Top.Mail.Ru
Колонки

10 историй о клиентах и выводы, которые мы сделали после работы с ними

Колонки
Инна Анисимова
Инна Анисимова

Генеральный директор PR Partner

Полина Константинова

Клиенты — как родители. С ними бывает сложно, они молниеносно меняют тон с дружеского на назидательный, их власть становится безмерной, если вы не установили границы, но главное, без них вашего бизнеса просто не было бы. Инна Анисимова, генеральный директор PR Partner, рассказала о нескольких случаях с заказчиками, с которыми столкнулись в ее агентстве, и дала советы, как общаться с разными типами клиентов.

10 историй о клиентах и выводы, которые мы сделали после работы с ними

За 12 лет работы PR Partner обслуживал немало B2B-клиентов, c некоторыми мы стали настоящими партнерами и друзьями, другие же снятся в кошмарах. Уверена, такие заказчики есть у всех. И те, и другие внесли вклад в развитие агентства.

Первые — вдохновили нас на подвиги в области продвижения, прибавили уверенности в силах, вторые — научили справляться со стрессом.

Вот несколько историй из агентской жизни, а также некоторые рекомендации, как быть, если вдруг вы оказались в таких же ситуациях.

История о понимании

Некоторые клиенты считают обязательным условием для работы мат. Будто без него их речь невозможно будет распознать. Так и приходится работать, как среди грузчиков из анекдота. Такие тяжелые условия труда не лучшим образом могут сказываться на ваших коллегах. К концу сотрудничества уже начинаешь привыкать: «Где *** публикации?», «Они *** в ***».

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте
Фото: Unsplash

Одно дело, когда клиент использует мат по делу, к примеру, интервью действительно было потрясающим, другое дело — когда он просто на нем живет, тогда о прямых эфирах придется забыть.

Морали не будет: вы либо работаете с такими, либо нет.

История о любви

Клиенты, которые не знают, чего хотят, не редкость, «мне бы продвижение». Но есть и такие, кто знает, чего хочет, но сказать стесняется. Был у нас такой заказчик. ИТ-компания, которая нуждается в B2B-коммуникациях, а руководитель… жаждал попасть в глянец и на модные показы и премии.

После многочисленных расспросов спикер сдался и признался в истинных планах. Он рассчитывал через публикации заинтересовать совсем другую аудиторию — молодых, красивых, незамужних девушек. Надо сказать, что PR оказался эффективным, через пару лет его нашла такая фея домашнего очага.

Мораль: решите, на кого вы работаете: бывает, что цели и задачи компании не совпадают с целями и задачами ее руководителя.

История о юбке и харассменте

Были у нас и клиенты, которые легко могли бы разделить незавидную долю Харви Вайнштейна. Ничего не подозревающие пиарщики приходили на рабочую встречу, а там их ждали провокационные вопросы о длине юбки. «Что же вы не надели короткую юбочку, как в прошлый раз?» — говорит заказчик, томно поглядывая на твою сотрудницу.

Фото: Unsplash

Мораль: дресс-код в стиле «еду в советский банк» спасет мир.

История об ОКР

ОКР или обсессивно-компульсивное расстройство — популярный сейчас недуг, навязчивая потребность в дезинфекции, не только чистоте. И нам есть что сказать по этому поводу.

Одна международная компания, для которой мы устроили, не побоюсь этого слова, идеальное мероприятие, осталась недовольна проделанной работой. А проблема была в «грязных кнопках лифта». И даже 57 пришедших на пресс-конференцию журналистов не смогли согреть холодные сердца.

Вместо «спасибо» мы получили наставление «в следующий раз кнопки помыть».

Мораль: узнайте, какие бзики и KPI есть у вашего клиента, помимо тех, что прописаны в договоре.

История о разных кофточках

Еще один случай, с которым можно смело направиться к психологу, нашел себе достойное место в истории агентства. Характерный для нас клиент — российский банк, в лице лучших его представителей, был доволен нашей работой, пока в один прекрасный день не раздался звонок пиар-директора.

Фото: Unsplash

Голос пытался сбивчиво объяснить, что стряслось. Оказывается, привыкший к дисциплине сотрудник банка был возмущен тем, что наши девочки ходят в «разных кофточках», и благородно вызвался доложить о нарушениях мне как руководителю, дабы преступницы понесли заслуженное наказание.

Мораль: смотри выше. Дресс-код в стиле «еду в советский банк» спасет мир.

История об особом отношении

Мы любим работать. Ради хорошего интервью в авторитетном издании мы проплывем океаны, покорим горы, забудем о сне. Но когда клиент самодовольно заявляет: «Прокатись со мной завтра на такси в аэропорт в 4 утра, у меня будут свободные полчаса, может, повезет, я потрачу их на интервью для газеты», мы лучше дома останемся.

Мораль: предложите заказчикам услугу «24 часа в сутки», особенно это популярно при обслуживании публичных компаний, например, когда мы работали с Turkish Airlines, она была включена в пакет. В этом случае, если вы и едете в Шереметьево в четыре утра, то небесплатно.

История о жертвах

Встречаются клиенты, которые требуют небольших «кровавых жертв» в знак подтверждения верности. Один из таких заказчиков на вопрос: «Все ли вас устраивает в нашей работе?», ответил: «Все нравится, кроме директора по развитию. Его надо уволить. Срочно. Вчера. Если вы, конечно, хотите работать с нами». Хотим, конечно, но не такой ценой.

Фото: Unsplash

Мораль: клиент не всегда прав, сотрудники — то, на чем держится любой бизнес. Всем советую «Метод Тыквы» Майка Микаловица.

История о лучших друзьях

Встречаются иногда клиенты-мечта. Улыбчивые, позитивные, всегда на связи, сразу предлагают перейти на ты. Вот он, друг, который заполнит пустоту, если вдруг тебе не спится в два часа ночи после череды встреч, комментариев и интервью.

И ничего, что он попросил тебя по-дружески сделать то, что не входило в твои обязанности, например, переводы еще шести пресс-релизов перед приездом топа из штаб-квартиры.

Вскоре ты обнаруживаешь себя сидящим перед компьютером в три часа ночи, выполняющим нескончаемые просьбы своего нового «друга».

Мораль: смотри договор. Хочешь доппродажи и премию? Смотри договор.

История о бесплатном сыре

«А распишите нам PR-стратегию бесплатно, пожалуйста, у нас тендер». На следующий год звонок: «Очень хорошая была стратегия, мы реализовали все ваши идеи, хотим еще».

Фото: Unsplash

Мораль: посчитай конверсию, как твои «тыквы-клиенты» действительно приходят к тебе. Старайся не делать работу бесплатно, особенно в рамках тендеров на 10-12 агентств, когда заранее известен победитель.

Ну, и последняя… история о конкурентах

Молодая девушка, мечтающая о работе в отрасли, написала и попросила о помощи в исполнении мечты. А именно… выполнить за нее тестовое задание на две страницы для работы в модном ресторане завтраков «Кукареку».

Что она собиралась делать, если ее возьмут и попросят систематически демонстрировать способности, она не уточнила.

Мораль: иногда хорошо, что как агентство вы не можете работать с конкурирующими бизнесами, чтобы даже не рассматривать, как стоит отвечать на подобные запросы. «Извините, мы не можем вам помочь, так как сотрудничаем с «Чайхоной N1».


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пять результативных коммуникационных кампаний с применением ИИ: кейсы международных брендов
  2. 2 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
  3. 3 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  4. 4 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  5. 5 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее