  • среднесрочной перспективе,
  • долгосрочной перспективе. 

Это позволит избежать недопониманий в работе и существенно упростит будущее взаимодействие.

Анастасия Эрнайс-Эскарса, независимый PR-консультант

Сложно заниматься пиаром условного бизнеса, если у вас есть мировоззренческие расхождения с его философией. Это все равно что предлагать журналисту написать о современном художнике, когда вам совершенно неинтересно искусство, а отличить Репина от Малевича – непосильная задача.

Я откажусь от работы с тем проектом, чьи ценности мне будут непонятны или неприятны. Более того, я вряд ли возьмусь за проект, который не будет заряжать меня драйвом – не получится искренней трансляции эмоций.

Конечно, одних лишь эмоций недостаточно для качественной работы. Но и качественная работа невозможна без позитивного отклика от продукта.

В идеальном мире пиарщик должен владеть информацией на уровне СЕО, иначе очень сложно по-настоящему заинтересовать журналиста и добиться ситуации, когда публикация статьи или сюжета о компании – это одинаково выгодная история и для журналиста, и для бизнеса. 

Но, к сожалению, так бывает не всегда. Без доверия между командой и пиарщиком последний никогда не будет обладать актуальной информацией.

Вот несколько факторов для успешной работы пиарщика.

  1. Во-первых, PR-специалист должен быть максимально «погружен» в проект. Любой технологичный продукт должен словами пиарщика становится понятным даже бабушкам на лавочке. 
  2. Во-вторых, важно уметь общаться с СЕО на языке бизнеса. Это необходимо для того, чтобы конвертировать бизнес-мысли в медийные смыслы. 
  3. В-третьих, в нашей работе важны выстроенные отношения с командой, работа в тесной связке с маркетингом проекта, это позволит не пропустить ни новый инфоповод, ни дедлайн для сдачи материала журналисту.
  4. И, в-главных, получайте удовольствие от своей работы. Не отказывайте себе в приятных эмоциях профессионального общения.

Ярослав Федосеев, пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС»

Пиарщик не имеет собственного мнения в публичном поле, а если и имеет, то он должен быть на 100% уверен, что репутация его компании не пострадает. 

Пиарщику может не нравиться продукт, он может поливать его грязью в своем сознании и вообще ненавидеть всей душой, но какой в этом толк, если об этом все равно никто никогда не узнает?

В начале карьеры я работал одновременно в КПРФ и «Оркестре Волынщиков Москвы», параллельно подрабатывая кладовщиком в магазине мужского груминга. Сложно сказать, к кому я относился более предвзято. Возможно, сейчас я бы не стал себя пересиливать, но у новичков выбор есть не всегда. 

Я считаю, что проект нужно знать «от» и «до». Сейчас я работаю в НП «ГЛОНАСС» и, признаюсь, иногда тяжело быть единственным гуманитарием среди математиков и инженеров. 

Для эффективной работы мне необходимо разбираться в технологиях V2X, телематике, прибористике, знать основы микроэлектроники. Получается ли у меня? Не особо. Но чем больше я узнаю, тем лучше креативлю в сфере коммуникаций.

Заставьте себя любить продукт, прочитайте книгу «Как узнать все что нужно, задавая правильные вопросы», прослушайте зарубежных спикеров по вашей теме, запросите мнения. Погрузитесь в тему с головой. Представьте, что вы персонаж из фильма «Цельнометаллическая оболочка», который к концу учебки стал разговаривать со всей винтовкой. Только так вы добьетесь успеха.

Юлия Масленникова, независимый PR-специалист

Самый крутой результат я получала лишь тогда, когда безоговорочно верила в продукт, в людей, которые его создают, и в ценности компании. 


Мне кажется критично важным любить то, что делаешь, и продвигать только те проекты, которые нравятся. Возможно, это неправильный подход с финансовой точки зрения, однако он точно помогает снизить стресс и быть более эффективным. 

Когда ко мне приходит новый клиент, первое, на что я обращаю внимание, – насколько мы мэтчимся в ценностях. Это – база и минимум, без которого я не готова идти дальше. 

Самые важные факторы: ответственность и честность, потому что любая дальнейшая коммуникация проекта с PR-специалистом будет так или иначе основана на этом. Я могу не верить до конца в продукт, но понимать, что его делает крутая команда, которая выложится на 100%, и мне будет с ними комфортно и интересно работать. 


Поэтому главный совет при выборе проекта: смотрите на людей, которые его создают. Продукт – это отражение СЕО, его ценностей и команды. 

Я занимаюсь исключительно технологическими проектами, это позволяет глубоко изучать каждый из них. Но уровень погружения всегда зависит от задач пиарщика и сложности продукта. 

Рассказать СМИ про сложную технологию простыми словами получится только тогда, когда изучишь ее со всех сторон. Важно понимать, что за провальные и некорректные публикации ответственность всегда несет пиарщик.


Материалы по теме:

«Этот рынок не прощает самодеятельности и не дает второго шанса». Что нужно знать о PR в Китае

10 простых привычек, которые повышают мою эффективность: советы PR-специалиста

10 признаков того, что ваш пиарщик плохо работает

Почему основателю компании нужен PR (и как найти хорошего пиарщика)

Имеет ли пиарщик право на ошибку: коллеги по цеху – о скандале вокруг «Леруа Мерлен»


Фото на обложке: кадр из сериала «Благие знамения», 2019 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пять результативных коммуникационных кампаний с применением ИИ: кейсы международных брендов
  2. 2 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
  3. 3 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  4. 4 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  5. 5 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти