Во время пандемии сервисы экспресс-доставки продуктов росли экстремальными темпами, привлекая рекордные суммы инвестиций. Однако их падение оказалось таким же быстрым: несколько стартапов уже объявили о банкротстве, а другие сокращают географию и увольняют сотрудников. Почему эта ситуация напоминает пузырь доткомов и какую ошибку повторяют стартапы — рассказываем в материале.
Чтобы стать единорогом, стартапу по экспресс-доставке продуктов Jokr потребовалось лишь восемь месяцев. И еще шесть — чтобы его стратегия показала свою несостоятельность.
В своей рекламе, которая заполонила улицы Нью-Йорка, Jokr обещал привозить продукты в течение 15 минут — бесплатно и без минимальной суммы заказа. В общей сложности стартап привлек $430 млн венчурного капитала на международное расширение.
В городах от Бостона до Боготы можно было встретить курьеров Jokr — в ярко-бирюзовой форме и на скутерах они развозили мороженое и соусы для пасты.
Параллельно с этим, Jokr терял деньги. Согласно данным The Information, в первой половине 2021 года стартап получил доход в размере $1,7 млн, но его убытки составили $13,6 млн.
В апреле Jokr прекратил деятельность в Европе, а в июне — в США, где уволил 50 сотрудников. Это произошло через 14 месяцев после запуска и спустя год после того, как он объявил о планах построить 100 микроскладов в одном только Нью-Йорке. На данный момент компания по-прежнему работает в Сан-Паулу (Бразилия), Мехико (Мексика) и Боготе (Колумбия).
Другие стартапы по экспресс-доставке также стремительно сокращают свой бизнес.
- В мае две крупнейшие компании в этом секторе — Gorillas и Getir — уволили тысячи сотрудников и закрылись в основных городах по всей Европе.
- Этим летом Gopuff, который оценивался в $15 млрд в 2021 году, закрыл 76 из 500 своих распределительных центров.
И это лучшие примеры. Другие, например Buyk, Fridge No More и Zero Grocery, уже обанкротились.
Почему это происходит
За последние два года венчурные капиталисты предоставили почти $8 млрд на рост и расширение шести стартапам по экспресс-доставке, которые конкурируют в Нью-Йорке. И сейчас инвесторы все настойчивее требуют прибыльности.
Томасу Эйзенманну, профессору Гарвардской бизнес-школы, это внезапное изменение напоминает пузырь доткомов 2000 года. В то время разрекламированные стартапы, такие как Kozmo, обещавший доставку продуктов и DVD в течение часа, закрылись всего через несколько лет после того, как получили миллионы долларов от венчурных капиталистов.
«Что изменилось при этих новых бизнесах? Это не работало тогда и не работает сейчас», — рассказывает Эйзенманн об экспресс-доставке.
Эйзенманн ведет курс по ошибкам стартапов, а в прошлом году написал исследование по этой теме под названием Why Startups Fail («Почему проваливаются стартапы»). По его словам, сервисы экспресс-доставки часто совершают одну и ту же ошибку, когда не могут закрепить первоначальные успехи и рост.
- Первая волна интереса со стороны клиентов приходит легко и бесплатно, поскольку люди хотят попробовать новый многообещающий сервис.
- Чтобы удерживать этих клиентов и привлекать новых, стартапу нужно прояснить свое ценностное предложение. С точки зрения экспресс-доставки нужны потребители, которые регулярно нуждаются в таких товарах, как пластыри и бананы, и готовы переплачивать за срочность.
Как утверждает Эйзенманн, когда число новых клиентов начинает сокращаться, стартапы вынуждены предлагать промо-акции. Например, «бесплатные продукты на сумму $20 при каждом заказе». Из-за этого их экономика может стремительно ухудшаться. В текущих условиях неопределенности людей трудно убедить использовать новую премиальную услугу.
Фото в тексте: buryakphoto /
Сервисы, доставляющие продукты в течение нескольких часов, уже и так получают крайне низкую маржу. В продуктовой онлайн-корзине на сумму $100 около $70 приходится на оптовую стоимость товаров, а $30 — на накладные расходы, такие как охлаждение и хранение товаров, сбор и доставка заказов.
Согласно недавнему отчету McKinsey, типичный продуктовый магазин из Северной Америки получает 4% чистой прибыли с офлайн-покупок и теряет 13% на каждом онлайн-заказе.
Некоторые компании находятся в лучшем положении, например Instacart, которая использует инфраструктуру и запасы существующих магазинов. Однако и сама Instacart все еще не приносит прибыль.
Что мешает росту сервисов быстрой доставки
Чтобы исправить ситуацию, стартапы по экспресс-доставке могут хранить товары в дарксторах. Это небольшие склады, доступные только для работников сервиса, где онлайн-заказы можно собирать быстрее, чем в традиционных магазинах. Кроме того, большую часть расходов можно переложить на покупателей через наценку.
Читайте по теме: Препятствия для беспилотников: что мешает доставке дронами стать массовой
Однако строительство достаточного количества дарксторов, чтобы обслуживать все районы города в течение 15 минут, требует огромных инвестиций. К тому же управлять запасами во всех них довольно непросто.
Расходы на доставку каждого заказа у таких сервисов также, как правило, больше, чем у более традиционных компаний. Если желаемое можно получить за считанные минуты, то люди с большей вероятностью совершают импульсивные покупки, например заказывают один шоколадный батончик поздним вечером.
При этом расходы на авто- или велокурьеров будут одинаковыми независимо от суммы заказа. Чтобы их сократить, можно объединять несколько заказов вместе, но и это трудно осуществить, поскольку покупатель должен получить товары в течение 15 минут. В результате многие сервисы «теряют деньги на каждой транзакции», как утверждает Эйзенманн.
С целью завлечь клиентов многие компании предлагали щедрые условия, чем еще сильнее ухудшили свое положение. В 2021 году нью-йоркский стартап 1520 с основателями из России предлагал бесплатную доставку в течение 15-20 минут без ограничений по сумме заказа.
Его соосновательница Мария Данильцева назвала эту бизнес-модель «суперэффективной» и предположила, что 1520 может даже улучшить маржу продуктовых магазинов, поскольку ему не нужно инвестировать в торговые помещения. Однако к концу 2021 года 1520 потратил все финансирование и закрылся.
Стартапы, вероятно, откажутся от подобных щедрых условий. Чтобы продержаться до 2023 года, им потребуется доказать, что такая экономика может работать. И победят в этой категории те, кто смогут быстрее выполнить свои обещания.
Фото на обложке: Tricky_Shark /
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
09 сентября 2024
09 сентября 2024
09 сентября 2024