Сопутствующий товар — это продукт, который предлагается к выбранному предмету покупки с целью увеличить выручку для предприятия и ценность приобретения для клиента.
Практически каждый покупатель может дополнительно приобрести эту категорию товаров, вспомнив о своих потребностях, увидев на полке нужный продукт, или принять решение после консультации продавца. В статье — больше про то, как продавать такие товары.
Содержание
Введение
Такие продажи могут увеличить средний чек на 30%, это значительный показатель, которому стоит уделить должное внимание.
Они всегда связаны с основной покупкой, поэтому ассортиментный перечень сопутствующих товаров продумывается очень тщательно.
- В магазинах одежды предлагаются солнечные очки, кепки, ремни, кошельки или бижутерия, которые покупатель видит на подходах к кассе.
- В отделах косметики — пробные образцы, салфетки, недорогие маски для лица и кремы для рук.
- Магазины компьютерной техники предлагают разнообразные чехлы, сумки и другие аксессуары для планшетов или ноутбуков.
- Некоторые торговые сети презентуют ряд сервисных услуг в качестве сопутствующего товара (доставка, консультация, дополнительное гарантийное обслуживание).
Товары и услуги, приобретенные вместе с основной покупкой, должны дополнять, улучшать и расширять возможности главного продукта.
Кроме того, сопутствующий товар, приобретенный после грамотной консультации менеджера и в последующем действительно оказавшийся полезным, вызывает доверие к торговой точке (клиент вернется вновь и перейдет в разряд постоянных покупателей).
Основные принципы и алгоритмы успешной продажи
При проявлении интереса и принятии решения о покупке потребителя поддерживает продавец — рассказывает о положительных и качественных характеристиках продукта, предлагает сопутствующие товары, заявляет о бонусных преимуществах и скидках, высоких экспертных и клиентских оценках.
Если реакция клиента позитивная, то менеджер продолжает диалог с максимально подходящим перечнем без давления на покупателя, чтобы не вызвать реакции отторжения.
В итоге покупатель либо приобретает предложенные продукты, либо отказывается.
Средний чек формируется из активной продажи основных и дорогостоящих товаров, дополнительных продуктов и расходных материалов.
Предложения, связанные с сопутствующим приобретением, выражаются как форма заботы и внимания к покупателю с целью удовлетворения его потребностей.
Фразы, которые транслирует продавец, предлагают решения, закрывающие клиентские запросы (улучшение внешнего вида, подчеркивание индивидуальности, повышение удобства, функциональности или эксплуатационного срока).
Читайте также: 4 психологических приема, которые делают стоимость продукта привлекательнее
Вероятность согласия на покупку составляет менее 50%, продавцы-консультанты должны помнить об этом и относиться спокойно к отказам, продолжая включать в свою деятельность предложения о сопутствующих товарах на постоянной основе.
Базовые правила реализации
- Предложения могут быть озвучены, когда основной товар выбран.
- Презентуется три сопутствующих продукта в различном ценовом сегменте (ассортимент для каждого основного товара продумывается заранее).
- Менеджеры по продажам должны быть обучены проверенным и действующим скриптам. Например, «Хороший выбор, это качественная и удобная обувь. При правильном уходе она может прослужить несколько лет. Сейчас у нас есть в наличии особые средства, которые идеально подойдут для такого типа кожи».
- Сопутствующие товары располагаются рядом с основными, чтобы вызвать положительное решение о дополнительном приобретении. Для этого используют призывы, стимулирующие покупку и потенциально решающие проблемы потребителя: «Стань ярче этим летом с бижутерией из последней коллекции».
- Проявляется забота, и предлагаются те товары, которые потенциально могут пригодиться именно конкретному покупателю. Важно встать на его место, подумать «за него» и предлагать то, что может быть максимально полезно.
- Консультируя, затрагивают характеристики и функционал товара, так как некоторые из них могут быть незнакомыми для клиента, и он не представляет, как они ему помогут в повседневной жизни. При заинтересованности таким продуктом менеджеры на нем останавливаются и подробно описывают его полезные свойства.
Работающие техники
Выбор без выбора
Предлагаются варианты для действия без возможности отказа. Например, «Этот товар можно оплатить сегодня или в течение 3 месяцев. Как вам удобно?».
Компетентные рекомендации менеджера
Продавец уверенно консультирует и предлагает наиболее подходящие продукты.
Уточняющий ряд вопросов
Менеджер уточняет детали, связанные с личными потребностями, и в результате подводит покупателя к решению об увеличении числа приобретаемых товаров.
Читайте также: Что лучше продавать зимой на маркетплейсах
Личные выгоды для потребителя
Продавец говорит о реальных преимуществах и приводит численные значения, чтобы показать, сколько выгод для себя получит потребитель.
Максимальное количество предлагаемых товаров
Представляют множество подходящих продуктов (разного функционала и цены) к основному, что позволяет принять решение о покупке хотя бы одного из них.
Кивок Салливана
Распространенный психологический прием, когда менеджер при перечислении дополнительного ассортимента делает кивок головой и таким образом провоцирует покупателя на неосознанное согласие.
Приемы для позитивного и доверительного диалога
- Побуждение покупателя вспомнить о потребностях и желаниях. «Что еще вам необходимо? Что вы планировали приобрести из аксессуаров? Какие средства ухода вы уже приобретали, они сейчас нужны вам?».
- «Не рекомендовать» некоторые продукты в пользу других с «лучшими» характеристиками. «У этих карт памяти небольшой объем, я покажу вам лучшие варианты». Так клиент проникается доверием и откликается на призывы продавца.
- Использование речевых оборотов типа: «А знаете, я вспомнил! Есть еще одно интересное предложение для вас!»
Распространенные ошибки
Предлагаются неподходящие товары
Сопутствующие продукты должны соответствовать основному приобретению и являться для него рациональным и качественным дополнением.
Неадекватный момент для рекомендаций
Чтобы предложить ряд полезных приобретений, необходимо понимать, к какому продукту и что рекомендовать. Поэтому необходимо убедиться, что клиентом уже выбран основной товар.
Психологические барьеры продавцов
Одна из основных причин невысоких продаж сопутствующих товаров — это нежелание заострять внимание покупателя на них.
Зачастую менеджер думает, что покупатель и сам знает, что ему требуется, и навязывать ему другие продукты нет смысла.
Кроме того, может присутствовать страх неудачи (особенно у продавцов с небольшим опытом) либо неверие в собственный продукт.
Иногда присутствует фактор разочарованности в своих прежних действиях: «Я предлагал, но покупатель отказался, я не буду делать это снова, это не работает».
Факторы, влияющие на увеличение продаж
Существует ряд принципов, которые влияют на положительное решение о покупке сопутствующих товаров.
Востребованные и актуальные продукты
Предложения должны быть максимально подходящими.
Для клиента, приобретающего телефон, будет неуместным предлагать средства для кухонной техники. Лучше подойдет карта памяти, чехол и защитное стекло.
Ассортиментный перечень требует постоянного расширения и пересмотра с учетом его полезности для различных клиентских групп.
Бюджетные возможности покупателя
Сопутствующие товары предлагаются в разных ценовых сегментах — бюджетном, среднем и премиум, так как продавцу предугадать платежеспособность и планируемые траты сложно.
В таком случае у клиента будет выбор в рамках своих средств.
Такой же принцип используется при размещении на полках торгового зала — рядом с премиальным товаром располагаются более дорогие аксессуары, в других категориях, соответственно, так же.
Правильное размещение
Сопутствующие товары размещают на подходах к кассам или рядом с основными товарами, продумывая их назначение и востребованность. И вместе с этим используют эффективные слоганы и призывы.
Например, рядом с декоративной косметикой можно разместить стикер «Лучшее средство для умывания» с сопутствующим товаром.
Своевременное предложение
Идеальным временем для предложения сопутствующих товаров считается окончательное решение о покупке, но еще до ее оплаты.
Если клиент выбирает кофе-машину и хочет узнать подробнее о характеристиках нескольких моделей, нецелесообразно в этот момент предлагать натуральный кофе в зернах.
А после выбора — самое время.
Также после оплаты покупатель уже намерен уйти и вряд ли захочет возвращаться в торговый зал.
Продажи с учетом клиентских групп
Важно при формировании ассортиментного перечня и скриптов делить клиентов на группы (пожилые клиенты, семьи с детьми, студенты).
Можно пойти дальше и сделать группы более мелкими. Например, семьи могут быть разделены на многодетные, неполные, с одним ребенком. Далее продумывают список предложений, которые заинтересуют именно их.
В соответствии с этим разрабатывают скрипты и выстраивают диалог с узкими категориями клиентов.
Читайте также: Как продать неликвидный товар
Кроме того, для успешных продаж менеджер должен чувствовать и понимать настроение и психотипы покупателей и уметь к ним подстроиться.
Так, женщина пожилого возраста, слабо понимающая в сложных названиях и особенностях гаджетов, устанет от перечисления цифровых характеристик смартфона.
Лучше использовать простые и понятные фразы, транслировать компетентность в обсуждаемом вопросе, затрагивать факторы популярности и отзывов.
«Вы выбрали отличный телефон, у него хорошая камера для четких и ярких фото. Если вы планируете хранить фотографии на устройстве, то вот эта карта памяти позволит долго накапливать «воспоминания», и, кстати, это популярная и качественная марка, ее быстро раскупают».
Обучение персонала
Сотрудники торговых точек должны понимать, что важно продавать сопутствующие товары, а главное, уметь это делать.
Менеджеры, предлагая продукт, излучают уверенность, компетентность и вызывают доверие. Поэтому сотрудников обучают основным техникам и приемам продажи как основных, так и дополнительных товаров.
При страхе неудач нужно показать статистику и объяснить персоналу, что отказы — это часть повседневной работы.
Пояснить, что негативные реакции клиентов могут быть сняты проявлением «заботы» и заинтересованности в решении их проблем.
Психологические барьеры преодолеваются не только путем обучения, но и практикой продаж. При этом важно новых сотрудников научить продажам начиная с испытательного срока работы, для того чтобы это стало обычной практикой и навык стал автоматическим.
Читайте также: Что такое высокомаржинальные товары и как их продавать
Возможно, продавцы не заинтересованы в продаже дополнительных продуктов, так как это не имеет влияния на заработную плату. В таком случае можно предложить бонусную систему оплаты за увеличение продаж.
Особенно стоит поощрять тех менеджеров, которые внедряют инновационные и работающие механизмы таких продаж, и принимать их в общую работу всей торговой точки или сети.
При опробации новых техник и приемов разумнее применять их в отдельном магазине, а после, с учетом всех преимуществ и недостатков, внедрять в другие торговые залы.
При эффективных продажах сопутствующих товаров и деликатном подходе к покупателю решаются проблемы клиента, повышается доверие к магазину и увеличивается доходность торговой сети.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025